ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3372/18 от 27.08.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ районный суд <адрес>-ФИО1 в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

старшего помощника Ханты – Мансийского межрайпрокурора ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – Депнедра и природных ресурсов ФИО1ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-дд,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты – Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты – <адрес>ФИО1, третье лицо Бюджетное учреждение <адрес><адрес> о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту недропользования и природных ресурсов <адрес>ФИО1 (далее по тексту Депнедра и природных ресурсов ФИО1) о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства

Исковые требования мотивированы тем, что на территории автономного округа образовано 4 природных парка регионального значения: <адрес> которые расположены на землях лесного фонда. Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в ФИО1-ФИО1, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований лесного и земельного законодательства охранные зоны природных парков «Нумто<адрес> не установлены, до настоящего времени ответчиком не разработаны проекты положений об охранных зонах данных особо охраняемых природных территорий и не представлены ФИО1-ФИО1 для дальнейшего принятия решений о создании охранных зон. Выявленное бездействие государственного органа, нарушающее требования закона, не обеспечивает защиту гарантированного ст.ст.41, 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. Отсутствие указанных положений об охранных зонах особо охраняемых природных территорий создает условия для незаконного использования заповедных земель, приводит к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности. ДД.ММ.ГГГГ Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Департамента недропользования и природных ресурсов ФИО1-ФИО1 вносилось представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены. На основании изложенного, просит суд обязать Департамент недропользования и природных ресурсов ФИО1-ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты положений об охранных зонах природных парков <адрес> для принятия решения о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения. Обязать Департамент недропользования и природных ресурсов ФИО1-ФИО1 после принятия решения о создании охранных зон природных парков «<адрес> внести сведения о границах земельных участков с установленными охранными зонами особо охраняемых природных территорий регионального значения в государственный кадастр недвижимости.

Представитель истца - старший помощник Ханты-Мансийского межрайонного прокурора ФИО3 в судебном заседании настоял на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.

Представитель ответчика <адрес><адрес> в судебном заседании исковые требования не признала, в соответствии с доводами письменных возражений суду показала, что в целях устранения нарушений законодательства, в сфере особо <адрес><адрес> следующая работа. Департаментом разработан и направлен на согласование проект постановления «О создании охранной зоны природного парка «<адрес>», <адрес> принято Постановление «О создании охранной зоны природного парка <адрес>». По вопросу создания охранной зоны природного парка «<адрес> проведена работа по уточнению границ зоны природного парка. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>» направлен на согласование проект Положения об охранной зоне природного парка «Нумто» с приложением картографических материалов (находится на рассмотрении). По вопросу создания охранной зоны природного парка «Кондинские озера» приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден План мероприятий («дорожной карты») по урегулированию вопроса отнесения эксплуатационных лесов на землях лесного фонда, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, к защитным лесам, категории «леса, расположенные в особо охраняемых природных территориях». ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ООО <адрес> заключено техническое задание на выполнение научно- исследовательской работы по теме: «Анализ влияния техногенной нагрузки на экосистемы природного парка «Кондинские озера» при ДД.ММ.ГГГГ<адрес> уточнения границ природного парка по результатам научно - исследовательских работ. Департаментом будет разработан проект <адрес> следующее. В соответствии с Положением о природном парке «Самаровский чугас» утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п территория природного парка составляет <адрес>, которая состоит из трех участков: урочище «<адрес>); урочище «<адрес> урочище <адрес> га). Согласно п,3.3.3 Положения о природном парке в границах лесопарковой зоны природного парка находится особо ценный природный объект Шапшинский припоселковый кедровник - памятник природы местного значения «<адрес> площадью 110 га. Согласно п.2 ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы могут быть только федерального либо регионального значения. В этой связи Департаментом ДД.ММ.ГГГГ-исх-17982 в Министерство природных ресурсов и экологии РФ на согласование направлен проект постановления Правительства ФИО1-ФИО1 «Об утрате силы решения Исполнительного Комитета Совета Народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании памятника природы «<адрес>» и внесении изменений в постановление Правительства ФИО1 - ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-п «О создании природного парка «<адрес>». После проведения мероприятий реорганизации памятника природы путем включения его территории в границы природного парка «Самаровский чугас» Департаментом будет разработан проект постановления ФИО1<адрес> «О создании охранной зоны природного парка «<адрес>».

Представитель третьего лица <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, на территории <адрес>ФИО1<данные изъяты> парка: «<адрес>

Природный парк «Самаровский чугас» образован постановлением Правительства ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года «<адрес>», <адрес>», являвшегося приложением 2 к постановлению Правительства ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года -п, природный парк является природоохранным рекреационным учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Природный парк «<адрес>» образован постановлением ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании в <адрес>ФИО1 природного парка «<адрес>». Согласно Положению о природном парке «<адрес>», утвержденным постановлением Правительства ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-п, природный парк является особо охраняемой природной территорией регионального значения без ограничения срока действия, создан с целью сохранения генетического фонда растительного и животного мира, нетронутых природных ландшафтов в районе интенсивной разработки месторождений нефти и газа, изучения естественного хода природных процессов и явлений, организации эколого-просветительской и рекреационной деятельности, расположен на территории муниципального образования <адрес>ФИО1-ФИО1.

Природный парк «<адрес>» образован постановлением ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании в <адрес>ФИО1 природного парка «<адрес>». Согласно Положению о природном парке «Нумто», утвержденным постановлением Правительства ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-п, природный парк является особо охраняемой природной территорией регионального значения без ограничения срока действия, расположен на территории муниципального образования <адрес>ФИО1-ФИО1, предназначен для сохранения природно-исторического комплекса реки <адрес> уникальных природных, исторических, этнографических комплексов, защиты мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов <адрес>.

Природный парк «<адрес><адрес> природный парк является особо охраняемой природной территорией регионального значения без ограничения срока действия, расположен на территории <адрес>ФИО1-ФИО1 в верхнем течении реки Конда, предназначен для сохранения водной системы озер <адрес>

Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой Департаменту недропользования и природных ресурсов ФИО1-ФИО1ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, в связи с тем, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природным территориях» положения об охранных зонах природных парков, в том числе, <адрес>» до настоящего времени не утверждены, охранные зоны указанных особо охраняемых природных территорий не установлены, соответствующие проекты положений об охранных зонах Департаментом не разработаны и в уполномоченный орган не внесены. (л.д. 65-71).

Из ответа Департамента недропользования и природных ресурсов ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департаментом на ДД.ММ.ГГГГ запланированы мероприятия по созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения природных парков «<адрес>

Как следует из пояснений представителя ответчика Департамента недропользования и природных ресурсов ФИО1-ФИО1 по вопросу установления охранных зон природных парков «<адрес> проводится соответствующая работа. ДД.ММ.ГГГГФИО1-ФИО1 принято Постановление «О создании охранной зоны природного парка «Сибирские увалы». ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>» направлен на согласование проект Положения об охранной зоне природного парка «<адрес> года, Департаментом будет разработан проект постановления ФИО1<адрес> «О создании охранной зоны природного парка «Кондинские озера». По вопросу создания охранной зоны природного парка «<адрес><адрес>» представителем сообщено, что в настоящее время проводятся мероприятия по реорганизации памятника природы «<адрес>» путем включения его территории в границы природного парка «Самаровский чугас», после окончания которых Департаментом будет разработан проект постановления ФИО1<адрес> «О создании охранной зоны природного парка «Самаровский чугас».

Указанные обстоятельства подтверждены представленными доказательствами, стороной истца не оспорены.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. д ч. 1 ст. 72).

На основании ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности (ст.18).

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно подп. «б» п. 11 данной статьи решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», согласно которым решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении её границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления её границ.

Согласно статье 6 Устава ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-оз высшим должностным лицом автономного округа является ФИО1-ФИО1, высшим исполнительным органом государственной власти автономного округа является Правительство ФИО1-ФИО1.

В соответствии с Положением о <адрес> утвержденного постановлением ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес> - ФИО1, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В силу п. 6.1 данного Положения <адрес> вносит ФИО1<адрес> и в <адрес> проекты законов, иных нормативных правовых актов автономного округа и другие документы, по которым требуется решение ФИО1<адрес> по вопросам, относящимся к сфере деятельности <адрес>.

Кроме того, как следует из положений Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

Согласно положениям ч.2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

В силу положений части 1 статьи 32 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено прокурорской проверкой природные парки регионального значения «<адрес>

Вместе с тем, исходя из анализа представленных суду доказательств, в нарушение выше обозначенных требований закона, ответчиком не принято действенных мер, направленных на создание охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – природного парка «Нумто», «Кондинские озера», «Самаровский Чугас» и установление ее границ, соответственно сведения об указанных границах не внесены в государственный кадастр недвижимости.

Данное бездействие Департамента недропользования и природных ресурсов ФИО1-ФИО1 нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения и сведений в едином государственном реестре недвижимости о ее границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на таковую.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, у суда не имеется для отказа в удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту недропользования и природных ресурсов ФИО1-ФИО1 в отношении природных парков «<адрес>

При этом, как следует из представленного стороной ответчика постановления ФИО1-ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ охранная зона природного парка «Сибирские увалы» создана, Положение об охранной зоне природного парка <адрес> охраняемых природных территорий ФИО1-ФИО1 (л.д. ).

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в части создания охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка «Сибирский увал» и внесении сведений в единый государственный реестр недвижимости об её границах необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить частично иск Ханты – Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты – <адрес>ФИО1, третье лицо Бюджетное учреждение Ханты – <адрес>ФИО1 «Объединённая дирекция особо охраняемых природных территорий», о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства.

Возложить обязанность на Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты – <адрес>ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты положений об охранных зонах природных парков «<адрес> и направить их ФИО1 Ханты – <адрес>ФИО1 для принятия решения о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Возложить обязанность на Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты – <адрес>ФИО1 после принятия решения о создании охранных зон природных парков «Кондинские озера», «Нумто» и «Самаровский Чугас» внести сведения о границах земельных участков с установленными охранными зонами особо охраняемых природных территорий регионального значения в государственный кадастр недвижимости.

Отказать в остальной части иска.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд <адрес>-ФИО1 через Ханты – Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда С.В. Вахрушев