63RS0039-01-2023-002374-20 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 21 сентября 2023 года г.Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3370/2023 по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Губернатора Самарской области, руководителю Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области ФИО4 об обязании предоставить рабочие места и заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам, установил: Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Губернатора Самарской области, указав, что являются помощниками депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО5 по работе в Самарской области с осени 2021 года. 15.10.2021 между ФИО2 и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 227. 07.12.2023 между ФИО3 и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 242. 07.12.2021 между ФИО1 и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 241. В пункте 1.4 указанных трудовых договоров определено, что рабочие места работников располагаются в здании Самарской Губернской Думы по адресу: <...>. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22.12.2022, вступившим в законную силу 01.03.2023, пункт 1.4 всех указанных договоров признан недействительным по иску Самарской Губернской Думы, истцы с 01.03.2023 лишены судами своих рабочих мест, определенных в соответствии с федеральным законом, иного рабочего места работодателем и решениями судов истцам не предоставлено. Тем самым работодателем существенно нарушены трудовые права истцов. Согласно п. 1.7 Положения об Администрации Губернатора Самарской области (утв. Постановлением Губернатора Самарской области от 21.06.2012 № 90) местонахождение Администрации Губернатора: 443006, <...>. С 01.03.2023 работодатель Администрация Губернатора Самарской области нарушил возложенные на него обязанности и не предоставил истцам надлежаще оборудованные рабочие места (помещение). Содержание трудовых договоров, заключенных с истцами, с 01.03.2023 не соответствует требованиям ст. 57 Трудового кодекса РФ, так как в тексте трудовых договоров отсутствует обязательные сведения о месте работы. Работодатель – Администрация Губернатора Самарской области имеет под своим контролем и в своем распоряжении одно здание, расположенное по адресу: <...>, поэтому в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ и ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обязан предоставить истцам рабочие места в надлежаще оборудованном помещении установленной законодательством РФ площади, расположенном в указанном здании. Распоряжением Губернатора Самарской области от 14.04.2022 № 90-Р «О возложении отдельных полномочий работодателя» осуществление полномочий работодателя в отношении помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по работе в Самарской области возложены на руководителя Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области ФИО4 Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения требований, истцы просят суд: обязать Администрацию Губернатора Самарской области и (или) руководителя Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области ФИО4 безотлагательно предоставить истцам рабочие места в надлежаще оборудованном помещении установленной законодательством РФ площади в здании Администрации Губернатора Самарской области и Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, расположенном по адресу: <...>, для исполнения трудовых обязанностей помощников депутата Государственной Думы по работе в Самарской области; обязать Администрацию Губернатора Самарской области и (или) руководителя Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области ФИО4 безотлагательно заключить в письменной форме дополнительные соглашения к трудовым договорам истцов с указанием местонахождения рабочего места работника в здании Администрации Губернатора Самарской области и Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, расположенном по адресу: <...>; обратить решение суда к немедленному исполнению согласно ст. 212 ГПК РФ. В судебном заседании представитель истца ФИО1 и третьего лица депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО5 по доверенности ФИО6 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации Губернатора Самарской области по доверенности ФИО7 возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Представитель Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области по доверенности ФИО8 просила отказать в иске по изложенным в письменном отзыве доводам. Истцы ФИО3, ФИО2 не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживают в полном объеме. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сенатор Российской Федерации - представитель от субъекта Российской Федерации вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте Российской Федерации. Депутат Государственной Думы вправе иметь помощников по работе в Государственной Думе и по работе на территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона (далее - помощник депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории). Сенатор Российской Федерации - представитель от субъекта Российской Федерации, депутат Государственной Думы могут иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. В соответствии с ч. 8 ст. 37 указанного Федерального закона постоянным рабочим местом помощников сенатора Российской Федерации по работе в субъекте Российской Федерации, помощников депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории является надлежаще оборудованное помещение, предоставляемое соответствующим законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в здании законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо с согласия сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы - органом местного самоуправления в здании органа местного самоуправления. Согласно ч. 5 ст. 37 указанного Федерального закона прием на работу помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории производится на основании срочного трудового договора и оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Статьей 57 Трудового кодекса РФ установлено, что обязательными для включения в трудовой договор является место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. Из материалов дела следует, что истцы являются помощниками депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО5 по работе в Самарской области. 15.10.2021 между ФИО2 и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 227. 07.12.2023 между ФИО3 и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 242. 07.12.2021 между ФИО1 и Администрацией Губернатора Самарской области заключен срочный трудовой договор № 241. В пункте 1.4 указанных трудовых договоров определено, что рабочие места работников располагаются в здании Самарской Губернской Думы по адресу: <...>. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22.12.2022, вступившим в законную силу 01.03.2023, указанные трудовые договоры признаны недействительными в части пункта 1.4, определяющего рабочее место по адресу: <...>. В соответствии с действовавшим на момент заключения трудовых договоров Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Администрация Губернатора Самарской области относилась в категории органов исполнительной власти Самарской области и на этом основании заключила договоры с истцами в качестве работодателя в соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ. С 01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым в структуре органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплена категория государственных органов субъектов Российской Федерации, которая отличается от законодательных и исполнительных органов власти отсутствием исполнительно-распорядительных полномочий. По смыслу указанного федерального закона государственные органы осуществляют деятельность по организационному сопровождению деятельности соответствующих органов исполнительной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1.1 Положения об Администрации Губернатора Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 21.06.2012 N 90, Администрация Губернатора Самарской области является государственным органом Самарской области. Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ Администрация Губернатора Самарской области не является органом исполнительной власти, на который может быть возложена обязанность, предусмотренная ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ. Во исполнение Федерального закона N 414-ФЗ принято распоряжение Губернатора Самарской области от 14.04.2022 № 90-Р «О возложении отдельных полномочий работодателя». В соответствии с п. 1 данного распоряжения осуществление полномочий работодателя в отношении помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по работе в Самарской области возложены на руководителя департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области ФИО4 В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2006 N 151, Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях реализации управленческих функций по обеспечению деятельности в том числе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющих свои полномочия на территории Самарской области, в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 2.2 названного Положения Департамент осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности сенаторов Российской Федерации - представителей от Самарской области, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющих свои полномочия на территории Самарской области, и их помощников в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, именно на Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области возложена предусмотренная Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ обязанность по обеспечению помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на территории Самарской области надлежаще оборудованным помещением. Фактов уклонения Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области от исполнения данной обязанности не установлено. Как следует из материалов дела, 11.10.2021 депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО5 обратился к Губернатору Самарской области с заявлением о предоставлении помещения для работы помощников в здании законодательного органа Самарской области – Самарской Губернской Думы по адресу: <...>. Письмом от 27.10.2021 депутату направлен ответ, в котором сообщалось, что Департамент не наделен полномочиями по владению, управлению и распоряжению помещениями, находящимися в здании Самарской Губернской Думы, а в зданиях Правительства Самарской области отсутствуют требуемые помещения. Одновременно депутат был проинформирован о возможности аренды помещения в ином здании Самарской области по согласованию с депутатом. Письмами от 21.12.2021, 26.01.2022, 14.04.2022 Департамент предложил депутату для согласования на выбор несколько помещений на условиях аренды. В ответ на обращение депутата от 20.09.2022 о предоставлении ему отдельного помещения для осуществления депутатских полномочий в здании по адресу: Молодогвардейская, 210 либо Галактионовская, 132, Департамент письмом от 13.10.2022 сообщил об отсутствии в указанных зданиях свободных помещений и предложил помещение в здании по адресу: <...> и запросил перечень мебели и оргтехники. По информации Департамента депутат не обращался за предоставлением помещений для его помощников, равно как и сами помощники (истцы). 25.07.2023 Департаментом в адрес истцов заказной корреспонденцией направлены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с которыми в пункте 1.4 определено рабочее место по адресу: <...>. Эти же дополнительные соглашения были вручены представителю истца в судебном заседании 27.07.2023. От подписания данных соглашений истцы отказались, поскольку, как пояснил представитель истцов, предлагаемое помещение по ул. Владимирская, 18 удалено от другого места работы истцов в здании Самарской Губернской Думы, ежедневный проезд потребует значительных временных и материальных затрат. Истцы согласны на помещения в зданиях по ул. Молодогвардейская, 210 либо ул. Галактионовская, 132. Между тем, из взаимосвязанных положений Федерального закона N 3-ФЗ и Трудового кодекса РФ не следует, что помощник депутата может по своему усмотрению, произвольно, без согласования с работодателем выбирать место работы, а работодатель в лице руководителя соответствующего органа исполнительной власти обязан такое место предоставить. Часть 8 статьи 37 Федеральный закон N 3-ФЗ содержит общее правило о том, что рабочим местом помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории является надлежаще оборудованное помещение, расположенное в здании законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативно не определен конкретный орган исполнительной власти, в здании которого должно располагаться помещение для работы помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории. Согласно п. 1 постановления Губернатора Самарской области от 06.07.2022 N 196 "О системе и структуре органов исполнительной власти Самарской области" в систему органов исполнительной власти Самарской области, возглавляемую Правительством Самарской области, входят министерства Самарской области, а также органы исполнительной власти Самарской области, не являющиеся министерствами Самарской области (иные органы исполнительной власти Самарской области). Принимая во внимание, что органы исполнительной власти Самарской области размещены в различных зданиях города, требования истцов о предоставлении рабочего места исключительно в здании, занимаемом Правительством Самарской области по ул. Молодогвардейской, 210, не основаны на требованиях закона. Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в здании по ул. Владимирская, 18, в котором истцам предложено помещение для работы в качестве помощников депутата Государственной Думы, размещены органы исполнительной власти Самарской области, и что оно соответствует требованиям Федерального закона N 3-ФЗ. Следовательно, оснований полагать, что Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области уклоняется от предоставления истцам рабочих мест и что по его вине с ними до настоящего времени не заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, не имеется. В силу положений части 1 статьи 3 ГПК РФ, статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право. Поскольку нарушений прав истцов со стороны ответчика не допущено, требования о возложении на Департамент обязанности предоставить рабочие места и заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Губернатора Самарской области, руководителю Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области ФИО4 об обязании предоставить рабочие места и заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья (подпись) А.И. Иванова Копия верна: судья Мотивированное решение изготовлено 28.09.2023. |