ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-337-18 от 26.01.2018 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

2-337-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2018 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г.Ижевска УР

в составе председательствующего судьи Сутягиной Т.Н.

при секретаре судебного заседания Дмитриеве Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения

У С Т А Н О В И Л:

Истец МРИ ФНС России №8 по УР обратилась в суд с иском к ФИО1, просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 91 050 руб. В обоснование искового заявления указал, что ответчик состоит на службе в органах внутренних дел, необоснованно получил имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры по адресу: ..., за счет средств федерального бюджета, выделенных ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, судом о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, на требованиях иска настаивал.

Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно сведениям, представленным МВД по УР, ФИО1, являющийся сотрудником министерства, получил единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в -Дата- году в размере 1 772 555,40 руб.

-Дата- между ООО «КомплексСтрой» и ФИО1 заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома по адресу: .... Цена договора составляет 2 030 000 руб.

-Дата- между указанными сторонами подписан акт приема-передачи объекта долевого строительства – двухкомнатной квартиры в жилом доме по ....

-Дата- Управлением Росреестра по УР ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии на квартиру, расположенную по адресу: ...

Из материалов дела также следует, что -Дата- ответчиком в налоговый орган подано заявление о предоставлении налогового вычета, а также составлена декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ).

На основании заявленного ответчиком дохода за -Дата- год налоговым органом на основании решения от -Дата- ответчику возвращена путем перечисления на его счет сумма в размере 124 518 руб.;

Пунктом 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации, в том числе, квартиры, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры.

В силу п. 5 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в том числе, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации..." постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов власти..." постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

Вышеуказанными постановлениями определено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией обязательств по предоставлению единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для МВД России, ФСИН России, ФСКН России и ФТС России.

Единовременная социальная выплата считается предоставленной с даты ее перечисления на банковский счет сотрудника, реквизиты которого указаны в заявлении, представленном сотрудником по месту службы.

Таким образом, ФИО1, являясь сотрудником органов МВД России, при получении единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по приобретению (строительству) в связи с тем, что жилье приобретено (построено) за счет средств федерального бюджета.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П в частности признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК Российской Федерации, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета:

не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства;

Предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, право на который предполагает безусловное соблюдение оснований, порядка и условий его получения, в нарушение предусмотренных законом требований, в частности вследствие допущенной налоговым органом ошибки, приводит к необоснованному занижению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и образованию имущественных потерь бюджета, что ставит вопрос о необходимости изъятия в бюджет соответствующих сумм, причитающихся государству в виде налога на доходы физических лиц. То обстоятельство, что налогоплательщик мог добросовестно заблуждаться относительно законности основания получения имущественного налогового вычета, а налоговый орган по тем или иным причинам не опроверг правомерность заявленных им требований, не может служить основанием для невозврата задолженности перед бюджетной системой, образовавшейся в результате неправомерного предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Налоговым органом направлялись в адрес ФИО1 требования о предоставлении пояснений, уточненной декларации, однако они были оставлены ответчиком без внимания.

Согласно расчету, представленному истцом, размер неосновательного обогащения составляет 91 050 руб.:

стоимость приобретенной квартиры составляет 2 030 000 руб.;

размер социальной выплаты 1 772 555,40 руб.;

право ФИО1 на имущественный вычет возникло в пределах суммы 33 468 руб.: (2 030 000 – 1 772 555,40) * 13%;

фактически полученный имущественный вычет – 124 518 руб.

сумма неосновательного обогащения 91 050 руб. (124 518 – 33 468)

Судом расчет проверен, он арифметически правильный, соответствует требованиям закона.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку ФИО1 неосновательно обогатился, без законных оснований получил имущественный налоговый вычет, который может быть предоставлен только в размере фактически произведенных расходов на приобретение жилья, к которым выплаты за счет средств федерального бюджета не относятся.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с ФИО1 в доход муниципального образования «город Ижевск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 931,50 руб., от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в размере 91 050 руб., денежные средства перечислить на расчетный счет .

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 931,50 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

Мотивированное решение изготовлено 5 февраля 2018 года.

Судья Сутягина Т.Н.