Дело № 2-3371/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 июня 2014 года г.Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Сазановой Н.Н.
при секретаре Кобелевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «***» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, выступая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «***» об обязании представить распорядителю недр проект на геологическое изучение участка недр, разработать мероприятия по сохранению рыбных запасов при эксплуатации системы сброса сточных вод по месту осуществления деятельности, оформить и обеспечить получение правоустанавливающих документов на пользование поверхностными водами для сброса сточных вод, оформить и согласовать паспорта на опасные отходы, организовать учет образующихся отходов, провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, организовать сбор, вывоз и утилизацию отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «***» (***, которое осуществляет деятельность в сфере приготовления, глазировки и упаковки креветок и других морепродуктов, переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов, а также иную, предусмотренную Уставом общества деятельность, в связи с чем на основании договора аренды земельного участка от *** №*** с использованием производственных зданий, эксплуатирует производственный объект, расположенный по адресу: гАдрес***. Указанный производственный объект используется ответчиком для производства рыбной продукции.
В ходе проверки исполнения законодательства о недрах, установлено, что ООО «***» в нарушение требований законодательства и приложения №*** к лицензии до настоящего времени распорядителю недр не предоставлен проект на геологическое изучение участка недр, расположенного по месту осуществления деятельности общества по адресу: Адрес***, с результатами геологической экспертизы, а также документами, подтверждающими возможность организации зоны санитарной охраны. Кроме того, производственную и хозяйственную деятельность ответчик осуществляет с использованием земельного участка расположенного в водоохраной, рыбоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря, являющегося рыбохозяйственным объектом высшей (особой) категории.
В ходе проверки установлено также, что ООО «***» использует поверхностные воды Кольского залива Баренцева моря для сброса сточных вод от производственной и хозяйственной деятельности, однако ответчиком не предусмотрены в проектах и сметах мероприятия по сохранению рыбных запасов, которые согласовываются с уполномоченным государственным органом. Правоустанавливающие документы на пользование водным объектом у ответчика отсутствуют.
Кроме того проверкой выявлены нарушения ответчиком законодательства об отходах производства и потребления, а именно при осуществлении производственной и хозяйственной деятельности у ответчика образуются такие отходы как жир из жироулавливателей канализационной системы, разнородные строительные отходы, отходы металлических конструкций, металлические емкости, утерявшие потребительские свойства, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, то есть образует и накапливает отходы I-IV класса опасности, при этом инвентаризация образующихся отходов не произведена, паспорта на образующиеся опасные отходы не оформлены и не согласованы, учет образующихся, переданных и (или) принятых от других лиц отходов не организован, отходы хаотично сброшены на используемый земельный участок, насыпью, вне специально оборудованных местах.
Просит суд обязать ООО «***» в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу представить распорядителю недр проект на геологическое изучение участка недр, расположенный по месту осуществления деятельности общества по адресу: Адрес***, с результатами геологической экспертизы, а также документами, подтверждающими возможность организации зоны санитарной охраны; обязать ответчика в срок не позднее *** по согласованию с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству разработать мероприятия по сохранению рыбных запасов при эксплуатации системы сброса сточных вод по месту осуществления деятельности, по адресу: Адрес***; обязать ответчика в срок не позднее *** оформить и обеспечить получение в отделе водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ правоустанавливающих документов на пользование поверхностными водами Кольского залива Баренцева моря для сброса сточных вод от производственной и хозяйственной деятельности по адресу: Адрес***; обязать ответчика в срок до *** оформить и согласовать паспорта на опасные отходы, организовать учет образующихся, переданных другим лицам и полученных от других лиц, отходов, провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, организовать сбор, вывоз и утилизацию отходов с используемого земельного участка, расположенного по адресу: ***.
Помощник прокурора Глебов С.В. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно представил сведения о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушения в сфере природоохранного законодательства.
Представитель ответчика ООО «***» по доверенности Щерба Е.В. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в котором иск прокурора поддержало.
Представитель третьего лица Отдела по надзору на море (Архангельская область и НАО, Мурманская область) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу по доверенности Котяш И.Н. в судебном заседании иск прокурора полагал обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Третье лицо Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Суд, заслушав прокурора, участников процесса, изучив материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Добыча подземных вод (использование скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации; преамбула к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах").
В ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ закреплено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно требований ст.ст. 7, 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение лицензионных условий, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.
В соответствии с п. 4.2 Приложения № к Лицензии недропользователь обязан разработать и представить Распорядителю недр в установленном порядке с результатами геологической экспертизы проект на геологическое изучение участка недр, а также документы, подтверждающие возможность организации зоны санитарного охраны (СП 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения) - не позднее 30.06.2013.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены основные принципы охраны окружающей среды, основными из которых являются принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение природоохранного законодательства и др.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» поверхностные и подземные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, предусмотренном главой 3 Водного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что сброс сточных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование. Предоставление водного объекта в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания; указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В силу п. 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045 регламентируется, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со ст. 11 от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет всех видов отходов I-V класса опасности, образующихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц за учетный период.
Как установлено в судебном заседании, ООО «***» ***, осуществляет деятельность в сфере приготовления, глазировки и упаковки креветок и других морепродуктов, переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов, а также иную, предусмотренную Уставом общества деятельность, в связи с чем на основании договора аренды земельного участка от *** №*** с использованием производственных зданий, эксплуатирует производственный объект, расположенный по адресу: Адрес***. Указанный производственный объект используется ответчиком для производства рыбной продукции.
В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение перечисленных требований законодательства и приложения №*** к Лицензии ООО «***» до настоящего времени Распорядителю недр не представлен проект на геологическое изучение участка недр, расположенный по месту осуществления деятельности общества по адресу: Адрес***, с результатами геологической экспертизы, а также документами, подтверждающими возможность организации зоны санитарной охраны.
Кроме того, выявлены нарушения законодательства об охране вод, а также законодательства в сфере сохранения среды обитания водных биологических ресурсов.
Так, проверкой установлено, что производственную и хозяйственную деятельность ООО «***» осуществляет с использованием земельного участка, расположенного по адресу: Адрес***, в водоохраной, рыбоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря. Кольский залив Баренцева моря является рыбохозяйственным водным объектом высшей (особой) категории, путем миграции к местам нереста ценных видов рыб.
При этом ООО «***» использует поверхностные воды Кольского залива Баренцева моря для сброса сточных вод от производственной и хозяйственной деятельности, однако Обществом не предусмотрены в проектах и сметах мероприятия по сохранению рыбных запасов, которые согласовываются с уполномоченным государственным органом. Правоустанавливающие документы на пользование водным объектом - Кольским заливом Баренцева моря у ООО «***» отсутствуют. При осуществлении производственной и хозяйственной деятельности у Общества образуются такие отходы как жир из жироуловителей канализационной системы, разнородные строительные отходы, отходы металлических конструкций, металлические емкости, утерявшие потребительские свойства, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
Кроме того, ООО «***» по месту осуществления деятельности образует и накапливает отходы I-IV класса опасности, при этом инвентаризация образующихся отходов не произведена, паспорта на образующиеся опасные отходы не оформлены и не согласованы, учет образующихся, переданных и (или) принятых от других лиц отходов не организован. Такие отходы производства и потребления как разнородные строительные отходы, отходы металла, металлические емкости хаотично сброшены на используемый земельный участок, насыпью, вне специально оборудованных мест.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами, не оспоренными сторонами, соответствующими принципам относимости и допустимости, а именно: материалами проведенной прокурором проверки.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что они подтверждают обоснованность предъявленных прокурором требований.
На момент рассмотрения дела доказательств представления ответчиком Распорядителю недр проекта на геологическое изучение участка недр, разработки мероприятий по сохранению рыбных запасов при эксплуатации системы сброса сточных вод по месту осуществления деятельности, оформления и обеспечения получения в отделе водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ правоустанавливающих документов на пользование поверхностными водами Кольского залива Баренцева моря для сброса сточных вод от производственной и хозяйственной деятельности, оформления и согласования паспорта на опасные отходы, организации учета образующихся, переданных другим лицам и полученных от других лиц, отходов, проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения, организации сбора, вывоза и утилизации отходов с используемого земельного участка ответчик не представил, потому заявленные требования суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит указанные прокурором сроки для исполнения ответчиком заявленных исковых требований разумным и достаточным, каких-либо объективных сведений, свидетельствующих о невозможности выполнения требований в указанные сроки суду не представлено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, в сумме ***, с учетом обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «***» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, удовлетворить.
Обязать ООО «***» в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу представить Распорядителю недр проект на геологическое изучение участка недр, расположенный по месту осуществления деятельности общества по адресу: Адрес***, с результатами геологической экспертизы, а также документами, подтверждающими возможность организации зоны санитарной охраны.
Обязать ООО «***» в срок не позднее *** по согласованию с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству разработать мероприятия по сохранению рыбных запасов при эксплуатации системы сброса сточных вод по месту осуществления деятельности, по адресу: Адрес***.
Обязать ООО «***» в срок не позднее *** оформить и обеспечить получение в отделе водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ правоустанавливающих документов на пользование поверхностными водами Кольского залива Баренцева моря для сброса сточных вод от производственной и хозяйственной деятельности по адресу: Адрес***
Обязать ООО «***» в срок до *** оформить и согласовать паспорта на опасные отходы, организовать учет образующихся, переданных другим лицам и полученных от других лиц, отходов, провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, организовать сбор, вывоз и утилизацию отходов с используемого земельного участка, расположенного по адресу: Адрес***.
Взыскать с ООО «***» госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования город Мурманск в сумме ***.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Н. Сазанова