ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-336/2022 от 13.09.2022 Ленинскогого районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-336/2022

34RS0026-01-2022-000410-35

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Ленинск

Волгоградская область 13 сентября 2022 года

Ленинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Молоканова Д.А.,

при секретаре Сукочевой Д.Ю.,

с участием представителя истца администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области С, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского поселения к ФИО о признании недействительным (ничтожным) Дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения, применении последствия недействительности сделки - прекращении права собственности на жилое помещение,

установил:

администрация городского поселения г. Ленинск Волгоградской области обратилась в суд к ФИО с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) Дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения, применении последствия недействительности сделки - прекращении права собственности на жилое помещение. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГХ (в настоящее время ФИО) была принята на муниципальную службу в аппарат администрации городского поселения специалистом 1 категории.

ДД.ММ.ГГГГ между Х и Х2 был заключен брак.

В соответствии со ст. 3 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 г. N1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" - Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации и Волгоградской области, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления городских округов, городских (сельских) поселений.

Постановлением администрации городского поселения г. Ленинск от ДД.ММ.ГГГГХ2 была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Присвоен очередной номер регистрации - 120.

ДД.ММ.ГГГГ между Х2 и ФИО был заключен брак. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО был заключен договор найма служебного жилого помещения. Согласно п. 1 данного договора Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности администрации городского поселения город Ленинск площадью кв.м. в т.ч. кв.м., расположенное по адресу: для временного проживания в нем.

Постановлением администрации г.п.г. Ленинск от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: , исключено из специализированного жилищного фонда городского поселения г.Ленинск, и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области. Соответственно условие Договора найма служебного жилого помещения теряют свою юридическую силу.

В соответствии с п. 10 ст. 6 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 г. № 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" - в соответствии с решениями органа местного самоуправления о принятии граждан на учет органом осуществляющим принятие на учет, формируется единый общий список (очередность) граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ - Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

На ДД.ММ.ГГГГ список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составлял 15 человек, Х2 числилась под номером 6.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и администраций городского поселения был заключен договор передач жилого помещения в собственность граждан, расположенного по адресу: . Далее данный Договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Волгоградской области.

ДД.ММ.ГГГГ за ФИО зарегистрировано право собственности на данную квартиру.

ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника ФИО была уволена.

Однако администрация городского поселения город Ленинск полагает, что заключение договора от 29.12.2021г. противоречит действующему законодательству, поскольку при исключении спорного помещения из состава специализированного, оно должно было быть предоставлено в порядке очерёдности гражданам, признанным нуждающимися в жилом помещении. Основания пользования данным помещением у ФИО отсутствовали.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" 6. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

В соответствии со ст.168. ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии с абз. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Истец, уточняя исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ указал, что 29.06.2018 г. между администрацией городского поселения город Ленинск и ФИО был заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: . В настоящем договоре условие о том, что ФИО имеет право приватизировать в дальнейшем данное помещение, отсутствует.

В соответствии со ст. 100 ЖК РФ - По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Постановлением администрации г.п.г. Ленинск от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: , исключено из специализированного жилищного фонда городского поселения и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области. Соответственно условия Договора от ДД.ММ.ГГГГ найма служебного жилого помещения теряют свою юридическую силу.

12.11.2021 года между администрацией г.п. и ФИО, заключено дополнительное соглашение к фактически недействующему договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Договор от 29.06.2018 г. не мог быть изменен, поскольку существенные условия договора подразумевали владение и пользование служебным жилым помещением. Поскольку при исключении из специализированного жилищного фонда городского поселения г. Ленинск и включении в муниципальный жилищный фонд социального использования городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области данное жилое помещение в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ - должно было быть предоставлено гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

На 01.12.2021 года список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма составлял 15 человек. Х2 числилась под номером 6.

На основании изложенного, истец просит признать недействительным (ничтожным) Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Применить последствия недействительности сделки - прекратить право собственности ФИО, зарегистрированное на квартиру, площадью кв. м, расположенную по адресу: , с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель истца администрации городского поселения С заявленные требования поддержала, просила суд иск удовлетворить по изложенным в иске доводам.

Ответчик ФИО в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения, согласно которым ответчик не согласен с предъявленными исковыми требованиями, поскольку в собственности администрации городского поселения г. Ленинск имеются жилые помещения в статусе свободного жилья, которые не предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в 2021 году. Так же в администрацию городского поселения г.Ленинск в 2021 году не поступали заявления о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, от граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В апреле 2013 года ответчик признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма.

29.06.2013 года между администрацией городского поселения г. Ленинск и Ответчиком был заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу:

Постановлением администрации городского поселения г. Ленинск от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: исключено из специализированного жилищного фонда г.п.г. Ленинск, и включено в муниципальный жилищный фонд г.п.г. Ленинск, с Ответчиком было заключено дополнительное соглашение к договору найма.

После подачи Ответчиком заявления о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: от собственника помещения - администрации г.п.г. Ленинск не поступило отказа в приватизации жилого помещения.

Проект постановления о передаче в безвозмездную собственность жилого помещения, по адресу: прошел процедуру согласования без разногласий главным специалистом администрации С, после чего было подписано постановление от 29.12.2021 г. № 479 «О передаче в безвозмездную собственность жилого помещения, по адресу:

На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований администрации городского поселения город Ленинск к ФИО о признании недействительным (ничтожным) договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 29.12.2021г. , о прекращении права собственности на квартиру, отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением о приеме на работу -к от ДД.ММ.ГГГГХ принята на работу в администрацию городского поселения г. Ленинск в должности специалиста 1 категории.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с заключением брака Х сменила фамилию на - Х2.

Постановлением администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГХ2 была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ей присвоен очередной номер регистрации - 120.

24.06.2013 года между администрацией городского поселения г. Ленинск и Х2 был заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому администрация городского поселения г. Ленинск передала Х2 и членам ее семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности Администрации городского поселения г. Ленинск, расположенное по адресу:

ДД.ММ.ГГГГ года в связи с заключением брака Х2 сменила фамилию на - ФИО.

29.06.2018 года между администрацией городского поселения и ФИО был заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу:

По указанному адресу ФИО зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации г.п.г. Ленинск от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: , исключено из специализированного жилищного фонда городского поселения г. Ленинск, и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области.

12.11.2021 года между администрацией г.п.г. Ленинск и ФИО заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому название договора изложено в новой редакции: Договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Раздел I. Предмет договора изложен в новой редакции: Наймодатель передает Нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: , находящееся в муниципальной собственности г.п..

Постановлением администрации г.п.г. Ленинск от ДД.ММ.ГГГГФИО передано бесплатно в собственность жилое помещение, расположенное по адресу:

На основании указанного постановления, 29.12.2021 года между администраций городского поселения и ФИО был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан, расположенного по адресу: , который был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Волгоградской области. ДД.ММ.ГГГГ за ФИО зарегистрировано право собственности на данную квартиру.

31.01.2022 года ФИО была уволена из администрации г.п.г. Ленинск по собственному желанию.

Постановлением администрации г.п.г. Ленинск от 09.09.2022 года отменено постановление администрации г.п.г. Ленинск от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в безвозмездную собственность жилого помещения, расположенного по адресу:

При этом, истец, обращаясь в суд с настоящим иском, не заявил требований о признании договора приватизации недействительным и о ничтожности договора приватизации квартиры.

Истец, обратился в суд с иском о признании недействительным (ничтожным) Дополнительного соглашения от 12.11.2021 года к договору найма служебного жилого помещения от 29.06.2018 года и применении последствия недействительности сделки - прекращении права собственности ФИО на спорную квартиру, и указал, что, поскольку постановлением от 11.11.2021 года спорное жилое помещение исключено из специализированного жилищного фонда, то соответственно условия Договора от 29.06.2018 года найма служебного жилого помещения теряют свою юридическую силу. Таким образом, полагает, что 12.11.2021 года между администрацией г.п.г. Ленинск и ФИО, заключено дополнительное соглашение к фактически недействующему договору найма служебного жилого помещения от 29.06.2018 года. Договор от 29.06.2018 года не мог быть изменен, поскольку существенные условия договора подразумевали владение и пользование служебным жилым помещением.

Вместе с тем, расторжение договора найма служебного жилого помещения возможно либо по соглашению сторон (гражданина - нанимателя и наймодателя - организации, предоставившей гражданину служебное жилое помещение), либо по инициативе гражданина - нанимателя, либо в судебном порядке по требованию наймодателя в случае неисполнения нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма служебного жилого помещения, а также в случаях: невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; использования жилого помещения не по назначению (ст. 83 и 101 ЖК РФ).

Прекращение договора найма служебного жилого помещения может быть обусловлено, помимо истечения срока действия соответствующего договора или увольнения гражданина - нанимателя: утратой (разрушением) такого жилого помещения либо переходом права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения (ст. 102 ЖК РФ).

Таким образом, исключение из специализированного жилищного фонда и включение в муниципальный жилищный фонд социального использования спорного жилого помещения не может являться основанием для прекращения или расторжения договора социального найма.

Кроме того, по смыслу приведенных выше норм права, указанные в них обстоятельства, служат лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влекут за собой автоматическое прекращение договора. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Однако истец (работодатель и собственник жилого помещения) к ответчику с требованием об освобождении жилого помещения не обращался, следовательно, договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчик занимала спорное жилое помещение на момент изменения правового статуса жилого помещения, не прекратил своего действия.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11 Закона).

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (статья 2 данного Закона).

Согласно действующему законодательству, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что с 08.04.2013 года ответчица состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и в 2022 году снята с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с предоставлением указанной квартиры.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчице на основании договора найма служебного жилого помещения от 24.06.2013 года и в последующем по договору найма служебного жилого помещения от 29.06.2018 года, в связи с нахождением в трудовых отношениях с администрацией г.п.г. Ленинск, то есть на законных основаниях, после отнесения администрацией г.п.г. Ленинск спорного жилого помещения к жилищному фонду социального использования. С ФИО 12.11.2021 года было заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения от 29.06.2018 года, по сути, договор социального найма, в связи с чем у ответчицы возникло право на приватизацию данного жилого помещения, которая и состоялась 29.12.2021 года с заключением соответствующего договора о передаче спорной квартиры в собственность ФИО

Статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Судом установлено, что ответчица зарегистрирована в спорном жилом помещении, ранее участия в приватизации жилых помещений не принимала.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что к спорной квартире подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, который включает в себя и право нанимателя на передачу ему жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Истец, в обоснование иска также указывает, что после передачи спорного жилого помещение в фонд социального использования, оно предоставлено истцу с нарушением установленного порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма, без соблюдения очередности.

На 01.12.2021 года список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составлял 15 человек, Х2 числилась под номером 6.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

Согласно ст. 12 ГК РФ нарушенное гражданское право (законный интерес) подлежит защите способом, указанным в законе.

Исходя из содержания и смысла п. 1 ст. 11 ГК РФ, целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.

При этом, доказательств нарушения права истца или других граждан на спорное жилое помещение, в силу требований ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено.

Так, в представленных на обозрение делах граждан стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях перед ФИО имеются письма, датированные первым кварталом каждого года о необходимости явиться в администрацию г.п.г. Ленинск, которые гражданами оставлены без ответа. Заявлений от данных граждан о нарушении их прав суду также не представлено.

При этом, признание недействительным (ничтожным) Дополнительного соглашения от 12.11.2021 года к договору найма служебного жилого помещения от 29.06.2018 года не влечет прекращения права собственности ФИО на спорную квартиру, поскольку право собственности ФИО зарегистрировано в ЕГРН на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 29.12.2021 года, который недействительным не признан, сторонами не обжаловался, требований о признании его незаконным суду не заявлялось.

Постановление администрации г.п. от 29.12.2021 года о передаче в безвозмездную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: отменено уже после обращения истца в суд, самим истцом, Постановлением администрации г.п. от 09.09.2022 года.

В силу части 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из изложенного, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных документов, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом требований части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований администрации городского поселения к ФИО о признании недействительным (ничтожным) Дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения, применении последствия недействительности сделки - прекращении права собственности на жилое помещение.

При этом, в случае установления противоправных действий при осуществлении передачи спорного жилого помещения в собственность ФИО (приватизации), лица, чьи права нарушены, не лишены права обратиться в суд с соответствующими требованиями об оспаривании приватизации спорной квартиры.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации городского поселения к ФИО о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения к договору найма служебного жилого помещения, применении последствия недействительности сделки - прекращении права собственности на жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд Волгоградской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 20 сентября 2022 года.

Судья Молоканов Д.А.

Копия верна. Судья