ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3373/16 от 17.08.2016 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2- 3373/16 17 августа 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд гор. Иваново

В составе председательствующего судьи Сараевой Т.В.

При секретаре Перковой Д.В.

С участием истицы ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя ответчика Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО3,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Иваново 17 августа 2016 года дело по иску ФИО1 к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области о признании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих незаконным и отмене меры дисциплинарного взыскания,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 26.05.2016 г. № 1 незаконным и отмене приказа № 74-о от 27 мая 2016 года о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии, а так же понуждению ответчика исключить запись о дисциплинарном взыскании в виде предупреждения о неполном должностном соответствии из личного дела гражданского служащего ФИО1

В обоснование иска указано, что 26 мая 2016 года в отношении истца, ведущего специалиста-эксперта отдела регионального государственного жилищного надзора была проведена служебная проверка по соблюдению гражданским служащим требований к служебному поведению, ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулированииконфликта интересов, а так же неисполнении им обязанностей, установленныхфедеральными законами. Проверка проводилась по факту избрания истицы в членыправления ЖСК «Станкостроитель-5», в котором ФИО1 является членом ЖСК в силу закона. По результатам проверки комиссией было установлено, что истица не соблюдала требования к служебному поведению, ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а так же не исполняла обязанности, установленные федеральными законами и применена мера дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. С решением комиссии и мерой дисциплинарного взыскания истица не согласна, поскольку с 1994 года ФИО1 является собственником <адрес>, в котором собственниками помещений избран способ управления многоквартирным домом-управление жилищным кооперативом. На общем собрании членов ЖСК «Станкостроитель-5» 6.04.2016 г. ФИО1 была избрана членом правления указанного ЖСК. На следующий день 7.04.2016 года истица написала заявление о выходе ее из состава членов правления. По мнению истицы, поскольку должность члена правления не является оплачиваемой, она, как и любой собственник многоквартирного дома является членом ЖСК, выбор истицы в члены правления не говорит о ее личной заинтересованности и о наличии конфликта интересов, поскольку указанная должность не может повлиять на исполнение ею должностных обязанностей. Кроме того, истица полагает, что лицам, прибывающим на должностях государственной гражданской службе, не запрещено заниматься деятельностью, связанной с управлением жилищно-строительным кооперативом.

В судебном заседании истица заявила об уменьшении исковых требований и в связи с тем, что она уволена из Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области просила признать решение комиссии от 26.05.2016 года незаконным и отменить меру дисциплинарного взыскания по доводам, изложенным в иске и дополнительно представленных объяснениях.

В судебном заседании представитель ответчика на иск возражал, по доводам, изложенным в письменных отзывах, согласно которым ФИО1 допущены нарушения законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции, выразившиеся в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. В частности, занимаемая на момент проведения служебной проверки должность истца в соответствии с действующим законодательством включает в себя полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора. Следовательно, факт нахождения истца в составе членов правления ЖСК «Станкостроитель-5» при условии замещения должности государственного ганского служащего Ивановской области, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, образует возникновение конфликта интересов. При этом, факт нахождения в составе правления ЖСК был скрыт истцом, в связи с чем, по мнению ответчика, выход истца из членов правления был осуществлен уже после начала проведения проверки. Кроме того, по мнению ответчика, в целях недопущения нарушения положений пунктов 1-2 статьи 11 ФЗ «О противодействии коррупции» истец обязана была в письменной форме уведомить представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ей стало об этом известно. Однако, факт нахождения истца в составе Правления ЖСК «Станкостроителей-5» был установлен должностным лицом Службы в рамках рассмотрения обращения гражданина, а не получения от истца соответствующего уведомления о возможности возникновения конфликта интересов как это установлено статьей 11 ФЗ «О противодействии коррупции». Статьей 16 «О государственной гражданской службе» установлены ограничения, связанные с государственной гражданской службой Российской Федерации, в соответствии с которыми гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей,установленных в целях противодействия коррупции ФЗ «О государственной гражданской службе», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».Таким образом, по мнению ответчика, нарушения ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, следует квалифицировать как неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим должностных обязанностей, а именно обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Допущенные ФИО1 нарушения законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции, выразившиеся в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим применение мер дисциплинарного взыскания в отношении гражданского служащего.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственницей квартиры, расположенной по адресу <адрес>.

На общем отчетно-перевыборном собрании членов ЖСК «Станкостроитель-5» 6.04.2016 года ФИО1 была избрана членом правления указанного ЖСК. (л.д.61-64)

На момент избрания ФИО1 членом правления ЖСК «Станкостроитель-5» последняя занимала должность государственного гражданского служащего Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, что следует из служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы № 8 от 27 апреля 2015 года. (л.д.80-83).

Согласно приказа № 13-к от 27.04.2015 года ФИО1 принята на должность ведущего специалиста-эксперта регионального государственного жилищного надзора Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области. (л.д.84)

Согласно должностного регламента государственного гражданского служащего Ивановской области, замещающего должность государственной гражданской службы Ивановской области ведущего специалиста-эксперта регионального государственного жилищного надзора Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, в должностные обязанности гражданского служащего входит осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензионный контроль(п.3.2.15), обязанность сообщать в письменной форме начальнику Ивгосжилинспекции, заместителю начальника службы информацию о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.(л.д.85-97)

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий) регулируются, в частности, Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

В соответствии с ч.11 ст. 15 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией

Таким образом, действующее законодательство содержит прямой запрет на осуществление государственным гражданским служащим предпринимательской деятельности, а также на участие в управлении хозяйствующим субъектом.

Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Обязанность государственного служащего соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих, является требованием к служебному поведению гражданского служащего (ст. 18 Закона).

В соответствии с п. п. 9, 10 ст. 16 Закона гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу; утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Согласно представленному в суд приказу № 74-о от 27 мая 2016 года в соответствии со ст. 59.1 ФЗ № 79-ФЗ и на основании протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание-предупреждение о неполном должностном соответствии.(л.д.25)

В качестве основания в приказе указан – протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 26.05.2016 года № 1.

Согласно протоколу от 26.05.2016 года и материалов служебной проверки поводом для проведения служебной проверки явилось обращение в Службу гражданина ФИО4 по вопросу деятельности ЖСК «Станкостроитель-5», из которого было установлено, что ФИО1 является членом правления указанного ЖСК.(л.д.98-99)

В соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Законом Ивановской области от 6.04.2005 г. № 69-ОЗ «О государственной гражданской службе Ивановской области», указом 57-уг и на основании служебной записки ФИО5, заместителя начальника Службы от 25.04.2016 года была назначена проверка по соблюдению ФИО1 ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ею обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению.

В результате проведенной проверки, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области № 1 от 26.05.2016 года установила, что ФИО1 не соблюдала требования соответственно к служебному поведению, ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а так же не исполняла обязанности, установленные федеральными законами. Комиссия рекомендовала представителю нанимателю применить к ФИО1 конкретную меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.(л.д.38-43)

Таким образом, основанием для применения к ФИО1 меры дисциплинарного взыскания явилось не уведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ФИО1 об этом стало известно.

Согласно ч. ч. 1, 3.2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личной заинтересованностью считается возможность получения доходов в виде денег иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) умазанным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо или его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Действительно, действующее законодательство содержит прямой запрет на осуществление государственным гражданским служащим предпринимательской деятельности, а также на участие в управлении хозяйствующим субъектом.

Между тем, из смысла п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» следует, что законодательством о государственной гражданской службе в РФ не запрещено совмещать должность государственного служащего с должностями в жилищном, жилищно-строительном, гаражном кооперативах, садоводческих, огороднических, дачных потребительских кооперативах, товариществах собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства, учитывая, что поскольку совмещение истцом должности государственной гражданской службы с должностью члена правления жилищно-строительного кооператива действующим законодательством не запрещено, возникновение у него личной заинтересованности, которая могла повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, не усматривается, в связи, чем отсутствует конфликт интересов.

Таким образом, у истца не возникло обязанности при избрании ее членом правления уведомлять представителя нанимателя об избрании ее на указанную должность, поскольку обстоятельства возникновения ситуации конфликта интересов, стороной которого является истица, не нашли своего подтверждения, не представлено доказательств наличия личной заинтересованности истицы, которая повлияла или могла повлиять на надлежащее исполнению ею должностных обязанностей.

При этом, судом бесспорно установлено и не отрицается представителем ответчика, что ФИО1 не проводила проверки по адресу <адрес>, поручения по рассмотрению обращений граждан о фактах нарушений жилищного законодательства по указанному адресу в апреле текущего года в отдел регионального надзора не поступали. Поручения на исполнение ФИО1 по данному адресу руководителем ФИО1 не давались.

Доводы ответчика о том, что ФИО1 скрыла факт нахождения в правлении ЖСК и что выход ФИО1 из членов правления был осуществлен после начала проверки, правого значения не имеют, поскольку судом бесспорно установлено, что истица могла совмещать должность государственного служащего с должностями в жилищном, жилищно-строительном кооперативе.

Ввиду того, что обстоятельства возникновения конфликта интересов, стороной которой являлась бы ФИО1, не нашли своего подтверждения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения истицы к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии по ст. 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Таким образом, суд считает, что у нанимателя не было достаточных оснований полагать, что истец не соблюдал установленные законом обязанности гражданской службы по добросовестному исполнению своих должностных обязанностей, недопущению действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, соблюдению ограничений, установленных законами для гражданских служащих и недопущению конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

С учетом изложенного, у суда имеются основания для признания решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 26.05.2016 г. № 1 незаконным в части вывода о том, что ФИО1 не соблюдала требования соответственно к служебному поведению, ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а так же не исполняла обязанности, установленные федеральными законами, а так же в части рекомендации представителю нанимателю применить к ФИО1 конкретную меру ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии и отмене приказа № 74-о от 27 мая 2016 года о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Решил:

Иск ФИО1 к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области о признании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих незаконным и отмене меры дисциплинарного взыскания, удовлетворить.

Признать решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области от 26.05.2016 г. № 1 незаконным и отменить приказ № 74-о от 27 мая 2016 года о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен 22.08.2016 года.