Дело № 2-3373/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2014 г. г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,
при секретаре Косыревой О.Н.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениюФИО1 об оспаривании бездействия Государственной жилищной инспекции Саратовской области,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Саратовской области, а именно: непредставление в установленные сроки полного, всестороннего и мотивированного ответа по существу вопросов, поставленных в его обращениях и жалобах, непринятие предусмотренных мер по проверке и устранению изложенных в его обращениях фактов нарушения жилищного законодательства, «Правил предоставления коммунальных услуг» и «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Обязать Государственную жилищную инспекцию Саратовской области провести всестороннюю проверку изложенных заявителем фактов нарушения законодательства со стороны ТСЖ «Поволжье-Ц» и принять надлежащие меры, с последующим информированием ФИО1 в установленном порядке.
Свои требования ФИО1 мотивирует тем, что 02.06.2014 г. узнал о бездействии Государственной жилищной инспекции Саратовской области, которое заключается в следующем: неисполнение ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», выразившееся в нарушении установленного срока не предоставления письменного ответа на его обращения, предоставлении ответа по существу поставленных в его обращениях вопросов, непринятии соответствующих мер для восстановления и защиты его нарушенных прав и законных интересов.
Неисполнение обязанностей, возложенных на Госжилинспекцию в соответствии с «Положением о Государственном жилищном надзоре», утв. пост. Правительства РФ № 493 от 11.06.2013 г., «Положением о Государственной жилищной инспекции Саратовской области», утв. Постановлением Правительства Саратовской области № 152-П от 12.05.2005 г.
Неисполнение государственной функции «Осуществление регионального государственного жилищного надзора» и государственной функции «Осуществление контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденных соответственно Административным регламентом исполнения государственной функции «Осуществление регионального государственного жилищного надзора», утв. приказом Государственной жилищной инспекции Саратовской области № 1 от 12.01.2010 г., и Административным регламентом исполнения государственной функции «Осуществление контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утв. приказом Государственной жилищной инспекции Саратовской области № 157 от 14.12.2012г.
Неисполнение досудебного порядка рассмотрения жалоб заявителей на решения (бездействие) должностных лиц Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утвержденного <...> Административного регламента исполнения государственной функции «Осуществление регионального государственного жилищного надзора» и Административного регламента исполнения государственной функции «Осуществление контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Поскольку заинтересованным лицом жалобы заявителя игнорируются ФИО1 вынужден обратиться в суд для защиты своих прав, гарантированных ст. 33, 45 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Определением суда от 04.08.2014 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТСЖ «Поволжье - Ц»
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал доводы заявления, просил заявление удовлетворить.
Представитель Государственной жилищной инспекции Саратовской области ФИО2, возражала против удовлетворения заявления, представила письменные пояснения по заявлению, в котором указала, что в адрес Государственной жилищной инспекции области 30.01.2014 года (вхд.№1261-01-07Б), 05.02.2014 года из Управления Роспотребнадзоа по Саратовской области (вхд.№1676-01-07Б) поступили обращения ФИО1 в которых заявителем указывалось, что с 04.12.2007 г. заявитель является собственником однокомнатной квартиры № в многоквартирном доме № Д на проспекте 50 Лет Октября, который находится под управлением ТСЖ «Поволжье-Ц». В квартире по сегодняшний день никто не зарегистрирован и не проживает по причине незавершенного ремонта. При этом, не вступал в ТСЖ «Поволжье-Ц» и никогда не писал заявление о вступлении в указанное ТСЖ.
С момента возникновения права собственности на квартиру в декабре 2007г. по март 2013 г. ФИО1 систематически оплачивал все счета на ЖКУ, выставляемые в ТСЖ «Поволжье-Ц»,
Помимо оплаты ежемесячных счетов на ЖКУ, в период с 2007 г. по 2010 г. по требованию ТСЖ «Поволжье-Ц» заявителем дополнительно были внесены денежные средства в сумме 10500,00 руб., которые должны были быть использованы ТСЖ для оплаты доли в общих расходах на содержание дома и коммунальные услуги; - 4000,00 руб. наличными по приходному кассовому ордеру № от 12.12.2007 г., 2000,00 руб. безналично по платежному поручению № от 27.02.2008 г, 2000,00 руб., наличными по приходному кассовому ордеру б/н от 22.07.2009 г. 2500,00 руб. наличными по приходному кассовому ордеру б/н от 16.06.2010 г.
В апреле 2013 г. в ходе выяснения оснований начисления пени в счете на ЖКУ за март 2013 г. из личной беседы с председателем ТСЖ «Поволжье-Ц» ФИО3 заявитель узнал, что указанные платежи не были зачислены, как требовалось, на лицевой счет № 097Д в ТСЖ «Поволжье-Ц», а неправомерно зачтены бухгалтером как первоначальный вступительный взнос в ТСЖ. Причем, председатель ТСЖ заявил, что указанные денежные средства находятся на р/счете ТСЖ и возвращены не будут, таким образом заявителем ставился вопрос о несогласии с начислением вступительного взноса, а также просил провести проверку ТСЖ «Поволжье-Ц» по соблюдению им стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Обращения были рассмотрены, 26.02.2014 г. дан ответ с разъяснениями норм действующего законодательства: даны разъяснения о том, что включает стандарт раскрытия информации ТСЖ, разъяснен порядок оплаты за жилое помещение вне зависимости от членства в ТСЖ, порядок перерасчета платы за коммунальные услуги, а также было рекомендовано обратиться в ТСЖ за разъяснениями по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 исполнитель коммунальной услуги обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Заявителю были даны разъяснения на право обращения в соответствии со статьей 11 ГК РФ для защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в суд. Ответ направлен заявителю посредством почтовой связи.
Второе обращение ФИО1 поступило в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области 17.03.2014 г. (вхд.№3793-01-07Б).
В ходе рассмотрения обращения 21.03.2014 года было направлено письмо в прокуратуру Ленинского района г. Саратова об оказании содействия в проведении проверки в части полноты раскрытия информации ТСЖ.
Ответы на обращение от 18.04.2014 г. даны 15.04.2014 г. и 16.05.2014 г., ответ на 30.04.2014 г. дан 28.05.2014 г., которые были направлены посредством почтовой связи.
В ответе содержалась информация о том, что в части полноты раскрытия информации направлено письмо в прокуратуру Ленинского района г.Саратова, а также разъяснялись нормы действующего законодательства по оплате собственником жилищно-коммунальных услуг, право на обращение в суд.
В адрес Государственной жилищной инспекции области 18.04.2014 г. (вхд.№5596-0107Б) и 30.04.2014 г. (вхд.№6124-0107Б) поступили очередные обращения ФИО1, которые были рассмотрены и на них даны ответы 16.05.2014 г. и 28.05.2014 года, при этом в ответе от 28.05.2014 г. содержится информация о результатах прокурорской проверки, связанной с раскрытием стандарта информации.
Ответ на обращение дан 05.05.2014 г. и был направлен посредством почтовой связи.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Поволжье - Ц» в судебное не явился, извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии (ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Согласно ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Порядок рассмотрения обращения установлен в ст. 10 названного Федерального закона. Так, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
По общему правилу, установленному в ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Право на получение ответа на свое обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу указанных органов предусмотрено и ст. 1 Закона Саратовской области от 29.07.2010 г. № 142-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления», указанным законом иные порядок и сроки рассмотрения обращения применительно к данному делу не установлены.
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Саратовской области, утвержденной постановлением Губернатора Саратовской области от 01.06.2006 г. № 88 (с последующими изменениями и дополнениями) работа с обращениями граждан включает прием, регистрацию, учет, рассмотрение письменных, устных обращений, поступивших по почте, телеграфу, факсу, в форме электронного документа, в ходе личного приема, на «Телефон доверия Губернатора». Ответы должны содержать конкретную и четкую информацию о принятых мерах и результатах рассмотрения по всем вопросам, поставленным в обращении, а также соответствовать требованиям к оформлению документов. Если из полученного ответа следует, что рассмотрены не все вопросы, обращение возвращается исполнителю для дополнительного рассмотрения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 30.01.2014 г., 17.03.2014 г., 18.04.2014 г., 30.04.2014 г. в адрес Государственной жилищной инспекции области поступили обращения ФИО1, в которых указывалось на грубейшее нарушения ТСЖ «Поволжье-Ц» действующего законодательства РФ в жилищной сфере и сфере предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются, в том числе, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493, утратило силу постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 года № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации», при этом суд учитывает, что каких-либо изменений в постановление Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 года № 152-П «Вопросы государственной жилищной инспекции Саратовской области» внесено в связи с этим не было.
В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе юридическими лицами, гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в управлению многоквартирными домами, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12.05.2005 г. № 152-П, Государственная жилищная инспекция Саратовской области является органом исполнительной власти области и создается постановлением Правительства области, в пределах компетенции инспекция помимо прочего осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан. Одной из основных задач инспекции является, в том числе осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обращения ФИО1 рассмотрено компетентным государственным органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, рассмотрение данного обращения входило в полномочия Государственной жилищной инспекции Саратовской области.
При этом оснований для возвращения обращений заявителю, а также для направления данных обращений (их копий), поступление которых не влекло обязательного истребования документов, проведения проверки и обращения в суд за защитой нарушенного права, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в иные государственные органы, органы местного самоуправления, не имелось.
Учитывая положения ст. 9 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей возможность граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права, суд полагает необходимым отметить, что лица, считающие их права в сфере оплаты коммунальных услуг нарушенными, вправе обратиться как в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, так и в орган, непосредственно осуществляющий государственный, в том числе региональный жилищный надзор, Государственную жилищную инспекцию Саратовской области.
Суд также полагает, что при разрешении обращения ФИО1 применительно к его жизненной ситуации, должностные лица государственного органа, не имеющее права, в том числе, предрешать вопрос об обоснованности взыскания, который при наличии спора между управляющей компанией и собственником жилого помещения в многоквартирном доме подлежит разрешению в судебном порядке. Между тем Государственная жилищная инспекция области в пределах имеющихся полномочий объективно и всесторонне рассмотрело обращение гражданина, направив ему полный, четкий ответ по существу поставленного в обращении вопроса, как того требуют вышеизложенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Ссылка заявителя о том, что в нарушение действующего законодательства его жалобы от 18.04.2014 г. и 30.04.2014 г. на действия (бездействия) должностного лица не рассмотрены в течение 15 дней, не основана на требовании закона.
В п. 94 - 105 положений административного регламента исполнения государственной жилищной инспекцией Саратовской области государственной функций по осуществлению контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациям, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами установлено, что в случае нарушения прав заявителей они вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции во внесудебном порядке.
При этом, пунктом 95 установлено, что предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, является конкретное решение, действие (бездействие) должностного лица при исполнении государственной функции с принятием, совершением (допущением) с которым не согласно лицо, обратившееся с жалобой.
Заявитель может обратиться с жалобой в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации обращения заявителя об исполнении
государственной функции;
б) нарушение срока исполнения государственной функции;
в) требование у заявителя документов, не предусмотренных
нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации для исполнения
государственной функции;
г) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено
нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации для исполнения
государственной функции, у заявителя;
д) отказ в исполнении государственной функции, если основания отказа
не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с
ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
е) затребование с заявителя при исполнении государственной функции
платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской
Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации;
ж) отказ органа, исполняющего государственную функцию, должностного
лица органа, исполняющего государственную функцию, в исправлении
допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате исполнения
государственной функции, документах либо нарушение установленного срока
таких исправлений.
Поскольку обращения ФИО1 не соответствовали требованиям п. 95 Административного регламента, в частности, не содержали информации об обжаловании решений должностных лиц, их действий (бездействия), отказа в совершении действий, суд приходит к выводу, что должностными лицами были обоснованно расценены и рассмотрены в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», без нарушения 30-дневного срока рассмотрения.
Утверждение ФИО4 о том, что не получал ответы на обращения, а заинтересованным лицом в нарушении требований не отправлены ответы заказным письмом с уведомлением, не обосновано.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица представила суду распечатки электронных реестров, подтверждающих отправку ответов заявителю. Кроме того, административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Саратовской области государственной функций по осуществлению контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациям, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами не предусматривает направления ответов на обращения заказным письмом с уведомлением.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Таким образом, требований о направлении ответов заказным письмом с уведомлением в федеральном законе также не содержится.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая о внимание приведенные нормы, тот факт, что оспариваемые ответы на обращения заявителя даны уполномоченными на то должностными лицами, в установленные законом порядке и срок, их содержание является полным, не противоречащим требованиям законодательства (гражданского и жилищного, регулирующего порядок оплаты жилищно-коммунальных платежей собственником помещения в многоквартирном доме), иных нормативно-правовых актов, письмами Государственной жилищной инспекции Саратовской области права и свободы заявителя не нарушены, препятствия к осуществлению его прав и свобод не созданы (заявитель не лишен возможности предоставлять в суд доказательства), какая-либо обязанность на него незаконно не возложена, к ответственности он незаконно не привлечен, суд полагает необходимым в удовлетворении заявления о признании ответов на обращения незаконными и необоснованными отказать в полном объеме.
Требование о возложении на государственный орган обязанности по устранению допущенных нарушений самостоятельному разрешению не подлежит, поскольку является способом восстановления нарушенных прав в случае удовлетворения заявления.
Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае несогласия с ними, с учетом того, что п. 4 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает право граждан обжаловать только принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения, тогда как заявителю 26.02.2014 г., 15.04.2014 г., 05.05.2014 г. были даны ответы разъяснительного характера, которые не возможно охарактеризовать как властное волеизъявление государственного органа, само по себе влекущее правовые последствия для ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1 об оспаривании бездействия Государственной жилищной инспекции Саратовской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова.
Председательствующий