ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3372/18 от 25.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2019 г. г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Хрусталевой Т.Б., при секретаре Тур У.Ю., участием представителя истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению администрации г. Иркутска к ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось в суд с иском к ФИО4 об освобождении земельного участка, взыскании неосновательного обогащения.

Определением от *** к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация г. Иркутска.

Определением от *** истец Министерство имущественных отношений Иркутской области заменен администрацией г. Иркутска, Министерство имущественных отношений Иркутской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований.

В ходе судебного разбирательства администрация г. Иркутска неоднократно уточняла исковые требования, в последней редакции уточненного искового заявления просила суд обязать ответчика освободить самовольно занимаемый земельный участок, площадью 3003 кв.м., путем демонтажа:

- металлического ограждения (забора), согласно координат:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

- пункта охраны, согласно координат:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

- лестницы, по которой осуществляется доступ на второй этаж охраны, согласно координат:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

- летней беседка, состоящей из двух частей, согласно координат:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

- 1-этажного строения, расположенного смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 38:36:000007:345 по адресу: ***, г. Иркутск, ***, в следующих координатах:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

взыскать сумму неосновательного обогащения за период с *** по *** в размере 3383119,62 руб.

Определением от *** производство по делу по иску в части обязания ФИО4 освободить самовольно занимаемый земельный участок площадью 3003 кв.м., путем демонтажа металлического ограждения (забора),лестницы, по которой осуществляется доступ на второй этаж пункта охраны, летней беседки, состоящей из двух частей, 1-этажного строения, расположенного смежно с восточный стороны с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: ***, г. Иркутск, ***, прекращено.

В обоснование исковых требований указано, что согласно акту проверки от ****** ФИО4 в нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса РФ занимается, в числе прочих, земельный участок площадью 3024 кв.м., расположенный смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, государственная собственность на который не разграничена.На основании указанного акта проверки в отношении ФИО4 вынесено предписание *** об устранении нарушений земельного законодательства, в соответствии с которым до *** ответчик был обязан освободить, в том числе, земельный участок площадью 3024 кв.м., расположенный смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером *** государственная собственность на который не разграничена.Ответчиком предписание *** об устранении нарушений земельного законодательства получено, что подтверждается его подписью, и не оспорено в установленные законодательством сроки в определенном порядке.В соответствии с актом проверки от ****** предписание *** ФИО4 не исполнено, на момент проведения проверки ФИО4 продолжает занимать земельный участок площадью 3024 кв.м.На основании акта проверки *** от *** в отношении ответчика вынесено предписание ***, согласно которому до *** ФИО4 обязан освободить земельный участок площадью 3024кв.м., расположенный смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, государственная собственность на который не разграничена, либо оформить в установленном законом порядкеправоустанавливающие документы на указанный земельный участок. ФИО4 данное предписание также получено, что подтверждается его подписью в строке «отметка о вручении предписания», и не оспорено в установленном законом порядке.В соответствии с актом проверки от ****** ФИО4. самовольно занимает земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 3020 кв.м. и 1692 кв.м.Согласно акту проверки от ****** ответчик занимает земельный участок, государственная собственность на который не разграничена площадью 3021,5 кв.м., на котором расположены пункт охраны, летняя беседка, 1-этажное строение.Занятие земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3021,5 кв.м., подтверждается и актом проверки от ******. Размер суммы неосновательного обогащения рассчитан в размере 3383119,62 руб. за период с *** по ***.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.

Представители ответчика ФИО4 – ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, суду пояснили, что с представленным расчетом размера неосновательного обогащения не согласны, поскольку необоснованно при расчете принят коэффициент 5,5. На спорном земельном участке расположено нежилое здание гостиница-столовая, автомастерская, КПП, летняя веранда, для которых предусмотрен коэффициент – 1,34 и 2,35. Расчет произведен из кадастровой стоимости 5955,72 за 1 кв.м. Вместе с тем, до *** удельный показатель кадастровой стоимость земельного участка *** был 1035,65 руб. за 1 кв.м. С *** по *** – 1746 руб. за 1 кв.м. *** ответчик подписал с КУМИ г. Иркутска соглашение о перераспределении земельных участков, *** документы переданы на регистрацию перехода права собственности. В данном соглашение вид разрешенного использования указан – «производственная деятельность», где удельный показатель за 1 кв.м. 1035,65 руб. Так же возражают относительного того, что в расчет за фактическое использование учитывается площадь с западной стороны, поскольку земельный участок с западной стороны не огражден, там неизвестные машины выбрасывают мусор, ФИО4 не используется и никогда не использовался.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Судом установлено, что ФИО4 на основании договора купли-продажи земельного участка от ***, постановления мэра г. Иркутска от ******, является собственником земельного участка, категория земель: под объекты незавершенного строительства (техцентр по обслуживанию спецтехники), общая площадь 34620 кв.м. адрес объекта: ***, г. Иркутск, ***, кадастровый номер: ***, вид разрешенного использования: предпринимательство, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***, выпиской из ЕГРН.

Согласно акту от *** отделом земельного контроля земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска *** проведена проверка ФИО5, по результатам проведения которой установлено:

- в нарушение ст. 42 ЗК РФ ФИО4 использует часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 30521,2 кв.м., расположенного по адресу: ***, г. Иркутск, ***, не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, а именно под размещение станции технического обслуживания, предоставления гостиничных услуги общественного питания в качестве придорожного сервиса, ответственность за что предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ;

- нарушены требования ст. ст. 25, 26 ЗК РФ, а именно: ФИО4 самовольно занят земельный участок общей площадью 10255,3 кв. м., который включает в себя: часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 30521,2 кв. м., расположенного по адресу: ***; часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1009,4 кв.м., расположенного по адресу: ***; часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2901,4 кв. м., расположенного по адресу: *** земельный участок площадью 3320,5 кв. м., расположенный смежно с западной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, государственная собственность на который не разграничена и земельный участок площадью 3024 кв. м., расположенный смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, государственная собственность на который не разграничена, ответственность за что предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

*** ФИО4 вынесено предписание *** об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.

С указанным актом ФИО4 ознакомлен, предписание получено им ***, что подтверждается собственноручной подписью ответчика в акте и предписании.

Из акта от ***, составленного главным специалистом земельного контроля земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, следует, что предписание от ****** не исполнено, ответственность за что предусмотрена ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, нарушены требования ст.ст. 25,26 ЗК РФ, а именно: ФИО5 самовольно занят земельный участок площадью 3024 кв.м., расположенный смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***345, государственная собственность на который не разграничена.

*** ФИО4 вынесено предписание *** об устранении нарушений земельного законодательства.

Указанные акт проверки, предписание получены ФИО4 ***.

*** главным специалистом отдела земельного контроля по Ленинскому и Свердловскому округам управления земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска М. составлен акт о проведении проверки *** в отношении ФИО4, согласно которому в ходе проверки *** выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): нарушение ФИО4 требованием ст.ст. 25,26 Земельного кодекса РФ, выразившееся в использовании земельного участка, общей площадью 4763 кв.м., состоящего из части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3020 кв.м., расположенного смежно с земельным участком с кадастровым номером *** части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1692 кв.м., расположенного смежно с земельнымучасткомс кадастровым номером ***, части земельного участка с кадастровым номером: ***, площадью 51 кв.м., в отсутствии правоустанавливающих документов (самовольное занятие земельных участков), ответственность за которое предусмотрено ст. 7.1 КоАП РФ.

*** ответчику выписано предписание *** об устранении нарушений земельного законодательства в срок до ***.

Акт проверки от ***, предписание от *** получены ФИО4 ***.

*** специалистами управления земельного контроля комитета по управлению муниципальными имущества администрации г. Иркутска проведена проверка, на основании которой составлен акт проверки *** от ***.

Согласно акту в ходе проверки выполнен осмотр земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Иркутск, *** и геодезическая съемка фактических границ проверяемого земельного участка с использованием оборудования GPS-приемник спутниковый SpectraPrecision SP 80 GNSS (серийный номер ***, свидетельство о поверке № АПМ 0204002 от ***).

Установлено, что земельный участок с восточной стороны огорожен металлическим забором, с южной и северной стороны земельный участок частично огорожен металлическим забором, частично ограждение отсутствует, с западной стороны ограждение отсутствует.

Въезд на земельный участок осуществляется через металлические ворота и шлагбаум.

На земельном участке расположены:

- пункт охраны;

- двухэтажное здание с мансардой, используемое под кафе и гостиницу;

- летняя веранда;

- двухэтажное нежилое здание, которое используется под технический центр по обслуживанию спецтехники;

- одноэтажное строение, используемое под склад;

- одноэтажное строение, с навесом;

- двухэтажное нежилое здание с навесом, огороженное забором, данное здание и огороженный земельный участок используются под грузовую авторазборку, на данном земельном участке размещены автомобили в разобранном виде;

- 2 двухэтажных здания с навесом.

На земельном участке осуществляется стоянка грузовых автомобилей, цистерны для хранения горюче-смазочных материалов.

По результатам геодезической съемки фактических границ проверяемого земельного участка установлено, что фактическая площадь используемого земельного участка составляет 41264,6 кв. м. и включает в себя (схематический чертеж земельного участка):

- земельный участок с кадастровым номером *** площадью 34620 кв.м.;

- земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3021,5 кв.м., расположенного смежно с земельным участком с кадастровым номером ***;

- часть земельного участка с кадастровым номером *** площадью 5623,1 кв.м.

Фактически ФИО4 дополнительно заняты земельные участки общей площадью 6644,6 кв.м.

В ходе проверки ФИО4 представлен договор безвозмездного срочного пользования недвижимым имуществом № б/н от ***, согласно которого земельный участок с кадастровым номером *** передается в пользование ФИО4, *** г.р. на срок 11 месяцев до ***.

Правоустанавливающие документы на дополнительно используемый земельный участок площадью 3021,5 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: ФИО6, в ходе проверки не представлены.

По результатам проверки выявлено нарушение ФИО4 требований ст. 25, 26 ЗК РФ, выразившееся в использовании земельного участка площадью 3021,5 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: ***, в отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок (самовольное занятие земельного участка).

Таким образом, предписание об устранении нарушения земельного законодательства ****** ФИО4 не исполнено в установленный срок.

ФИО4 выдано предписание от ****** об устранение нарушений земельного законодательства.

Акт проверки, предписание от *** получены ФИО4 ***.

*** специалистами управления земельного контроля комитета по управлению муниципальными имущества администрации г. Иркутска проведена проверка, на основании которой составлен акт проверки ***, согласно которому выявлены нарушения, выразившиеся в использовании ФИО4 земельного участка площадью 3021,5 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: ***, в отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок.

*** ответчику выписано предписание *** об устранении указанных нарушений.

Акт проверки от ***, предписание направлены в адрес ответчика почтой.

В ходе рассмотрения дела проведены судебная геодезическая экспертиза, дополнительная судебная геодезическая экспертиза экспертом Ч.

Согласно заключению эксперта в результате фактической геодезической съемки, установлены координаты контуров объектов строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером: *** по адресу: г. Иркутск, ***.

Каталог координат контура объекта строительства – пункта охраны, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:36:00007:345, по указанному адресу:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Площадь застройки контура объекта строительства – пункта охраны составляет 17,8 кв.м.

Объект строительства – пункт охраны, расположенный на указанном земельном участке имеет лестницу, по которой осуществляется доступ на второй этаж объекта.

Каталог координат контура лестницы по фактической геодезической съемке:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Площадь застройки контура лестницы, составляет 4,0 кв.м.

Каталог координат объекта строительства – летней беседки, состоящей из двух частей, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: г. Иркутск, ***, по фактической геодезической съемке:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Площадь застройки контура объекта строительства – летней беседки, составляет 67,3 кв.м.

Каталог координат контура объекта строительства - 1-этажного строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по фактической геодезической съемке:

Название угла

Х

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Площадь застройки контура объекта строительства – одноэтажного строения, составляет 172,9 кв.м.

Указанные объекты строительства частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: г. Иркутск, ***, сведения о которых содержатся в ЕГРН, и налагаются на границы смежных участков.

Объекты строительства - пункт охраны с прилегающей к нему лестницей, а также летняя беседка полностью выходят за границы земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: г. Иркутск, ***, и налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером ***. по адресу: Российская Федерация. ***, город Иркутск, ***.

Объект строительства - 1-одноэтажное строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: г. Иркутск, ***, частично выходит за границы земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: г. Иркутск, ***, и налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером ***. по адресу: Российская Федерация. ***, город Иркутск, ***.

Каталог координат заступа фактических границ контура объекта строительства - 1-одноэтажное строение, за границы земельного участка с кадастровым номером 38:36:000007:345. по адресу: г. Иркутск. ***:

Название угла

X

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Площадь заступа контура объекта строительства - 1-одноэтажное строение, за границы земельного участка с кадастровым номером ***. по адресу: г. Иркутск, *** составляет 144.4 кв.м.

Согласно заключению дополнительной судебной геодезической экспертизы, в результате фактической геодезической съемки, установлены координаты объекта строительства - металлического ограждения (забора), расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***. по адресу: г. Иркутск, ***.

Объект строительства - металлическое ограждение (забор) выходит за границы земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: г***, и налагается на границы земельного участка, расположенного смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером *** (Приложение ***).

Каталог координат границ фактического занятия земельного участка, расположенного смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: г. Иркутск. Ленинский район, ст. Батарейная, с учетом его ограждения металлическим забором:

Название угла

X

У

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Площадь фактического занятия земельного участка, расположенного смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: г***, с учетом его ограждения металлическим забором, составляет 3003 кв. м.

Данные заключения соответствуют требованиям действующего законодательства, являются логичными, последовательными, составлены экспертом, имеющим необходимую квалификацию и стаж работы, предупрежденным об уголовной ответственности.

Оснований для сомнений в объективности указанных заключений у суда не имеется.

Из изложенного следует, что ответчик на момент проведения экспертизы занимал земельный участок, расположенный смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: г. ***, с учетом его ограждения металлическим забором, площадь занятия - 3003 кв. м.

На основании соглашения о перераспределении земельных участков *** от ***, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска и ФИО4, стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером *** и земель, находящихся в государственной собственности.

Перераспределение осуществилось на основании проекта межевания территории г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 14.01.2019 №031-06-3/9.

На момент заключения соглашения образован:

- земельный участок из земель населенных пунктов площадью 40063 кв.м., кадастровым номер: ***, выключающий в территорию площадью 5443 кв.м., с видом разрешенного использования «производственная деятельность», расположенный по адресу: ***, ограничения прав и обременения отсутствуют, и на который возникает право собственности и стороны 2.

Таким образом, на момент разрешения спора земельный участок площадью 3003 кв.м., расположенный смежно с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, по адресу: г. *** (включенный в участок площадью 40063 кв.м. с кадастровым номером ***) был предоставлен ответчику на праве собственности на основании соглашения от ***.

Однако, как выше установлено, ответчик занимал земельный участок:

- в период с *** по ***, площадью 3024 кв.м., расположенный смежно с восточной стороны с земельным участком с кадастровым номером ***;

- в период с *** по ***, общей площадью 4712 кв.м., из которой площадью 3020 кв.м. смежно с восточной стороны с земельным участком с кадастровым номером ***, площадью 1692 кв.м. смежно с западной стороны с земельным участком с кадастровым номером ***;

- в период с *** по ***, площадью 3021,50 кв.м., расположенный смежно с восточной стороны с земельным участком с кадастровым номером ***

Данные обстоятельства подтверждены актами проверки, предписаниями.

ФИО4 доказательств, подтверждающих законное владение в период с *** по *** данными земельными участками, суду не представлено.

Одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

При фактически складывающихся отношениях по использованию земельного участка без внесения платы ответчик сберег собственные денежные средства в размере арендной платы.

Отсутствие договорных правоотношений между сторонами не исключает возмездность пользования земельным участкам и не освобождает ответчика от обязанности произвести оплату за такое пользование.

Поэтому правовым основанием для взыскания с фактического пользователя земельными участками неосновательно сбереженных им денежных средств являются ст. 1102 ГК РФ и ст. 65 ЗК РФ.

Несогласие стороны ответчика с занятием земельных участков в период с *** по *** в указанных выше площадях на мнение суда не влияет.

Доказательств, свидетельствующих о том, что в период *** по *** ответчик земельные участки площадью 3024, 4712, 3021,5 кв.м. не занимал, либо занимал иной площадью, суду не представлено.

Факт занятия земельных участков установлен актами проверок, которые были вручены ФИО4 и в установленном законом порядке им оспорены не были.

То обстоятельство, что земельный участок площадью 1692 кв.м., расположенный смежно с западной стороны с земельным участком с кадастровым номером ***, не огорожен забором, не означает, что ответчик его не занимал.

Стоимость аренды земли, находящейся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен, а размер неосновательного обогащения соответствует размеру арендной платы за использование земельного участка.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 39.7 ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 № 162-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области, в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области, с 1 января 2015 года осуществляло полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 № 162-03 указанные полномочия перераспределялись сроком до 1 января 2019 года.

Таким образом, с 1 января 2019 года администрация города Иркутска является органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку иного не предусмотрено законодательством.

В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, руководствуясь ч. 4 ст. 66, ст. 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (Постановление Правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена").

В силу п. 3 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного указанным постановлением Правительства Иркутской области, арендная плата в год за использование земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5, 6, 8, 9 настоящего Положения, устанавливается по формуле:

Ап = Кс x Зн x Кмсу x Ки,

где:

Ап - арендная плата в год за использование земельного участка;

Кс - кадастровая стоимость земельного участка;

Зн - ставка земельного налога за соответствующий земельный участок;

Кмсу - экономически обоснованный коэффициент с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, установленный органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Иркутской области, изменение которого допускается не чаще одного раза в шесть месяцев;

Ки - коэффициент инфляции, который рассчитывается путем последовательного перемножения уровней инфляции, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно представленному истцом расчету, сумма неосновательного обогащения истца за период с *** по *** составляет 3383119,62 руб.

Исходя из следующего расчета за период:

с *** по *** – 60309,36 руб. (3024*5955,72*1,5%*5,5*1,2346/365*12);

с *** по *** – 682177,36 руб. (3024*5955,72*1,5%*5,5*1,2322/365*136);

с *** по *** – 234393,70 руб. (3024*5955,72*1,5%*5,5*1,2251/365*47);

с *** по *** – 907650,61 руб. (3024*5955,72*1,5%*5,5*1,2741/365*182);

с *** по *** – 72735,57 руб. (4712*5955,72*1,5%*5,5*1,2741/365*9);

с *** по *** – 1389995,52 руб. (4712*5955,72*1,5%*5,5*1,2594/365*174);

с *** по *** – 35857,50 руб. (3021,50*5955,72*1,5%*5,5*1,2594/365*7), где:

- 3024, 4712, 3021,5 – размер занимаемой площади земельного участка за соответствующий период;

- 5955,72 - кадастровая стоимость земельного участка по видам функционального использования за 1 кв.м., в соответствии постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области»;

- 1,5 % - ставка земельного налога за соответствующий земельный участок в соответствии с Положением о земельном налоге на территории г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 №004-20-180203/5;

- 5,50 - экономически обоснованный коэффициент с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с Порядком определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования г. Иркутска, утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 №031-06-522/9. В данном случае коэффициент 5,5 установлен для вида функционального использования: «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания»;

- 1,2346; 1,2322; 1,2251; 1,2741; 1,2594 - коэффициент инфляции. Рассчитывается в каждом конкретном случае путем перемножения уровней инфляции, установленных Федеральным законом от 01.12.2014 №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов», Федеральным законом от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 г.», - Федеральным законом от 19.12.2016 №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 годов», Федеральным законом от 29.11.2018 №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» - по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.

Так, в период с *** по *** коэффициент инфляции составляет 1,2346, с *** по *** – 1,2322, с *** по*** – 1,2251, с *** по *** – 1,2741, с *** по *** – 1,2741, с *** по *** – 1,2594, с *** по *** -1,2594.

Представленный расчет проверен судом, произведен верно и может быть положен в основу решения суда.

Несогласие стороны ответчика с представленным расчетом на мнение суда не влияет, контррасчет суду не представлен.

Ссылка стороны ответчика об ошибочности использования в расчете коэффициента 5,5 в разрезе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и необходимости применения соответствующих различных коэффициентов, в отношении каждого здания в отдельности (гостиница 1,34, нежилое здание автомастерской 2,35) не состоятельна, как и не состоятельны доводы о необходимости применения в расчете кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 38:36:000007:345, принадлежащего на праве собственности ответчику, в виду следующего.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-Ф, пункт 2 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ).

Поскольку спорные земельные участки (расположенные смежно с западной, восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***) отнесены к землям государственная собственность на который не разграничена, не сформированы и на государственный кадастровый учет не поставлены, в расчете администрацией г. Иркутска верно приняты результаты определения средних удельных показателей кадастровой стоимости в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования, установленные в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области №517-пп от 15.11.2013 «О результатах определения средних дельных показателей кадастровой стоимости в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования».

Земельные участки, расположенные смежно с западной, восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, расположены в кадастровом квартале ***.

Кадастровая стоимость 1 кв.м. земельного участка в данном квартале по пятому виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, составляет 5955,72 руб.

Данная стоимость установлена Постановлением Правительства Иркутской области №517-пп от *** в редакции от ***, является действующей в спорный период.

Кадастровая стоимость 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером ***, то есть участка, принадлежащего ответчику на праве собственности, при произведении расчета правового значения не имеет, поскольку расчет неосновательного обогащения производится в виде платы за неправомерно занимаемый земельный участок, в данном случае земельные участки площадью 3024, 4712, 3021,5 кв.м., расположенные смежно с западной и восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***

Вид разрешенного использования земельного участка верно определен администрацией г. Иркутска по пятому пункту - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, поскольку на участке расположены, в том числе двухэтажное здание с мансардой, используемое под кафе и гостиницу; двухэтажное нежилое здание, которое используется под технический центр по обслуживанию спецтехники; двухэтажное нежилое здание с навесом, используемое под грузовую авторазборку.

Данное обстоятельство стороной ответчика не оспорено и представленные в судебном заседании технические паспорта на здание гостиницу-столовую, автомастерскую это подтверждают.

По этим же основаниям, верно применен коэффициент к размеру арендной платы (5,5) со ссылкой на Постановление мэра г. Иркутска от 20.02.2009 № 031-06-522/9 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), поскольку из совокупности всех представленных доказательств следует, что самовольно занятые земельные участки используются ответчиком как единый комплекс, в составе которого присутствуют различные объекты общественного питания, бытового обслуживания – пункт охраны; двухэтажное здание с мансардой, используемое под кафе и гостиницу; летняя веранда; двухэтажное нежилое здание, которое используется под технический центр по обслуживанию спецтехники; одноэтажное строение, используемое под склад; одноэтажное строение, с навесом; двухэтажное нежилое здание с навесом, используемое под грузовую авторазборку; 2 двухэтажных здания с навесом. На сооружениях, расположенных на спорном земельном участке имеются рекламные вывески «бизнес ланч», «гостиница», «кафе», «Иркутскшинремонт». Территория огорожена единым забором, въезд осуществляется через металлические ворота и шлагбаум.

Обязательства вследствие неосновательного обогащения не могут быть более выгодными для ответчика по сравнению с теми, которые могли иметь место в обычных условиях гражданского оборота.

В этой связи, истцом правомерно применен коэффициент к размеру арендной платы - 5,5 по общему виду функционального использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а не в отношении каждого здания в отдельности (гостиница 1,34, нежилое здание автомастерской 2,35 и т.д.).

Кроме того, следует отметить, что стороной ответчика применение кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в размере 5955,72 руб. по пятому виду разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания не оспорено. Для сведения, кадастровая стоимость 1 кв.м. земельного участка, предназначенного для размещения гостиниц, составляет 8851,39 руб., то есть значительно выше примененной в расчете стоимости.

Поскольку ответчик в период с *** по *** не являлся собственником земельных участков площадью 3024, 4712, 3021,5 кв.м., расположенных смежно с западной, восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, соответственно, плательщиком земельного налога, вместе с тем в указанный период пользовался земельными участками без какого-либо оформления прав на такое пользование, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации г. Иркутска к ФИО4 о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 3383119,62 руб. обоснованы, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что истец освобожден от уплаты госпошлины, принимая во внимание удовлетворение исковых требований и материальные правоотношения, из которых возник спор, суд приходит к выводу, что в доход бюджета муниципального образования «город Иркутск» за счет ответчика ФИО4 подлежит взысканию госпошлина в размере 25115,60 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО4 в пользу администрации г. Иркутска сумму неосновательного обогащения за период с *** по *** в размере 3383119,62 руб.

Взыскать с ФИО4 госпошлину в доход бюджета муниципального образования «г. Иркутск» в размере 25115,60 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Т.Б. Хрусталева