ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3372/2016 от 29.03.2016 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

2- 3372\2016 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Ефимовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Иск заявлен по тем основаниям, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в должности помощника военного прокурора Петрозаводского гарнизона. Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с военной службы в запас с правом на получение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». ФИО1 исключен из списков личного состава военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении о назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указал сведения о его работе в должности помощника военного прокурора Петрозаводского гарнизона с ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления ФИО1 военный комиссариат Республики Карелия в соответствии со статьями 7, 13, 48, 50, 51, 53 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 назначил ему пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем каких-либо письменных обращений от ФИО1 в военный комиссариат Республики Карелия не поступало. Не обладая сведениями о наличии у ФИО1 классного чина, ДД.ММ.ГГГГ за Военным комиссариатом Республики Карелия запрошены сведения у военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона о присвоении классного чина ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в Военный комиссариат Республики Карелия поступил ответ военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о приеме на работу ФИО1 на должность помощника военного прокурора с ДД.ММ.ГГГГ и о том, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Генерального прокурора Российской Федерации ФИО1 присвоен классный чин «младший советник юстиции». Таким образом, с момента присвоения ФИО1 классного чина ДД.ММ.ГГГГ., при нахождении его на должности помощника военного прокурора, выплата пенсии ему, в соответствии с п.2.6. Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994г. № 942, должна была быть приостановлена. Выплата пенсии ФИО1 в связи с последней выплатой ему пенсии за ДД.ММ.ГГГГ, была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом военного прокурора Петрозаводского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере <данные изъяты>% пенсии. Приказом военного комиссара Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет ФИО1 возобновлена с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом военного прокурора Петрозаводского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГФИО2 уволен из органов прокуратуры. По результатам ревизии Военного комиссариата Республики Карелия в ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Управлением финансового обеспечения по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия, Военному комиссариату Республики Карелия было указано на неправомерность возобновления выплаты пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГг., общий размер выплаты которой за период по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика излишне выплаченную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рублей с зачислением суммы в доход федерального бюджета.

Представители истца ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, требования в судебном заседании поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебном заседании с требованиями не согласился, поддержал позицию, изложенную в возражениях.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданских дел , , , приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в должности помощника военного прокурора Петрозаводского гарнизона. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в звании майора юстиции.

Приказом военного прокурора Петрозаводского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списков личного состава военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона Западного военного округа с ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1 военным комиссариатом Республики Карелия была назначена военная пенсия по выслуге лет.

На основании решения Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, приказом военного прокурора Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на государственную службу и назначен на должность помощника военного прокурора Петрозаводского гарнизона Западного военного округа. ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен трудовой договор. Приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГа истцу присвоен классный чин «младший советник юстиции».

С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии ФИО1 была приостановлена в соответствии с п.2.6 Положения, утв. постановлением Правительства РФ № 942 от 12.08.1994 года.

В дальнейшем Военный комиссариат Республики Карелия обращался в Петрозаводский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 заявил встречный иск о признании действий Военного комиссариата Республики Карелия по приостановлению выплаты пенсии незаконными и возобновлении указанной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании невыплаченной пенсии, процентов за просрочку платежа, компенсации морального вреда. Определением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному делу прекращено, в связи с отказами истцов от исковых требований ввиду добровольного урегулирования спора ( дело за ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом военного комиссара Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1, со ссылкой на Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2013 № 75-КГ13-17, от 08.11.2013 № 78-кг13-31 ФИО1 была возобновлена выплата пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом военного прокурора Петрозаводского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата ФИО1 ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере <данные изъяты>% пенсии, предусмотренной п. 2 ч.2 ст.44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к военному комиссару Республики Карелия с заявлением о перерасчете пенсии по выслуге лет в связи с увеличением процентной надбавки за выслугу лет, в удовлетворении которого было отказано в связи с тем, что выплата пенсии ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производилась.

Решением Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу исковые требования ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств удовлетворены частично: признаны действия ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», выразившиеся в отказе в перерасчете и выплате ФИО1 недополученной военной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>% надбавки за выслугу лет незаконными; возложена обязанность ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» начислить ФИО1 пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере <данные изъяты>% от оклада денежного содержания; взыскана с ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» в пользу ФИО1 недополученная часть военной пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> Апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения.

Приказом военного прокурора Петрозаводского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен из органов прокуратуры.

Приказом военного комиссара Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ ранее изданный приказ от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным со ссылкой на Определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2015 № 1631-О.

Истец в обоснование настоящих требований о взыскании излишне выплаченной ФИО1 военной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ссылается на то обстоятельство, что выплата пенсии являлась незаконной в силу положений Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», постановления Правительства РФ № 942 от 12.08.1994, истцу не было известно о присвоении ответчику при устройстве на должность в военную прокуратуру классного чина, а также на изменение судебной практики, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 1338-О.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).

Статьей 49 названного Федерального закона установлено, что на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), медицинское обеспечение и другие виды обеспечения военнослужащих.

Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьей 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы, за сложность, напряженность и высокие достижения в службе, процентных надбавок за ученую степень, ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», премий по итогам службы за квартал и год, других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Доплата за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу и доплате за классный чин прокурорского работника в размерах: свыше 20 лет - 70%.

Федеральным законом от 08.11.2011 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 1) внесены изменения в абзац 18 пункта 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривающий доплату за выслугу лет в процентном отношении и доплате за классный чин прокурорского работника в размере: свыше 20 лет - 70%.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ изменения вступают в силу с 01.01.2012, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки их вступления в силу.

Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 40 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В части 2 статьи 6 вышеуказанного Закона установлен ограниченный перечень оснований для приостановления выплаты военной пенсии, а именно поступление на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, прокурорские работники к ним не отнесены.

Трудовой стаж работы в прокуратуре не сопоставим по правовым признакам с воинской выслугой лет и не суммируется с ней при определении итоговой выслуги для назначения пенсии по линии Минобороны Российской Федерации.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.03.2004 № 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.

В данном случае, истец после увольнения и зачисления в запас, поступил на другой вид государственной службы, отличный от военной. Более того, при возобновлении истцом выплаты пенсии ФИО1 военному комиссару доподлинно было известно о наличии у ФИО1 классного чина, что следует из ранее состоявшихся судебных решений, статус ответчика не изменился. Доказательств каких-либо виновных действий со стороны ФИО1 с целью возобновления выплаты пенсии, истцом в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено. Ссылка истца на изменение судебной практики, произошедшей после увольнения ФИО1, не состоятельна. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), непосредственно не устанавливает какой-либо конкретный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, которые определяются федеральными законами. При этом в силу общего принципа действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие. Статья же 54 Конституции Российской Федерации содержит императивное правило о недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (часть 1), и о применении нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена (часть 2). В иных случаях только законодатель вправе распространить действие закона на правоотношения, которые возникли до его введения в действие (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 795-О-О, от 19 октября 2010 года N 1428-О-О и др.).

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, учитывая положения вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что исковые требования Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» о взыскании с ФИО1 излишне выплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей с зачислением суммы в доход федерального бюджета, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» о взыскании с ФИО1 <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.

Судья О.В.Витухина

Мотивированное решение

изготовлено 04 апреля 2016 года.