№ 2-3373/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Ильченко А.С.,
при секретаре судебного заседания Ждановой А.В.,
с участием помощника военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре ФИО1,
представителя соответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО2, действующей на основании доверенности от 09 января 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны РФ, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) о понуждении к совершению определенных действий, указывая на то, что в ходе проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельных Минобороны РФ, расположенных на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре – военного городка (№), дислоцированного в (адрес), располагается теплогенерирующий объект – котельная инв.(№), который эксплуатируется без газоочистительного оборудования и средств контроля за выбросами вредных веществ. Также при эксплуатации котельной используется уголь марки «3БПКО», при сжигании которого загрязняется окружающая среда. Министерство обороны РФ, являясь федеральным органом, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ. Приказом Министерства обороны РФ от (дата)(№) создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», в полномочия которого на основании Устава входит осуществление содержания объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ. Во исполнение возложенных на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» принял в управление здание котельной инв. (№), расположенной в военном городке (№)(адрес). В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух…, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования. По итогам проверки, в адрес ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» внесено представление. После его рассмотрения, истцу сообщено, что учреждение не намерено проводить установку газоочистительного оборудования и средств контроля за выбросами вредных веществ, поскольку оборудование котельных в обязанность ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» не входит. Принимая во внимание, что нарушение прав неопределенного круга лиц продолжается, истец обратился в суд с названным иском и просит возложить на Министерство обороны РФ и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ обязанность произвести оборудование котельной инв. (№), расположенной в военном городке (№) в (адрес), газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства помощник военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре ФИО1 на заявленных требованиях настаивал, подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства.
В ходе судебного разбирательства представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» ФИО2, действующая на основании доверенности от (дата), исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, просила суд в удовлетворении исковых требований к Филиалу ФГБУ «ФИО3 по ВВО отказать. Из представленных письменных возражений следует, что требования, указанные в исковом заявлении, предполагают проведением работ капитального характера, организация и проведение процедур которого требует длительного времени (в зависимости от сложности объекта). Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитальный ремонт на соответствующий год распределены в полном объеме и направленны на исполнение обязательств Министерства обороны РФ по ранее заключенным государственным контрактам. При этом, собственником объекта является Министерство обороны РФ, к исключительной компетенции которого и относится принятие решения о проведении данных работ. В рамках своей компетенции и в соответствии с Уставом учреждение осуществляет содержание спорного объекта. Учреждением принимаются меры к проведению реконструкции, модернизации и технического перевооружения спорного объекта, так Учреждением разработано тактико-техническое задание, которым предусмотрены, в том числе, работы по установке газоочистного оборудования и средств контроля. В настоящее время тактико-технические задания утверждены командующим войсками ВВО и находятся в управлении эксплуатации. Таким образом, согласно положениям ст.ст. 209, 210 и 296 ГК РФ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. не обладает самостоятельным правом на проведение работ реконструкционного характера, а следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в которых так же указано на то, что в обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результате проведенной им проверки, которые, по мнению ответчика, не являются достаточным доказательством обоснованности заявленных требований. Требования, указанные в исковом заявлении предполагают работы по модернизации и закупке нового оборудования на котельную. Данные работы являются работами капительного характера и относятся к затратам на капитальную реконструкцию. При этом, организация и проведение капитального ремонта с учетом требований законодательства составляет длительный промежуток времени. Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам. Выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ. Организация проведения капитального ремонта объекта недвижимости, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, является процедурой трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими специализированные работы по договорам подряда. Приказом Министра обороны РФ от (дата)(№) создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуре предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. Согласно Положению о Филиале (№) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Восточному военному округу) Филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ. Министерство обороны РФ полагает, что исковые требования военного прокурора к Министерству обороны РФ не подлежат удовлетворению, поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ возложено на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя соответчика.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 45 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате проведения надзорных мероприятий в августе 2019 года военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, в эксплуатации котельной Минобороны РФ, расположенной на территории в/ч 59313 военного городка (№)(адрес), находится теплогенерирующий объект – котельная инв. (№), которая эксплуатируется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных веществ. Также при эксплуатации котельной используется уголь марки «3БПКО», при сжигании которого загрязняется окружающая среда.
(дата) военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре вынесено представление в адрес ЖКС (№) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. (по ВВО) об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствовавших, а также недопущению подобного впредь.
(дата) ЖКС (№) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. (по ВВО) дан ответ на представление военной прокуратуры гарнизона Комсомольск-на-Амуре, согласно которому на котельной (№) (инв. (№)), расположенной на территории военного городка (№) (59313-36) (адрес), установка пылегазоочистного оборудования проектом постройки 1982 года не предусмотрена, за 35 лет эксплуатации установка не произведена, передана в оперативное управление (дата) без указанного оборудования. Поскольку для устранения выявленных нарушений необходимо произвести работы по модернизации либо закупки нового оборудования в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, данная обязанность подлежит возложению на Министерство обороны РФ как собственника объекта теплоснабжения. Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. по ВВО направлены технические задания на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение котельных в Департамент эксплутационного содержания с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха, установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Пунктом 4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования» определено, что к оборудованию установок относится в том числе, оборудование для очистки дымовых газов.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, установлены требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в частности определено, что: при эксплуатации теплимых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию (п. 2.7.1). Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (п. 3.3.1). При эксплуатации котлов, водоподогревателей и утилизационных теплообменников обеспечивается в частности надежность и безопасность работы; минимальное загрязнение окружающей среды (п. 5.3.2).
Вместе с тем, в нарушение указанных обязательных требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха котельная инв. (№), расположенная на территории военного городка (№) (59313-36) (адрес), не оснащена газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Выявленные военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре нарушения на момент рассмотрения спора судом не устранены, что не оспаривалось ответчиками в ходе судебного разбирательства.
Далее судом установлено, что собственником котельной инв. (№), расположенной на территории военного городка (№)(адрес) (в/ч 59313-36), является Министерство обороны РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (п. 12,13 Устава). Для достижения указанных целей, данное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет, в том числе производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя (п. 14 Устава)
Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 28 Устава установлено, что контроль за использованием имущества, предоставленного учреждению осуществляется собственником имущества.
Согласно акту (№) от 2017 года помещение котельной инв.(№), расположенной на территории военного городка (№)(адрес), передано в эксплуатацию ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, в эксплуатации которого находится котельная, обязано обеспечить использование имущества по назначению, однако самостоятельным правом на проведение работ по реконструкции не обладает.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, для устранения выявленных нарушений необходимо провести работы по модернизации либо закупки нового оборудования в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, которые осуществляются на бюджетные средства. Однако, доказательств доведения до ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ лимитов бюджетных средств на такие работы суду не представлено, равно как и отсутствуют доказательства того, что Министерство обороны РФ профинансировало необходимые мероприятия, однако учреждение эти мероприятия не выполнило.
Таким образом, учитывая то, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в эксплуатации которого находится котельная, обязано обеспечить использование имущества по назначению, однако самостоятельным правом на проведение работ по реконструкции не обладает, поэтому на него не может быть возложена обязанность по установке такого оборудования
На основании изложенного, принимая во внимание то, что факт отсутствия газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных веществ в котельной инв.(№) нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований с возложением обязанности произвести оборудование котельной инв.(№), расположенной на территории военного городка (№)(адрес), газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных веществ, на Министерство обороны РФ как на собственника объекта теплоснабжения
В силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, а также значительный объем времени, учитывая, что работы связанные с техническим содержанием казарменно-жилищного фонда Минобороны Р. определяются централизованно, путем заключения государственных контрактов, суд определяет срок для исполнения решения суда в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, – удовлетворить частично.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести оборудование котельной инв.(№), расположенной на территории военного городка (№)(адрес), газоочистным оборудование и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Исковые требования военного прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления текста решения суда в окончательной форме
Судья А.С. Ильченко