Дело № 2-3377/2020 18 декабря 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Региональное обслуживание судов бункером» о признании действий незаконными, возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск,
установил:
заместитель Архангельского транспортного прокурора обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональное обслуживание судов бункером» о признании действий незаконными, возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации объектов водного транспорта, в том числе полноты реализации обязанностей хозяйствующих субъектов по предупреждению, ликвидации и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ООО «Региональное обслуживание судов бункером», осуществляющего хозяйственную деятельность в границах морского порта Архангельск с опасными грузами. В ходе проверки выявлены нарушения закона в деятельности ООО «Региональное обслуживание судов бункером» в связи с непринятием установленных законодательством Российской Федерации мер по предотвращению загрязнения моря нефтью и нефтепродуктами при эксплуатации причальных сооружений причального терминала в морском порту Архангельск. Установлено, что ООО «Региональное обслуживание судов бункером» осуществляет работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно с самоходного наливного судна бункеровщика «Георгий Победоносец» в морском порту Архангельск на основании лицензии серии <№> от <Дата>. Основными источниками разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Архангельск являются грузовые операции на нефтяных терминалах, нефтеналивных судах при которых может произойти разрыв шлангов, поломки грузовых устройств, переливы грузовых танков, повреждение грузовых танков при швартовых операциях, пожары и взрывы на судах, столкновения судов, посадка на мель, авария в результате террористического акта. В период с 10 ноября 2018 года по настоящее время ООО «Региональное обслуживание судов бункером» не приняло должных мер к утверждению и введению в действие в соответствие с установленным законом порядком плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Просит признать действия ООО «Региональное обслуживание судов бункером», осуществляющего хозяйственную деятельность в границах морского порта Архангельск по перевалке нефтепродуктов во внутренних морских водах, незаконными и нарушающими требования ст. 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» ввиду отсутствия утвержденного в установленном законом порядке Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск», возложить на ООО «Региональное обслуживание судов бункером» обязанность разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск в срок до 01 июля 2021 года, взыскать с ответчика госпошлину.
В судебном заседании представитель истца – помощник Архангельского транспортного прокурора Савина М.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», граждане России имеют право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 155) осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План ЛРН), утвержденного в установленным порядком.
Частью 2.1 ст. 16.1 Федерального закона № 155 определено, что План ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Порядка выполнения требований по разработке Плана ЛРН (разливов нефти и нефтепродуктов), утвержденного приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (далее - Порядок), введение Плана ЛРН в действие оформляется приказом по организации с уведомлением органов исполнительной пасти, утвердивших План ЛРН.
В силу пунктов 20, 21, 22 Порядка Планы ЛРН и календарные планы для объектового уровня на морских акваториях согласовываются с администрацией морского порта, а для регионального и федерального уровня подлежат согласованию, в том числе с морскими инспекциями МПР России.
Правила выдачи положительного заключения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 2018 года № 1289.
Порядок проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утвержден приказом Минтранса России от 24 апреля 2018 года №161.
Пунктом 8 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 года № 613, установлено, что в целях отработки планов на федеральном и региональных уровнях проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.
Таким образом, процедура утверждения Планов ЛРН организаций, осуществляющих деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), полностью регламентирована с ноября 2018 года.
Судом установлено, что ООО «Региональное обслуживание судов бункером» осуществляет работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно с самоходного наливного судна бункеровщика «Георгий Победоносец» в морском порту Архангельск на основании лицензии серии <№> от <Дата>. При этом ответчиком до настоящего времени не принято надлежащих мер по разработке в соответствии с установленным законом порядке плана ЛРН в морском порту Архангельск, согласованию его с администрацией морского порта Архангельск, проведению тренировочных учений, получению положительного заключения Росморречфлота и введению в действие плана ЛРН.
Отсутствие действующего плана ЛРН ООО «Региональное обслуживание судов бункером», соответствующего требованиям законодательства, не обеспечивает готовность принятия последовательных и необходимых мер при ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, по защите населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия.
Невыполнение ООО «Региональное обслуживание судов бункером» требований законодательства создает потенциальную угрозу для безопасности жизни и здоровья людей в связи с возможным возникновением чрезвычайной ситуации в морском порту Архангельск.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что установленный в исковом заявлении срок является разумным.
Таким образом, с учетом объема необходимых к выполнению работ, климатических особенностей, соблюдая баланс прав всех участников правоотношений, суд считает необходимым определить срок для выполнения возложенных обязанностей – до 01 июля 2021 года.
На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Региональное обслуживание судов бункером» о признании действий незаконными, возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Региональное обслуживание судов бункером», осуществляющего хозяйственную деятельность в границах морского порта Архангельск по перевалке нефтепродуктов во внутренних морских водах, незаконными и нарушающими требования ст. 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ввиду отсутствия утвержденного в установленном законом порядке Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Региональное обслуживание судов бункером» обязанность в срок до 01 июля 2021 года разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональное обслуживание судов бункером» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (Триста) рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина