Дело №2-3373/2019
44RS0001-01-2019-003434-41
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре Носковой А.Д., с участием представителей истца по доверенностям ФИО1 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» к ФИО4 о взыскании задолженности за самовольное пользование системами водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» обратилось в суд с иском о взыскании с ФИО4 задолженности за самовольное пользование системами водоотведения в размере 332194 рубля 61 копейки и расходов по уплате государственной пошлины в связи с обращением в суд размере 6522 рублей. Требования мотивированы тем, что <дата> был обследован жилой <адрес>, собственником которого является ФИО4 В результате обследования установлено, что помещения в указанном доме используются в коммерческих целях (парикмахерские, печатное производство, проектно-строительное бюро, салон красоты и т.д.). Письменные договоры отсутствуют. При фактическом обследовании <дата> установлены возможные точки присоединения внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения. В целях прекращения несанкционированного подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения и самовольного подключения в водопроводном колодце у <адрес> и в канализационном колодце у <адрес>) произведено отключение не отмеченных на исполнительной документации врезок. <дата> и <дата> после очередного обследования жилого дома было установлено, что ранее отключенное самовольное подключение к централизованной системе водоотведения при помощи заглушки от строящегося объекта, расположенного между домами 2/61 и 4 по <адрес>, демонтировано, в систему водоотведения поступают стоки, восстановлено самовольное подключение, осуществляется самовольное пользование. <дата> и <дата> произведено отключение канализационного присоединения в канализационном колодце между домами № и № по <адрес>. В ходе проведения проверки обнаружено, что собственником ФИО4 произведено самовольное подключение к централизованным системам водоотведения, не соблюдаются установленные единым договором холодного водоснабжения и водоотведения условия водоотведения, а именно: отведение (прием) сточных вод, в том числе от помещений, используемых в коммерческих целях по <адрес> осуществляется в централизованные системы водоотведения <адрес>, что является нарушением требований п. 1 и. п. 5 ст. 7 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», раздела 2 и 4 постановления Правительства РФ № от <дата> «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Собственник жилого дома по <адрес> не обращался к гарантирующему поставщику с заявлением о заключении договора на техническое присоединение, а также не заключал договор на водоснабжение и водоотведение. МУП <адрес> «Костромагорводоканал» был рассчитан ущерб, нанесенный самовольным пользованием системами водоотведения, произведенный в соответствии с п. 24 Правил оказания коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных проставлением Правительства РФ от <дата>№ за период с 0606.2019 по <дата> за 36 суток в сумме 332194 рубля 61 копейка.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» вправе выявлять на территории г. Костромы незаконные подключения, <дата> установлено, что жилой дом по адресу 2/61 <адрес> был незаконно присоединен к системе водоотведения. По результатам выяснения состояния было установлено, что это незаконная врезка, она была отключена. По данному адресу сотрудники неоднократно выезжали и выясняли, что заглушка ликвидирована. Данные факты установлены в присутствии сотрудником УМВД и администрации г. Костромы. Составлены акты о её демонтаже и акт об её установке вновь. Если ведется строительство нового жилого дома, то застройщик обязан обратиться к гарантирующему поставщику в данном случае в МУП «Костромагорводоканал» об установлении гарантированных условий. Произвести подключение в соответствии с техническими условиями, произвести законное подключение и соответственно произвести сброс стоков. ФИО4 данная процедура не соблюдена, он не обращался за получением технических условий на технологическое присоединение, не заключал договор на водоснабжение и водоотведение. После строительства сетей данные сведения заносятся в базу администрации города Костромы, в план города. В плане города сетей ФИО4 нет. В связи с чем, МУП «Костромагорводоканал» вынуждено отключило врезку за несанкционированное осуществление сброса канализационных стоков и произвело расчет за самовольное пользование системами водоотведения. При расчете определен объем в размере 14.306,4 куб.м., умноженный на тариф, в результате чего получилась сумма задолженности за самовольное пользование системами водоотведения 332 194,61 руб. Также отметила, что у <адрес> была конюшня. ФИО4 данную конюшню сломал, на месте которой возвел строение, где сдает помещения организациям. Факт строительства объекта установлен материалом проверки УМВД России по г. Костроме. В ходе проверки ФИО4 пояснил, что производил строительство, не оформив необходимую документацию.
Представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что сотрудники МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» устанавливали заглушку по адресу, указанному в исковом заявлении. Периодические проверки наличия заглушки показали, что заглушка на месте отсутствует. За самовольное пользование системами водоотведения должен отвечать собственник здания ФИО4 Кроме того, последний говорил, что колодец принадлежит ему, и он может с ним делать всё, что хочет, но документов не предоставлял. Имело место несколько отключений: <дата>, <дата>, <дата>. По результатам установления заглушки на выпуск канализации в централизованную систему водоотведения и отключений канализационного присоединения, а также по фактам последующего обнаружения отсутствия заглушки составлялись акты, производилась фотофиксации колодца, здания, заглушки либо её отсутствия. ФИО4 в актах расписываться отказался, пояснений не давал. Факт того, что собственником дома осуществлено несанкционированное подключение к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, подтверждается картой-схемой сетей инженерных города Костромы, в которой законные врезки данного дома к центральным сетям не отражены.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом в установленном процессуальном порядке, о причинах неявки не сообщил. С учетом мнения представителей истца и на основании ст. ст. 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539-547 ГК РФ) если иное не установлено законами, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Аналогичные нормы закреплены в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также в п. 19 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2014 № 644.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ и в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата>№.
Ранее порядок подключения объекта капитального строительств к сетям инженерно-технического обеспечения регулировался постановлением Правительства РФ от <дата>№ «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно технического обеспечения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Согласно ст. 14 указанного Федерального закона по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Договор водоотведения является публичным договором.
Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от заключения договора водоотведения в случае подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоотведения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил, возмездного договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, или договора предоставления коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пп. «е» п. 35 данных Правил потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, регулирующие порядок заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения, обеспечение учета количества поданной (полученной) холодной воды и принятых (отведенных) сточных вод.
Согласно разделу 2 данных Правил договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - типовые договоры). Если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией. До определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены объекты абонента.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, регулирующие порядок заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения, обеспечение учета количества поданной (полученной) холодной воды и принятых (отведенных) сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, установлено, что самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения - присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) или с нарушением его условий.
На основании ч. 2, п. 1 ч. 10 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (илия0 водоотведения учет воды сточных вод подлежит учету по правилам коммерческого учета и осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Правительством РФ.
Согласно п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
Согласно подп. «б» п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
Судом установлено, что МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» является гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Кострома.
ФИО4 является собственником 55/96 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу <дата> заочным решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу № установлено, что домовладение по адресу: <адрес>, являясь объектом культурного наследия, состоит из основного строения «Дом жилой Прянишникова» (литер А по плану), основной пристройки «Дом жилой Прянишникова» (литер А1), служебных строений (1,2,3,4 по плану) – сарай, 2 этажа, уборная и ограждения.
В ходе рассмотрения указанного дела установлено, что именно ответчиком ФИО4 в отсутствие разрешительной документации произведена самовольная реконструкция пристройки (литер А1).
По указанному адресу осуществляется эксплуатация здания в коммерческих целях, что следует из содержания письма УМВД России по г. Костроме №, направленного в ответ на запрос прокурора г. Костромы от <дата>№ (л.д. 15), копия которого представлена истцом в материалы дела.
В соответствии с содержанием указанного письма, в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками полиции установлено, что по адресу: <адрес>, расположен жилой дом. На первом и втором этаже здания со стороны <адрес> установлено наличие следующих организаций: ООО «Проектно-строительное бюро», ООО «Ирис Принт», парикмахерская, ногтевой салон красоты. Опрошенная представитель парикмахерской ФИО6 пояснила, что занимают помещение на бездоговорной основе, оплату производят некоему ФИО2 (собственнику) путем перевода на карту ежемесячно. Опрошенная ФИО7 пояснила, в данном доме ей также предоставлено помещение на безвозмездной основе. Опрошенный ФИО4 пояснил, что проживает по указанному адресу с 1993 года, зарегистрирован с 2005 года. Предоставляет помещения в пользование своим знакомым и родственникам. Всего предоставляет помещение шести организациям. О строительстве двухэтажного дома на земельном участке по указанному адресу пояснил, что ранее на месте возведенной постройки находилась конюшня, которая пришла в негодность. Он лично принял решение о её демонтаже и строительстве на её месте двухэтажного дома, разрешительной документации на строительство не получал, но понимал, что получение документации необходимо, объект на учет не поставлен, право собственности на объект не оформлено, строительные работы не завершены и не проводятся по причине нехватки средств Производил работы самостоятельно за свой счет, а также с привлечением своих знакомых (л.д. 15).
Согласно копии письма Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям от <дата>№ данным управлением, с приглашением сотрудника УМВД России по г. Костроме и сотрудником МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», проведен комплекс контрольно-надзорных мероприятий с выездом и обследованием территории г. ФИО4 по адресу: <адрес>, на предмет размещения на частной территории скважины с возможным самовольным сбросом воды в централизованную систему водоотведения. В ходе обследования территории по указанному адресу факт самовольного сброса воды в централизованную систему подтвердился. Готовятся материалы о привлечении собственника к административной ответственности (л.д. 17).
Из копии акта МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» от <дата>, составленного в присутствии ФИО4, усматривается, что в указанную дату сотрудниками МУП г. Костромы «Костромаговодоканал» ФИО5 и ФИО8 выявлен факт самовольного пользования системами водоотведения и произведено отключение канализационного присоединения в канализационном колодце у <адрес> ФИО4 предупрежден об ответственности за повторное самовольное подключение (л.д.14).
В копии акта от <дата>, составленного представителями МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» ФИО10 и ФИО8 отражено, что в результате обследования дома установлено, что в указанном доме используются в коммерческих целях (парикмахерские, печатное производство, проектно-строительное бюро, салон красоты и т.п.). Письменные договоры отсутствуют. Объем водоснабжения определяется по показаниям прибора учета, установленного в санузле. Письменный договор, исполнительная документация на прокладку сетей отсутствуют. Границы ответственности и принадлежности не определены. <адрес> – жилой. При фактическом обследовании <дата> установлены возможные точки присоединения внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения. В целях прекращения несанкционированного подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения и самовольного подключения в водопроводном колодце у <адрес> и в канализационном колодце у <адрес>) произведено отключение не отмеченных на исполнительной документации врезок (л.д. 12- 13).
Согласно копии акта от <дата>, составленного сотрудниками МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» ФИО10 и ФИО5 в присутствии собственника жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, ФИО4, в указанную даты был обследован жилой дом по указанному адресу на предмет учета водоснабжения из всех источников водоотведения. В результате обследования установлено, что прибор учета воды № поверка до 1 <адрес>. установлен не на границе балансовой принадлежности в жилом помещении (санузле). Провести проверку на наличие водопроводных врезок на водопроводе до приора учета не представляется возможным, т.к. собственник ФИО4 не знает, где находится водопроводный ввод в дом, как устроены внутридомовые сети водоснабжения. Документы, подтверждающие подключение к централизованным сетям водоснабжения внутридомовых сетей, отсутствуют. Также установлено, что в точках водоразбора в одном из жилых помещений на смесителях отсутствует холодное водоснабжение. Горячее водоснабжение присутствует, со слов собственника, источником воды является скважины, вода подогревается газовой колонкой, однако газовая колонка и скважина к осмотру не представлены. Произведена фотофиксации наличия водоснабжения на смесителе при открытии крана горячего водоснабжения. Учет стоков от горячего водоснабжения отсутствует. Также в данном акте отражено, что ранее отключенное самовольное подключение к централизованной системе водоотведения при помощи заглушки от строящегося объекта, расположенного между домами 2/61 и 4 по <адрес>, разблокировано, в систему водоотведения поступают стоки, осуществляется самовольное пользование (л.д. 10-11).
Согласно акту <дата>, составленному представителем МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» ФИО5 в ходе обследования строящегося объекта, расположенного между домами 2/61 и 4 по <адрес> состояния водопроводных сетей по адресу: <адрес> установлено самовольное подключение к централизованной системе канализации. В доступе к системе водоснабжения для обследования ФИО4 отказал в присутствии представителей Управления имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, представителя АО «Газпром газораспределение Кострома», заместителя начальника ОУУП и ПДН УМВД России по <адрес> (л.д. 8).
<дата> инженером-инспектором МУП г. Костромы «Костромаговодоканал» ФИО9 в присутствии помощника директора по реализации ФИО10 произведено отключение канализационного присоединения в канализационном колодце между домами № и № по <адрес>, о чем составлен акт от <дата> (л.д. 9). Об ответственности абонента за повторное самовольное подключение ФИО4 предупрежден. От подписи ФИО4 отказался, о чем в данном акте имеется соответствующая отметка.
Согласно копии акта от <дата> сотрудником МУП г. Костромы «Костромаговодоканал» ФИО9 в присутствии собственника ФИО4, а также представителя Управления имущественных земельных отношений администрации г Костромы и заместителя начальника ОУУП и ПДН УМВД России по г. Костроме, проводилась проверка состояния заглушки, установленной <дата> на выпуск канализации в централизованную систему водоотведения г. Костромы от строящегося объекта, расположенного между домами 2/61 и 4 по <адрес>, принадлежащего ФИО4 В ходе проверки установлено, что заглушка демонтирована, происходит попадание сточных вод от объекта в централизованную систему водоотведения. Произведена фотофиксация (л.д. 6).
<дата> инженером-инспектором МУП г. Костромы «Костромаговодоканал» ФИО9 в присутствии тех же лиц произведено отключение канализационного присоединения в канализационном колодце между домами № и № по <адрес>, о чем составлен акт от <дата> (л.д. 7).
В судебном заседании представитель МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» ФИО5 представил схему сетей водоотведения и водоснабжения г.о.<адрес>, в которой официальное подключение жилого <адрес> к централизованной системе водоотведения отсутствует.
В результате анализа представленных истцом доказательств, суд приходит к выводу о том, что факт самовольного присоединения объекта, расположенного по адресу: <адрес>, №, и пользования системами центрального водоотведения, находящимися в ведении МУП г. Костромы «Костромаговодоканал», а равно как и факт бездоговорного потребления коммунального ресурса, отсутствие платежей, установлен. Ответчиком в свою очередь не представлены доказательства того, что до момента обнаружения несанкционированного подключения к централизованным системам канализации, то есть до <дата>, он заключил с МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» договор на водоотведение и между сторонами имелись договорные правоотношения по пользованию услугами водоотведения. Факт самовольного пользования системами водоснабжения и водоотведения на момент проведения работниками истца обследования ответчиком не опровергнут.
Сам по себе факт неправомерного технического присоединения к централизованным системам водоотведения, а равно пользования соответствующим коммунальным ресурсом в отсутствие заключенного договора законодателем расценивается как несанкционированное подключение и/или пользование централизованной системой холодного водоснабжения и(или) централизованной системой водоотведения и влечет бесконтрольное потребление лицом, в интересах которого осуществляется такое присоединение и (или) пользование, соответствующего коммунального ресурса.
Исковые требования подлежат удовлетворению.
Надлежащим ответчиком является ФИО4 как собственник объекта, расположенного по адресу: <адрес>, №.
Несмотря на то, что ФИО4 является собственником лишь 55/96 доли в праве на жилой дом, фактическое пользование объектом иными сособственниками из представленных суду документов и их причастность к бездоговорному водоотведению и несанкционированному использованию централизованных сетей водоотведения не усматривается.
Пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата>№, устанавливает, что исполнитель коммунальных услуг – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющее потребителю коммунальные услуги.
Поскольку МУП г. Костромы «Костромаговодоканал» в отношениях с ФИО4 является фактически исполнителем коммунальных услуг, МУП г Костромы «Костромаговодоканал» является надлежащим истцом по делу.
Истцом, с учетом актов обследования несанкционированного подключения произведен расчет стоимости отведенных сточных вод за период <дата> по <дата>.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Формула определения объема водоотведения, рассчитанная по пропускной способности устройств несанкционированного присоединения, установлена Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод» при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776.
Согласно п. 14 данных Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно подп. «а» п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
Согласно п. 24 постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за 6 месяцев.
Согласно п. 2 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утвержденных приказом Минстроя России от <дата>№/пр, расчет объема сточных вод по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к централизованным системам водоотведения производится по формуле:
, [м3], где: W - объем сточных вод по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к централизованным системам водоотведения; - секундный расход сточных вод, л/с, определяемый в соответствии с пунктом 3 и (или) пунктом 4 Методических указаний; 3,6 - коэффициент перевода размерности в м3/час; 24 - коэффициент перевода размерности в м3/сутки; T - период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, сут., определяемый в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№; К - коэффициент, учитывающий тип канализационной сети: 1 - для бытовой канализации, 0,6 - для общесплавной канализации, 0,5 - для дождевой канализации.
Согласно приведенным выше Методическим указаниям в расчет секундного расхода сточных вод для труб диаметром 100 мм., принимаются следующие показатели: наполнение 0,6, принимаемый (оптимальный) уклон 0,02, скорость движения сточной воды в трубе, 0,94 м/с, расход 4,6 л/сек.
В соответствии с постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от <дата>№ «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП города Костромы «Костромагорводоканал» в городском округе город Кострома и Костромском муниципальном районе на 2017-2019 годы» в 2019 году тариф на водоотведение (одноставочный тариф, для бюджетных и прочих потребителей (без НДС)), установлен в размере 19,35 руб./куб.
Согласно расчету МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» произведенного с применением указанной формулы, за период пользования услугами водоотведения с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (36 суток) ответчику начислена задолженность в размере 332194 рубля 61 копейка (G = gсек х 3,6 х 24 х Т х К = 4,6 х 3,6 х 24 х 1 х 1 = 397,4 куб.м. в сутки х 36 суток = 14306,4 куб.м. (объем за период самовольного пользования) х 19,35 руб. (тариф на водоотведение) = 332 194,61 руб. (с учетом НДС 55365,77 рублей).
Данный расчет судом проверен, признается арифметически верным, ответчиком не оспорен, как пояснил представитель истца в судебном заседании в расчете взят стандартный диаметр труб 100 мм., сведения о данных технических параметрах труб не опровергнуты, в связи с чем, суд полагает возможным принять указанный расчет и положить его в основу судебного акта.
В связи с тем, что факт самовольного бездоговорного пользования ответчиком системами водоотведения посредством несанкционированной врезки к централизованным сетям водоотведения нашел свое подтверждения в ходе судебного разбирательства, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за самовольное пользование системами водоотведения в сумме заявленной истцом, в размере 332194 рубля 61 копейка. Доказательств оплаты задолженности ответчиком суду не представлено.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче в суд настоящего заявления МУП г. Костромы «Костромаговодоканал» уплатило государственную пошлину в сумме 6522 руб., что подтверждается платежным поручением от <дата>№ (л.д. 5).
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в связи с обращением в суд с настоящим иском в сумме 6522 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 в пользу МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» задолженность за самовольное пользование системами водоотведения в размере 332194 рубля 61 копейку.
Взыскать с ФИО4 в пользу МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 522 рубля.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы. Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Судья Т.С. Царёва