ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3377/20 от 15.02.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-594/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Горбова Б.В. при секретаре Калугиной О.А. с участием:

истца ФИО1, её представителя ФИО2 (доверенность от 10.08.2020 г.),

представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ялте – ФИО3 (доверенность),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ялте Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании совершить определённые действия,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г. Ялте, мотивируя тем, что, что ответчик решением от 5.08.2020 г. отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на невозможность включения в стаж для назначения пенсии ряда периодов работы. Истец считает решение необоснованным, в связи с чем, просит суд признать незаконным вынесенное решение в части отказа включить в стаж для назначения досрочной пенсии периоды с 24.07.1995 г. по 13.05.1998 г., с 01.09.1999 г. по 03.02.2002 г., с 04.02.2002 г. по 09.02.2002 г., с 10.02.2002 г. по 26.03.2006 г., с 27.03.2006 г. по 01.04.2006 г., с 02.04.2006 г. по 25.06.2006 г., с 26.06.2006 г. по 01.07.2006 г., с 02.07.2006 г. по 20.08.2007 г., с 29.09.2008 г. по 11.03.2010 г., с 12.03.2010 г. по 30.04.2010 г., с 01.05.2010 г. по 18.09.2011 г., с 19.09.2011 г. по 07.10.2011 г., с 08.10.2011 г. по 30.09.2013 г., с 01.09.2014 г. по 05.08.2015 г., 23.05.2016 г. по 03.06.2016 г., с 13.02.2019 г. по 15.02.2019 г., 24.09.2015 г., 18.03.2016 г., 20.06.2016 г., 05.07.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г.; 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 12.03.2018 г.; 18.03.2018 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 17.06.2019 г., 12.08.2019 г., 01.01.2020 г. по 05.08.2020 г. Обязать ответчика включить указанные периоды и дни в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, обязать ответчика назначить пенсию (л.д. 1-4, 54-57).

В судебном заседании истец ФИО1, её представитель ФИО2 требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Ялта – ФИО3 против удовлетворения требований возражала, ссылалась на их необоснованность, при этом согласилась с необходимостью учёта стажа для назначения пенсии периода с 01.09.2014 г. по 05.08.2015 г.

Привлечённое по инициативе суда третье лицо – Отделение Пенсионного фонда РФ по РК в судебное заседание представителя не направило, уведомлено надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 8, п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, <дата> года рождения с 1991 г. по настоящее время работала в образовательных учреждениях различных наименований (л.д. 6-11).

Решением от 05.08.2020 г. №<номер> ответчик согласился включить истцу в стаж для назначения досрочной пенсии лишь 9 лет 4 месяца 11 дней, при этом отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по причине недостаточности специального стажа. Так согласно отказному решению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не были включены следующие периоды работы (л.д. 19-22):

с 24.07.1995 г. по 13.05.1998 г - отпуск по уходу за ребёнком (2 года 9 месяцев 20 дней);

работа в учебно-воспитательном комплексе, общий стаж 12 лет 8 месяцев 28 дней, в том числе:

с 01.09.1999 г. по 03.02.2002 г.;

с 10.02.2002 г. по 26.03.2006 г.;

с 02.04.2006 г. по 25.06.2006 г.;

с 02.07.2006 г. по 20.08.2007 г.;

с 29.09.2008 г. по 11.03.2010 г.;

с 01.05.2010 г. по 18.09.2011 г.;

с 08.10.2011 г. по 30.09.2013 г.

нахождение на курсах повышения квалификации, общий период нахождения 3 месяца 9 дней, в том числе:

с 04.02.2002 г. по 09.02.2002 г.;

с 27.03.2006 г. по 01.04.2006 г.;

с 26.06.2006 г. по 01.07.2006 г.;

с 12.03.2010 г. по 30.04.2010 г.;

с 19.09.2011 г. по 07.10.2011 г.;

с 23.05.2016 г. по 03.06.2016 г.;

с 13.02.2019 г. по 15.02.2019 г.

региональные праздники (20 дней), в том числе:

с 24.09.2015 г. по 24.09.2015 г.;

с 18.03.2016 г. по 18.03.2016 г.;

с 20.06.2016 г. по 20.06.2016 г.;

с 05.07.2016 г. по 05.07.2016 г.;

с 12.09.2016 г. по 12.09.2016 г. ;

с 20.03.2017 г. по 20.03.2017 г.;

с 17.04.2017 г. по 17.04.2017 г.;

с 05.06.2017 г. по 05.06.2017 г.;

с 26.06.2017 г. по 26.06.2017 г.;

с 04.09.2017 г. по 04.09.2017 г.;

с 12.03.2018 г. по 12.03.2018 г.;

с 18.03.2018 г. по 18.03.2018 г.;

с 09.04.2018 г. по 09.04.2018 г.;

с 28.05.2018 г. по 28.05.2018 г.;

с 15.06.2018 г. по 15.06.2018 г.;

с 21.08.2018 г. по 21.08.2018 г.;

с 29.04.2019 г. по 29.04.2019 г.;

с 04.06.2019 г. по 04.06.2019 г.;

с 17.06.2019 г. по 17.06.2019 г.;

с 12.08.2019 г. по 12.08.2019 г.

Наряду с вышеуказанными периодами ответчик по причине отсутствия подтверждающих документов не включил в стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы истца с 01.09.2014 г. по 05.08.2015 г.

Оценивая законность отказа в учёте стажа для назначения пенсии периода по уходу за ребёнком с 24.07.1995 г. по 13.05.1998 г., суд принимает во внимание следующее.

Согласно ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях», могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.

Исходя из п. «ж» ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. № 1788-XII в стаж работы, дающий право на назначение пенсии, засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не долее чем до достижения каждым ребенком 3-летнего возраста.

Учитывая названные законоположения, период с 24.07.1995 г. по 13.05.1998 г. подлежит учёту для назначения досрочной пенсии.

Разрешая требование о включении в стаж для досрочной пенсии периодов работы в учебно-воспитательном комплексе (УВК) с 01.09.1999 г. по 03.02.2002 г. с 10.02.2002 г. по 26.03.2006 г.; с 02.04.2006 г. по 25.06.2006 г.; с 02.07.2006 г. по 20.08.2007 г.; с 29.09.2008 г. по 11.03.2010 г.; с 01.05.2010 г. по 18.09.2011 г. с 08.10.2011 г. по 30.09.2013 г., суд принимает во внимание следующее.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.07.2010 г. № 527н с целью учёта стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования установлено тождество наименования учреждения «комплекс «детский сад - начальная школа (школа)» наименованию учреждения «начальная школа (школа) - детский сад», работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Булацан работала учителем, периоды работы в УВК отражены у неё в трудовой книжке.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание приказ Минздрава и социального развития РФ от 20.07.2010 г. № 527н, суд исключает какие-либо сомнения в характере деятельности образовательного учреждения, в котором работала истец, а потому трудовая деятельность в нём подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Период работы истца с 01.09.2014 г. по 05.08.2015 г., относящийся к педагогической деятельности, отражён в трудовой книжке, последняя является основным документом, подтверждающим работу по трудовому договору (п. 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 г. № 1015).

При этом представитель пенсионного фонда в судебном заседании не возражала против включения периода с 01.09.2014 г. по 05.08.2015 г. в стаж для досрочной пенсии.

Таким образом, указанный стаж подлежит учёту для назначения досрочной пенсии.

По смыслу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд.

Принимая во внимание положения ст. 187 ТК РФ, а также то, что соответствующие сведения отражены в трудовой книжке, подлежит учёту для назначения досрочной пенсии нахождение истца на курсах повышения квалификации в следующие периоды с 04.02.2002 г. по 09.02.2002 г., с 27.03.2006 г. по 01.04.2006 г., с 26.06.2006 г. по 01.07.2006 г., с 12.03.2010 г. по 30.04.2010 г., с 19.09.2011 г. по 07.10.2011 г., с 23.05.2016 г. по 03.06.2016 г., с 13.02.2019 г. по 15.02.2019 г.

Подлежит удовлетворению требование истца о включении в стаж для назначения досрочной пенсии дни региональных праздников: 24.09.2015 г., 18.03.2016 г., 20.06.2016 г., 05.07.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г.; 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 12.03.2018 г.; 18.03.2018 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 17.06.2019 г., 12.08.2019 г.

Действующее законодательство не предусматривает возможность исключения из стажа для назначения досрочной пенсии дополнительных праздничных дней – региональных праздничных дней. В дни региональных праздников за ФИО1 сохранялось рабочее место, уплачивались все страховые взносы без уменьшения их размера на праздничный день.

Отсутствие в Правилах (об исчислении стажа педагогическим работникам), утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах РФ, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

Таким образом, на ответчика следует возложить обязанность включить в стаж для назначения истцу досрочной пенсии все вышеописанные периоды. Решение пенсионного фонда в части отказа включения этих периодов в специальный стаж следует признать незаконным.

Поскольку при суммировании специального педагогического стажа, учтённого ответчиком в досудебном порядке (9 лет 4 месяца 11 дней), и стажа, учтённого по настоящему решению (16 лет 9 месяцев 24 дня), достаточно для назначения досрочной пенсии (более 25 лет), на ответчика необходимо возложить обязанность назначить истцу досрочную пенсию со дня его обращения в пенсионный фонд, то есть с 30.01.2020 г.

Между тем, нельзя согласиться с требованием истца об оспаривании решения ответчика в части включения в стаж для назначения досрочной пенсии периода работы с 01.01.2020 г. по 05.08.2020 г.

О включении указанного периода в стаж истец в пенсионный фонд не заявлял. Ответчик не принимал решения об отказе истцу во включении в стаж для досрочной пенсии периода с 01.01.2020 г. по 05.08.2020 г., в связи с чем, не имеется оснований для возложения на пенсионный фонд обязанности учесть названный период в стаж для досрочной пенсии, а также для признания незаконным решения ответчика в части этого периода.

Истец освобождена от уплаты государственной пошлины на основании п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ, а потому, государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд в размере 300 рублей, следует возвратить ФИО1 из бюджета, в который она была уплачена на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым от 05.08.2020 г. №<номер> в части отказа в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии и отказа включения в стаж периодов работы, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым включить ФИО1 в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, указанные периоды трудовой деятельности, а именно:

с 24.07.1995 г. по 13.05.1998 г;

с 01.09.1999 г. по 03.02.2002 г.;

с 04.02.2002 г. по 09.02.2002 г.;

с 10.02.2002 г. по 26.03.2006 г.;

с 27.03.2006 г. по 01.04.2006 г.;

с 02.04.2006 г. по 25.06.2006 г.;

с 26.06.2006 г. по 01.07.2006 г.;

с 02.07.2006 г. по 20.08.2007 г.;

с 29.09.2008 г. по 11.03.2010 г.;

с 12.03.2010 г. по 30.04.2010 г.;

с 01.05.2010 г. по 18.09.2011 г.;

с 19.09.2011 г. по 07.10.2011 г.;

с 08.10.2011 г. по 30.09.2013 г.;

с 01.09.2014 г. по 05.08.2015 г.;

с 24.09.2015 г. по 24.09.2015 г. (региональный праздник);

с 18.03.2016 г. по 18.03.2016 г. (региональный праздник);

с 23.05.2016 г. по 03.06.2016 г.;

с 20.06.2016 г. по 20.06.2016 г. (региональный праздник);

с 05.07.2016 г. по 05.07.2016 г. (региональный праздник);

с 12.09.2016 г. по 12.09.2016 г. (региональный праздник);

с 20.03.2017 г. по 20.03.2017 г. (региональный праздник);

с 17.04.2017 г. по 17.04.2017 г. (региональный праздник);

с 05.06.2017 г. по 05.06.2017 г. (региональный праздник);

с 26.06.2017 г. по 26.06.2017 г. (региональный праздник);

с 04.09.2017 г. по 04.09.2017 г. (региональный праздник);

с 12.03.2018 г. по 12.03.2018 г. (региональный праздник);

с 18.03.2018 г. по 18.03.2018 г. (региональный праздник);

с 09.04.2018 г. по 09.04.2018 г. (региональный праздник);

с 28.05.2018 г. по 28.05.2018 г. (региональный праздник);

с 15.06.2018 г. по 15.06.2018 г. (региональный праздник);

с 21.08.2018 г. по 21.08.2018 г. (региональный праздник);

с 13.02.2019 г. по 15.02.2019 г.;

с 29.04.2019 г. по 29.04.2019 г. (региональный праздник);

с 04.06.2019 г. по 04.06.2019 г. (региональный праздник);

с 17.06.2019 г. по 17.06.2019 г. (региональный праздник);

с 12.08.2019 г. по 12.08.2019 г. (региональный праздник).

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым назначить ФИО1, <дата> года рождения досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи ею заявления, то есть с 30.01.2020 г.

В удовлетворении требования ФИО1 о признании незаконным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым от 05.08.2020 г. №<номер> в части отказа о включении в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, периода работы с 01.01.2020 г. по 05.08.2020 г., обязании включить указанный период в стаж для назначения досрочной страховой пенсии, отказать.

Возвратить ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей. Возврат государственной пошлины произвести из бюджета, в который она была уплачена.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым. Апелляционная жалоба подаётся через Ялтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20.02.2021 г.

СУДЬЯ ГОРБОВ Б.В.