ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3370/2013 от 06.02.2014 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 06 февраля 2014 г. Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Самсоновой О. В., при секретаре судебного заседания Литвинцевой В.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-88/14 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочную пенсию, обязывании включить в стаж определенный период работы и назначении пенсии,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочную пенсию, обязывании включить в стаж определенный период работы и назначении пенсии.

 Определением суда от 26.11.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечёно ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».

 Определением суда от 20.12.2013г. к производству суда принято заявление истца об изменении предмета иска - о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочную пенсию, обязывании включить в стаж на соответствующих видах работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе и в страховой стаж гражданской авиации периоды работы, назначении пенсии.

 В обоснование заявленных требований истцом указано, что решением от ****год ответчиком ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием общего стажа в гражданской авиации. В стаж на соответствующих видах работ и в стаж работы в гражданской авиации не были включены периоды работы: с ****год по ****год., с ****год по ****год., с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год., с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год., ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год в качестве <...> ОАО «ИАПО», в ОАО «НПК «Иркут», на ИАЗ – филиале ОАО «НПК «Иркут». Отказ мотивирован тем, что после введения в действие Воздушного кодекса РФ от 01.04.1997г. произошло разделение авиации на гражданскую, государственную и экспериментальную. При этом, ИАЗ – филиал ОАО «Корпорация «Иркут» отнесён к предприятия экспериментальной авиации, работа в которых не засчитывается в льготный стаж. Как до 1997 года, так и после он выполнял тождественные должностные обязанности <...>, осуществлял непосредственное обслуживание воздушных судов гражданской авиации, то есть работал по специальности и в условиях, которые отнесены законом к числу работ, дающих право на льготную пенсию. Его трудовые функции после даты вступления в законную силу Воздушного кодекса РФ не изменились.

 В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объёме, суду пояснил, что с ****год по настоящее время он работает на Иркутском авиационном заводе. Название предприятия неоднократно менялось, однако его должностные обязанности <...> оставались прежними. В его обязанности <...> входило и входит обслуживание самолетов на промежуточных и базовом аэропортах. Обслуживание самолетов включает в себя обслуживание планера, авиадвигателя, гидросистемы. В ****год ЛТО переведено в цех №, однако фактически его должностные обязанности не изменились - он по прежнему работает на том же месте. Раньше он обслуживал гражданские самолеты <...>, имел допуск к обслуживанию указанных самолетов. В настоящее время на его обслуживании находится два самолёта <...> - один гражданский, один экспериментальный. Экспериментальный самолет не имеет права выполнять рейсы коммерческого характера, поскольку для этого необходимы специальные лицензии. Несмотря на перевод в цех №, фактически в цехе он не работал - как и прежде осуществлял свою деятельность на аэродроме, который был включен в состав цеха №

 Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, суду дополнила, что ФИО1 работает <...> ИАЗ - филиал ОАО «НПК «Иркут», однако 19.03.1997г., в связи с принятием Воздушного кодекса РФ, ОАО НПК «Иркут» отнесено к предприятиям экспериментальной авиации и не включено в перечень авиапредприятий, авиаагенств, аэропортов, предприятий организаций Восточно-Сибирского УГАН Федеральной службы в сфере транспорта, в связи с чем, с указанного периода времени спорные периоды не были включены в стаж, дающий право истцу на назначение досрочной трудовой пенсии. Страховой стаж истца составляет <...> года <...> месяц <...> дней, на соответствующих видах работ включен стаж с ****год по ****год Спорные периоды не включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку документально не подтверждена работа в инженерно-техническом составе авиации на работах по непосредственному аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

 Представитель третьего лица ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, о причинах неявки не сообщил. Ранее представителем ОАО «НПК «Иркут» представлен отзыв на исковое заявление, в которых он согласился с исковыми требованиями, указав, что ОАО «Корпорация «Иркут» имеет в структуре ИАЗ - филиала лётно-испытательное подразделение (цех №), включающее в себя аэродром «<...>». Наряду с деятельностью в области экспериментальной авиации ОАО «Корпорация «Иркут» осуществляло ранее и в настоящее время осуществляет деятельность в области гражданской авиации. В первую очередь, это аэропортовое и аэронавигационное обслуживание транспортных самолётов, относящихся к гражданской авиации. Для осуществления данного вида деятельности в обязательном порядке оформляются и получаются разрешительные документы. Так, сертификатами соответствия от ****год удостоверяется соответствие ОАО «Корпорация «Иркут» требованиям законодательства РФ по гражданской авиации и предоставлено право обслуживания авиационной техники. При отсутствии соответствующих условий для аэропортового обслуживания самолётов гражданской авиации, а также при отсутствии квалифицированных работников определённых профессий, получение разрешительных документов от контролирующих органов невозможно. ФИО1 работал на ИАЗ – филиале ОАО «Корпорация «Иркут» в летно-испытательном подразделении в должности <...> с ****год по ****год <...> с ****год по ****год <...> с ****год по ****год <...> с ****год по настоящее время. Трудовая деятельность ФИО1 после вступления в силу Воздушного кодекса РФ (01.04.1997г.), разделившего авиацию на гражданскую, государственную и экспериментальную, осталась без изменения. После 01.04.1997г. истец выполнял аналогичные трудовые функции в аналогичных условиях, выполняемых им ранее.

 Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Судом установлено, что решением УПФР в Ленинском районе г.Иркутска № от ****год ФИО1 было отказано в назначении досрочной трудовой пении по старости, поскольку его стаж на соответствующих видах работ составляет <...> лет <...> дней при требуемом не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, страховой стаж работы в гражданской авиации составляет <...> лет <...> дней при требуемом не менее 25 лет. При этом, в стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год г., с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год г., с ****год по ****год г., ****год по ****год г., с ****год по ****год г., с ****год по ****год в качестве <...> в ОАО «ИАПО», ОАО «НПК «Иркут», в ИАЗ - филиале ОАО «НПК «Иркут», поскольку документально не доказана работа в гражданской авиации, не подтверждена работа в инженерно-техническом составе авиации на работах по непосредственному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования стаж подтверждён сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта как общие условия труда, с 01.01.2013г. не подтверждена уплата дополнительного тарифа.

 В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

 В силу п.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет.

 В соответствии с п.2 ст.27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых начисляется трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459.

 В соответствии со Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, право на досрочную пенсию за выслугу лет имеют авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, инженеры всех наименований.

 В соответствии с Приложением № 3 к Инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.01.1989 г. № 1-18-И «0 некоторых вопросах пенсионного обеспечения за выслугу лет отдельных категорий работников гражданской авиации и летно-испытательного состава», пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются в том числе и авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

 Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (ст.23 Воздушного кодекса РФ).

 Согласно постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

 В соответствии с трудовой книжкой истца, ****год ФИО1 принят <...> на Иркутский авиационный завод, ****год переведён в ЛТО <...>, с ****год переведён <...>, ****год переведён <...>, ****год переведён в цех № <...>.

 Из пояснений истца, не оспоренных ответчиком, следует, что в спорные периоды он осуществлял оперативное и периодическое аэродромное техническое обслуживание воздушных судов гражданской авиации в аэродромных условиях. Характер его работы на протяжении всего периода работы в должности <...>, в том числе и в спорные периоды, не изменялся.

 Данные обстоятельства подтверждаются справкой ОАО «НПК «Иркут» от ****год согласно которой ФИО1 работает на Иркутском авиационном заводе – филиале ОАО «Корпорация «Иркут», его основной вид деятельности - непосредственное оперативное и периодическое аэродромное обслуживание воздушных судом гражданской авиации, во внеаэродромных условиях, в специально оборудованных помещениях занят не был, Уставом ОАО «Корпорация «Иркут», в котором указаны виды деятельности, относящиеся к гражданской авиации - перевозка воздушным транспортом грузов и пассажиров, ремонт авиационной техники, деятельность по обеспечению полетов (техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, обработка и анализ полетной информации, обеспечение стоянки воздушных судов, обеспечение посадки и взлета воздушных судов), аэропортовая деятельность, сертификатами соответствия от ****год., ****год, ****год ****год из которых следует, что ОАО «НПК «Иркут» соответствует требованиям законодательства РФ по гражданской авиации и ему даётся право производить техническое обслуживание авиационной техники, свидетельством эксплуатанта авиации общего назначения, в соответствии с которым ИАЗ – филиал ОАО «Корпорация «Иркут» удовлетворяет требованиям законодательства РФ и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регулирующим деятельность авиации общего назначения, и способен осуществлять внутренние некоммерческие воздушные перевозки.

 Таким образом, судом бесспорно установлено, что деятельность истца ФИО1 во все спорные периоды работы всегда была связана с непосредственным оперативным и периодическим аэродромным обслуживанием воздушных судом гражданской авиации.

 Доводы представителя ответчика о том, что в связи с принятием Воздушного кодекса РФ, вступившего в законную силу с 01.04.1997, Иркутский авиационный завод - филиал ОАО НПК "Иркут" отнесен к предприятиям экспериментальной авиации судом не принимаются, поскольку Воздушный кодекс РФ регулирует правоотношения, связанные с использованием воздушного пространства РФ и деятельностью в области авиации, а не пенсионные правоотношения. В ходе судебного разбирательства судом бесспорно установлен факт осуществления работодателем истца деятельности в области гражданской авиации.

 Истолкование действующих норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный и страховой стаж на изложенных пенсионным органом основаниях, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.ч.1,2ст.19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции РФ).

 Предоставление работодателем индивидуальных сведений на застрахованное лицо на общих основаниях (без льготной кодировки) не может быть поставлено в вину истцу, имеющему право в соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ на получение досрочной трудовой пенсии.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что периоды работы ФИО1 в должности <...> в ОАО «ИАПО», в ОАО «НПК «Иркут», ИАЗ - филиале ОАО «Корпорация «Иркут»: с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год г., с ****год по ****год, с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по 29.05.2011г., с ****год по 19.07.2011г., с ****год по 18.03.2012г., с ****год по 05.09.2012г., с ****год по ****год г., ****год по 25.12.2012г., с ****год по ****год г., с ****год по ****год подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе и, соответственно, в страховой стаж гражданской авиации.

 В соответствии с решением УПФР в Ленинском районе г.Иркутска от ****год стаж ФИО1 на соответствующих видах работ составляет <...> лет <...> дней при требуемом не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, а страховой стаж работы в гражданской авиации составляет <...> лет <...> дней, при требуемом не менее 25 лет, в связи с чем, с учётом подлежащих включению на основании выводов суда периодов работы, стаж ФИО1 на соответствующих видах работ и страховой стаж составляет <...> года <...> месяцев <...> дней.

 Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истец имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии. Соответственно, решение УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска от ****год № об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.

 В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В отдельных случаях, предусмотренных п.4 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия может быть назначена ранее дня обращения.

 Судом установлено, что ФИО1 обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии ****год в связи с чем трудовая пенсия подлежит назначению с указанной даты.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

 Признать незаконным решение УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска от ****год № об отказе ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

 Признать за ФИО1 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

 Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска зачесть в трудовой стаж на соответствующих видах работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе и в страховой стаж гражданской авиации периоды работы ФИО1 в должности <...> в ОАО «Корпорация «Иркут»: с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год с ****год по ****год., с ****год по ****год., с ****год по ****год., с ****год по ****год, с ****год по ****год., ****год по ****год с ****год по ****год., с ****год по ****год

 Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Иркутска назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ****год.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья Самсонова О.В.

 Решение изготовлено в окончательной форме 13.02.2014