ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3373/2016 от 21.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело 2-3373/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2016 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Моисеевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области к Управлению муниципальной собственности администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска, Акционерному обществу «Военно-мемориальная компания» о возложении обязанности по установке на объекте культурного наследия регионального значения информационной доски,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указывая, что в соответствии с возложенной на Министерство на основании статьи 39 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) обязанностью осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия произвёл осмотр фасада объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором родился поэт Н.М. Языков», расположенного по адресу: <...>, подлежащего государственной охране на основании Решения Исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 16.05.1968 №345/11.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вышеуказанный объект культурного наследия находится в муниципальной собственности.

Согласно ст. 27 Закона № 73-ФЗ, на объектах культурного наследия должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона № 73-ФЗ обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Согласно ст. 12 Закона Ульяновской области от 09.03.2006 № 24-30 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» на объектах культурного наследия регионального значения в течение шести месяцев со дня их включения в реестр устанавливаются информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения).

Информационные надписи и обозначения устанавливаются в виде информационных досок и информационных знаков, разработанных по единому образцу, утверждаемому уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 2.2.55 Постановления Правительства Ульяновской области от 14 марта 2014 г. № 91-П «О внесении изменений в Положение о Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области Министерство утверждает единые образцы информационных досок и информационных знаков, устанавливаемых на объектах культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, организует установку информационных досок и информационных знаков на объектах культурного наследия регионального значения.

Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области утвержден приказ от 13.02.2015 № 3 «Об утверждении единого образца информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения, расположенные на территории Ульяновской области».

Приказ принят в целях утверждения единого образца информационной доски, устанавливаемой на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенный на территории Ульяновской области; описания единого образца информационной доски, устанавливаемой на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенный на территории Ульяновской области.

Министерством в адрес Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (в настоящее время Управлению муниципальной собственности администрации города Ульяновска) было направлено уведомление о необходимости провести мероприятия по установке информационной надписи и обозначения на объекте культурного наследия регионального значения с приложением к нему задания на установку информационной надписи и обозначения на объекте культурного наследия.

Из письма ответчика от 10.02.2016 №2918-09 следует, что мероприятия по установке информационной надписи и обозначения на объекте культурного наследия регионального значения в 2016 году не предусмотрены.

Согласно пункту 4.1.23 Решения Ульяновской Городской Думы от 27.04.2016 №40 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы» от 24.05.2006 №90 полномочия по сохранению и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, Находящихся в муниципальной собственности переданы Управлению муниципальной собственности администрации города Ульяновска.

Истец просит обязать ответчика – собственника объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором родился поэт Н.М. Языков», расположенного по адресу: <...> установить на объекте культурного наследия информационную доску со сведениями об объекте культурного наследия, соответствующую установленным требованиям.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация города Ульяновска, Акционерное общество «Военно-мемориальная компания», в качестве третьих лиц ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Финансовое управление администрации города Ульяновска.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях и доводах иска настаивал.

Представитель ответчиков администрации города Ульяновска, Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в судебном заседании исковые требования не признал указав, что данный объект культурного наследия не включен в реестр объектов культурного наследия. Кроме того, сособственником данного объекта является АО «Военно-мемориальная компания», которое также должно нести охранные обязательства. Кроме того, в муниципальном бюджете на 2016-2017 не заложено средств на установление информационной доски на данном объекте культурного наследия. В случае удовлетворения иска, просил установить срок для исполнения решения до 01 августа 2018 года.

Представитель ответчика АО «Военно-мемориальная компания» в судебном заседании исковые требования не признал указав, что право общей долевой собственности у АО «ВМК» возникло в связи со строительством пристроя к зданию военкомата. Сам пристрой не является объектом культурного наследия.

Представители третьих лиц Финансового управления администрации города Ульяновска, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Как следует из преамбулы к данному Федеральному закону, он регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По правилам ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Таким образом, в силу прямого указания в законе включенными в реестр объектов культурного наследия являются памятники истории и культуры местного значения.

«Дом, в котором родился поэт Н.М. Языков», расположенного по адресу: <...>, поставлен на государственную охрану в соответствии с Решением исполнительного комитета Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 16.05.1968 № 345/11. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11.12.2015 № 27809-р включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Объект культурного наследия регионального значения находится в муниципальной собственности согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При этом, право собственности на объект недвижимости (здания нежилого) по адресу: <...>,зарегистрировано в долях: доля муниципальной собственности – 879/1000, кроме того 121/1000 долей принадлежит АО «ВМК». Право собственности АО «ВМК» зарегистрировано 21.08.2001 на основании акта приемки законченного строительством объекта – пристроя к зданию военкомат, являющегося объектом культурного наследия. При этом, сам пристрой к таким объектам не относится. Следовательно, надлежащим ответчиком является администрация города Ульяновска, как собственник непосредственно объекта культурного наследия.

Как следует из материалов дела, в адрес ответчика, истцом направлены письма с предложениями по проведению мероприятий по установке информационной надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального значения. Ответчик по существу отказался в добровольном порядке выполнить требования Министерства. На сегодняшний день мероприятия по установке информационной надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального значения не проведены.

Суд находит требования обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьи 39 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области возложена обязанность осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на объектах культурного наследия должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона № 73-ФЗ обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Согласно ст. 12 Закона Ульяновской области от 09.03.2006 № 24-30 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» на объектах культурного наследия регионального значения в течение шести месяцев со дня их включения в реестр устанавливаются информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

Информационные надписи и обозначения устанавливаются в виде информационных досок и информационных знаков, разработанных по единому образцу, утверждаемому уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 2.2.55 Постановления Правительства Ульяновской области от 14 марта 2014 г. № 91-П «О внесении изменений в Положение о Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области Министерство утверждает единые образцы информационных досок и информационных знаков, устанавливаемых на объектах культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, организует установку информационных досок и информационных знаков на объектах культурного наследия регионального значения

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, информационные доски, соответствующие указанному выше образцу, утвержденному Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 19 февраля 2015 года № 3, на указанных выше объектах культурного наследия регионального значения отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным возложить обязанность на администрацию города Ульяновска установить на объекте культурного наследия регионального значения «Дом, в котором родился поэт Н.М. Языков», расположенного по адресу: <...>, информационную доску со сведениями об объекте культурного наследия, соответствующую установленным требованиям. При этом, суд находит возможным в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения в течение шести месяцев с момента его вступления в законную силу. Убедительных доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок ответчиком не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области к Администрации города Ульяновска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ульяновска не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить на объекте культурного наследия регионального значения «Дом, в котором родился поэт Н.М. Языков», расположенного по адресу: <...>, информационную доску со сведениями об объекте культурного наследия, соответствующую установленным требованиям.

В удовлетворении иска к Управлению муниципальной собственности администрации города Ульяновска, Акционерному обществу «Военно-мемориальная компания» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Богомолов