ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3374/18 от 23.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№ 2- 3374/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 года г.Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.

при секретаре Дубровиной А.Г.

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Социальному управлению г. Пензы и Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным и подлежащем отмене решения об отказе в перечислении социальной выплаты, предоставлении социальной выплаты по жилищному сертификату,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с данным иском указав, что 07.02.2018 г. семье А-ных был выдан жилищный сертификат о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка. В целях использования жилищного сертификата для приобретения жилья ФИО2 и ФИО1 02.08.2018 г. был заключен договор участия в долевом строительстве № 11641/68-146 оплата по которому производится жилищным сертификатом. 03.08.2018 г. А-ными были предоставлены все необходимые документы в управление Росреестра (поданные в многофункциональный центр) по оформлению договора участия в долевом строительстве № 11641/68-146 от 02.08.2018 г., по которому А-ны приобретали жилое помещение (квартиру), расположенное: Адрес и условием являлась частичная оплата данного жилого помещения с помощью жилищного сертификата. 07.08.2018 г., выполняя условия предоставления социальной выплаты по жилищному сертификату, А-ными было составлено нотариально заверенное обязательство об оформлении квартиры Номер , находящейся на 4 этаже многоквартирного 5-ти секционного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером Данные изъяты по адресу: Адрес , на всех членов семьи. 07.08.2018 г. и 10.08.2018 г. истцами в Социальное управление города Пензы были поданы заявления о перечислении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Пензенской области на 2014 -2020 годы» (Постановление Правительства Пензенской области от 27.02.2014 г. № 126- пП). К заявлениям о перечислении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка были приложены в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Пензенской области от 27.02.2014 № 126-пП все необходимые документы, а именно: заявление по форме, установленной уполномоченным органом; копия паспорта ФИО2; копия паспорта ФИО1; копия свидетельства о рождении А.А. от 05.06.2012 г.; копия справки ООО производственно- коммерческая фирма «Термодом» от 07.08.2018 г. о заключении договора участия в долевом строительстве квартиры Номер , находящейся на 4 этаже многоквартирного 5-ти секционного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером Данные изъяты по адресу: Адрес с использованием средств социальной выплаты от 07.08.2018 г.; копия кредитного договора <***>- И от 02.08.2018 г.; копия договора участия в долевом строительстве № 11641/68 – 146 от 02. 06.2018 г. 10.08.2018 г. Социальным управлением города Пензы было принято решение № 06-55/203 об отказе в перечислении социальной выплаты, по основаниям подпункта «в» пункта 29 Постановления Правительства Пензенской области от 27.02.2014 № 126- пП, который гласит: в) представление членам семьи документов для перечисления социальной выплаты, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, по истечении срока действия жилищного сертификата, указанного в пункте 6 настоящего Порядка. Истцы считают решение Социального управления города Пензы № 06-55/203 от 10.08.2018 г. незаконным необоснованным и противоречащим нормам, предусмотренным Постановлением, выражающемся в том, что согласно п. 6 Постановления Правительства Пензенской области от 27.02.2014 г. № 126-пП срок действия жилищного сертификата составляет 6 месяцев с даты выдачи, указанной в жилищном сертификате. Исходя из выданного семье А-ных жилищного сертификата о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка, датой выдачи данного жилищного сертификата является 07 февраля 2018 года, а датой по которое данный жилищный сертификат является действительным 07 августа 2018 года. В соответствии с описями документов, принятых « Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» для оказания государственных услуг регистрации сделки об ограничении (обременении) права (регистрации договора участия в долевом строительстве и регистрации договора аренды) все документы, необходимые для регистрации сделки (покупки квартиры на средства, выданного жилищного сертификата) были поданы 03.08.2018 г. То есть, на основании данных документов срок действия жилищного сертификата, выданного семье А-ных, не истек и мог быть использован по назначению. Истцы считают, что срок действия жилищного сертификата не мог быть признан Социальным управлением города Пензы истекшим, а решение № 06-55/203 об отказе в перечислении социальной выплаты от 10.08.2018 г. является незаконным и нарушающим законные права истцов на получение социальной выплаты. Истцы просили признать незаконным и отменить решение Социального управления города Пензы № 06-55/203 об отказе в перечислении социальной выплаты от 10.08.2018 г. и предоставить истцам ФИО2 и ФИО1, причитающуюся им в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 27.02.2014 г. № 126- пП социальную выплату по жилищному сертификату серии МЖС № 01666 от 07.02.2018 г.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Социального управления города Пензы- ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам и обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявления. Просил исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области - ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам и обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявления. Просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель 3-го лица Управления Росреестра по Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление исковые требования оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что приказом начальника Социального управления города Пензы от 22.05.2015 г. № 39 - жс семья А-ных ( ФИО2, Данные изъяты г.р., ФИО1, Данные изъяты г.р., А.А., Данные изъяты г.р.) была включена в список получателей социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 -2020 годы», утвержденной постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 г. № 805 – пП с даты подачи заявления 05.05.2015 г.

07.02.2018 г. ФИО2 и ФИО1 был выдан жилищный сертификат о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 -2020 годы», со сроком действия по 07.08.2018 г.

02.08.2018 г. между ООО ПКФ «Термодом», с одной стороны, и ФИО2, ФИО1, с другой стороны, заключен договор участия в долевом строительстве № 11641/68-146 оплата по которому производится, в том числе, денежными средствами из бюджета Пензенской области на основании жилищного сертификата (п. 4.2.2 договора).

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 31 июля, 01 и 02 августа 2018 г. прием документов осуществлялся, однако был ограничен, в связи с проведением технических регламентных работ по переходу на новое программное обеспечение.

В соответствии с п. 12 ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

03.08.2018 г. истцом ФИО1 поданы в Государственное автономное учреждение Пензенской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» документы, в том числе договор участия в долевом строительстве от 02.08.2018 г. № 11641/68-146. Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве от 02.08.2018 г. № 11641/68-146 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области была произведена 10.08.2018 г.

07.08.2018 г. истцы обратились в Социальное управление г. Пензы с заявлением на перечисление социальной выплаты в сумме 328000 рублей в пользу получателя ООО ПКФ «Термодом».

10.08.2018 г. истцы обратились в Социальное управление г. Пензы с дополнительным заявлением на перечисление социальный выплаты с просьбой принять к ранее поданным документам копию договора участия в долевом строительстве № 11641/68-146 от 02.08.2018 г. Таким образом, договор участия в долевом строительстве № 11641/68-146 от 02.08.2018 г., зарегистрированный в установленном порядке, представлен истцами в Социальное управление г. Пензы 10.08.2018 г., т.е. по истечении срока действия жилищного сертификата, выданного 07.02.2018 г.

10.08.2018 г. Социальное управление г. Пензы отказало в перечислении социальной выплаты, ссылаясь на то, что в соответствии с подпунктом в) пункта 29 Порядка предоставления семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 -2020 годы», основанием для отказа в перечислении социальной выплаты является представление членами семьи документов для перечисления социальной выплаты по истечении срока действия жилищного сертификата. В связи с тем, что договор участия в долевом строительстве № 11641/68-146 от 02.08.2018 г., предоставленный семьей А-ных, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, а именно 10.08.2018 г., а также в связи с предоставлением семьей А-ных документов для перечисления социальной выплаты по истечении срока действия жилищного сертификата, руководствуясь подпунктом в) пункта 29 Порядка семье А-ных отказано в перечислении социальной выплаты.

Постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 г. № 805 пП была утверждена программа « Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 -2020 годы».

Постановлением Правительства Пензенской области от 27.02.2014 г. № 126 – пП также был утвержден Порядок предоставления семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка в рамках программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 -2020 годы» (далее Порядок).

Предоставлением семьям социальных выплат в соответствии с положениями настоящего порядка осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1176- ЗПО « О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» ( с последующими изменениями) и Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области ( далее- Уполномоченный орган) (пункт 1 Порядка).

Правом на получение социальной выплаты обладает семья, члены которой являются гражданами Российской Федерации, проживают на территории Пензенской области и состоят в зарегистрированном браке, при условии, что в семье в течение 12 месяцев после заключения брака рожден первый ребенок, и что семья является нуждающейся в жилом помещении ( пункт 2 Порядка).

Право семьи на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом- жилищным сертификатом, который не является ценной бумагой ( пункт 3 Порядка).

В силу пункта 6 Порядка срок действия жилищного сертификата составляет 6 месяцев с даты выдачи, указанной в жилищном сертификате.

Уполномоченный орган перечисляет в бюджет муниципальных районов и городских округов Пензенской области субвенции, предусмотренные в бюджете Пензенской области на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области полномочий по предоставлению семьям социальных выплат в рамках настоящего Порядка ( пункт 31 Порядка).

Семьям, реализовавшим свое право на получение мер государственной поддержки при улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Пензенской области в соответствии с условиями настоящего Порядка, повторное предоставление государственной поддержки при улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Пензенской области не допускается, за исключением государственной поддержки при улучшении жилищных условий, осуществляемой в порядке софинансирования из федерального бюджета ( пункт 33 Порядка).

Согласно подпункта в) пункта 29 Порядка, основанием для отказа в перечислении социальной выплаты является: представление членами семьи документов для перечисления социальной выплаты, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, по истечении срока действия жилищного сертификата, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, в том числе копии договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, зарегистрированного в установленном порядке (подп. 3 п. 23, подп. 2 п. 24 Порядка).

Как указывалось ранее, семья А-ных была включена в список получателей социальных выплат, получила жилищный сертификат, обеспеченный средствами бюджета Пензенской области, и имела 6 месяцев на направление этих средств на цели, предусмотренные условиями программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 -2020 годы». Однако в установленный программой срок истцы социальной выплатой не воспользовались.

Поскольку программа, участниками которой стали истцы, предусматривает однократное получение ими жилищного сертификата, ограниченного срока действия, в условиях четко определенных объемом финансирования и временного характера действия программы, требования истцов о предоставлении социальной выплаты по жилищному сертификату являются незаконными, иное приводило бы к созданию неравных условий для ее участников, включенных в список получателей государственной поддержки в различное время. При этом причины, по которым та или иная семья не подтвердила возможность направления средств жилищного сертификата на цели улучшения жилищных условий в рамках программы в установленный шестимесячный срок, не имеют правового значения, поскольку условиями Порядка реализации мероприятий программы не предусмотрен механизм восстановления пропущенного срока действия жилищного сертификата.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным и подлежащем отмене решения Социального управления города Пензы № 06-55/203 от 10.08.2018 г. об отказе в перечислении социальной выплаты, предоставлении социальной выплаты по жилищному сертификату, в связи с чем, исковые требования ФИО5 и ФИО6 подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Социальному управлению г. Пензы и Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным и подлежащем отмене решения об отказе в перечислении социальной выплаты, предоставлении социальной выплаты по жилищному сертификату - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Кузнецова

В окончательной форме решение принято 27.11.2018 г.