ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3371/18 от 25.05.2018 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2- 3371/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2018 года г. Казань

Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Зариповой Л.Н.,

при секретаре Гараеве Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 А.ича к обществу с ограниченной ответственностью «Группа Ренессанс Страхование», обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии» о взыскании суммы ущерба, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам ООО «Группа Ренессанс Страхование», ООО «Деловые линии» о взыскании суммы ущерба, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, в обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик ООО «Деловые линии» приняло на себя обязательство по организации груза -рулевых наконечников от лодочного мотора <данные изъяты> в количестве 4 штук общей стоимостью 9400 рублей в <адрес>. Данный факт подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 900 рублей и накладной от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 525 рублей. Общая сумма затрат истца составила 9925 рублей. Свои обязательства ответчик ООО «Деловые линии» не выполнил, груз был утерян. Деятельность ООО «Деловые линии» застрахована у ответчика ООО «Группа Ренессанс Страхование». Письменные обращения истца к ответчикам оставлены без внимания.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика сумму в счет возмещения ущерба в размере 9925 рублей, неустойку в размере 181031 рубля, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 50% от сумм, присуждённых в пользу истца.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика ООО «Группа Ренессанс Страхование» сумму ущерба в размере 9786 рублей; с ответчика ООО «Деловые линии» неустойку в размере 181031 рубля, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей (л.д. 42).

Представитель ответчика ООО «Деловые линии» иск не признал, заявил о пропуске срока исковой давности (л.д.35-36).

Представитель ответчика ООО «Группа Ренессанс Страхование» не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, а также документы, подтверждающие выплату страхового возмещения (л.д.20-32).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 года №554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

В соответствии с пунктами 5, 8, 10, 12, 13, 17 указанных Правил экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором. Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме. Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки. В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку. Экспедитор при оказании определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента.

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

В силу статьи 804 Гражданского кодекса Российской Федерации клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

Статьей 803 Гражданского кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Согласно статье 4 Федерального закона от 30.06.2003 №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений между сторонами, экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статьей 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: … 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ грузоотправитель ФИО1 сдал экспедитору ООО «Деловые линии» груз из <адрес> в <адрес> (место 1, 1 кг, объемом 0,1 м3), объявленная ценность груза - 0 рублей. Стоимость услуг составляет 525 рублей: экспедирование груза - 480 рублей, информирование о статусе и местонахождении груза-10 рублей, страхование груза-35 рублей (л.д.12).

Из искового заявления и пояснений истцовой стороны следует, что ответчик ООО «Деловые линии» приняло на себя обязательство по организации в <адрес> груза - рулевые наконечники от лодочного мотора <данные изъяты> в количестве 4 штук общей стоимостью 9400 рубле.

Судом из пояснений сторон установлено, что переданный истцом груз был утерян.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к ответчику ООО «Деловые Линии» и ООО «Группа Ренессанс Страхование» о возмещении наконечников рулевых в размере 9400 рублей и суммы, уплаченной за доставку груза, в размере 525 рублей (л.д.7,8).

Обращаясь в суд, истец представил чек от ДД.ММ.ГГГГ поставщика ООО «ГрандЭкс», согласно которому стоимость наконечников рулевых в количестве 4 штук составляет 9400 рублей (л.д.9).

Истец с учетом уточнения просит взыскать с ответчика ООО «Деловые линии» за неудовлетворение требования о возмещении ущерба за утрату груза неустойку на основании п.5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в размере 181031 рубля.

Представитель ответчика ООО «Деловые линии» просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности.

В силу пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Статьей 13 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Согласно пунктам 1, 4, 5 статьи 12 указанного Закона до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

Как было указано выше, ДД.ММ.ГГГГ истцом была заявлена претензия о возмещении ущерба в связи с утратой груза.

Таким образом, суд приходит к выводу, что о нарушенном праве истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности по настоящему спору с учетом предусмотренного Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» тридцатидневного срока рассмотрения претензии начал течь с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок исковой давности истек ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление подано посредством почтовой службы в Приволжский районный суд <адрес> суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за истечением срока исковой давности.

Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ аналогичное исковое заявление было оставлено без рассмотрения.

Как следует сведениям по движению дела сайта Советского районного суда г. Казани аналогичные требования истца оставлены без рассмотрения в виду двукратной неявки истца (л.д 40).

Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 « О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.

В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, когда иск был оставлен без рассмотрения по основаниям, предусмотренным абзацами вторым, четвертым, седьмым и восьмым статьи 222 ГПК РФ, пунктами 2, 7 и 9 части 1 статьи 148 АПК РФ (пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

Таким образом, обращение с аналогичными требованиями в Советский районный суд г. Казани, которые оставлены без рассмотрения в виду двукратной неявки истца, не приостанавливает течение срока исковой давности и не свидетельствует об уважительности пропуска срока исковой давности.

При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Пунктом 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.

В силу вышеизложенного требование о взыскании с ответчика ООО «Деловые линии» неустойки, сумма которой не может превышать стоимости услуги, которая предусмотрена законодателем в качестве меры ответственности исполнителя за нарушение требований потребителя, при установлении пропуска срока исковой давности удовлетворению не подлежит.

В силу статьи 15 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку компенсация морального вреда, как требование, вытекает из некачественного оказания услуги потребителю, заявленный ответчиком ООО «Деловые линии» пропуск срока исковой давности подлежит применению и при рассмотрении требования о компенсации морального вреда.

При рассмотрении требований к ответчику ООО «Группа Ренессанс Страхование» о взыскании ущерба 9925 рублей судом принимается во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию)при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Согласно пункту 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Пунктом 1 статьи 947 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей.

Как было указано выше, истцом при передаче груза ООО «Деловые Линии» была оплачена страховая премия в размере 35 рублей (л.д.12).

Правоотношения между ООО «Деловые линии» и ООО «Группа Ренессанс Страхование» регулируются генеральным договором PIC-287662/2016 страхования грузов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-29) Приложением к договору разработана Методика урегулирования убытков, причиненных грузам, являющимся имуществом, принадлежащим физическому лицу, предназначенным для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (оборот л.д. 31-32).

ДД.ММ.ГГГГ6 года истец обратился в ООО «Группа Ренессанс Страхование» с заявлением о выплате 9925 рублей (л.д.8).

Как следует из отзыва представителя ООО «Группа Ренессанс Страхование», что у истца были запрошены документы, подтверждавшие стоимость груза.

Ответчиком ООО «Группа Ренессанс Страхование» случай признан страховым и ДД.ММ.ГГГГФИО1 в соответствии с Методикой урегулирования убытков, причиненных грузам, являющимся имуществом, принадлежащим физическому лицу, предназначенным для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью на основании страхового акта №MASS15995 выплачено страховое возмещение в размере 139 рублей 39 копеек (1кг х 2 условные единиц (по курсу евро на ДД.ММ.ГГГГ – 69,6967 рублей) (л.д. 21, 22).

Исследование представленных доказательств позволяет суду сделать вывод, что ответчик ООО «Группа Ренессанс Страхование» исполнил свои обязательства в соответствии с Правилами страхования, основания для взыскания со страховой компании суммы в размере 9786 рублей истцовой стороной не представлены, в ходе разбирательства также не установлены. При этом судом принимается во внимание, что стоимость груза была объявлена истцом при передаче груза в 0 рублей (л.д.12).

Таким образом, требование о взыскании с ООО «Группа Ренессанс Страхование» суммы ущерба в размере 9786 рублей удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В ходе судебного разбирательства нарушения ответчиками прав истца, как потребителя, не установлены, в связи с чем, требования о взыскании штрафа, предусмотренного п.6 ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 А.ича к обществу с ограниченной ответственностью «Группа Ренессанс Страхование», обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии» о взыскании суммы ущерба, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского районного

суда г. Казани Л.Н.Зарипова