ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3377/2022 от 05.10.2022 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело № 2-3377/2022

УИД 09RS0001-01-2021-008520-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Черкесск КЧР 05 октября 2022 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Антонюк Е.В., при участии помощника судьи Ижаева Р.Р.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от 10.11.2021 г. № 09/23-н/09-2021-2-588, представителя ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики – ФИО3, действующей на основании доверенности № 1 от 01.06.2022 г., представителя третьего лица Карачаево-Черкесского Республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» - ФИО4, действующей на основании доверенности от 11.01.2022 г. № 11,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-3377/2022 по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО5, ФИО6 и ФИО7, к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности предоставить социальную выплату, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Карачаево-Черкесское Республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО5, ФИО6 и ФИО7 с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о возложении обязанностей предоставить социальную выплату. В обоснование заявленных требований указано, что 21 ноября 2018 года семье истца, состоящей из 4 человек, было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. 11 декабря 2018 года истцом в ПАО Сбербанк был открыт счет для зачисления социальной выплаты. 06 июня 2019 года по договору купли-продажи истцы приобрели в собственность в равных долях жилой дом и земельный участок стоимостью 2400000 рублей. До настоящего времени социальная выплата семье истца не предоставлена. Семья истца отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей получена не была.

Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050, истец просила суд: обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР предоставить семье в составе ФИО1, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 неполученную социальную выплату в размере 926265,60 рублей, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

При подготовке дела к судебному разбирательству определением от 21.01.2022 г. к участию в деле привлечено Карачаево-Черкесское Республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением от 05.10.2022 г. по настоящему делу произведена замена ответчика – Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики его правопреемником – Министерством по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.

От представителя ответчика в суд поступили письменные возражения относительно исковых требований, из которых следует, что ответчик не признает исковые требования, так как ФИО1 в 2018 году достигла возраста 37 лет, но не была исключена из списка молодых семей. В соответствии с п. 27 Правил ФИО1 не соответствует требованиям, предъявляемым к претендентам на получение социальных выплат.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истцы в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2 поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, в дополнение пояснила, что ФИО1 могла быть включена в списки молодых семей до достижения возраста 35 лет.

Представитель ответчика ФИО3 поддержала доводы письменных возражений, просила в иске отказать, в дополнение пояснила, что формирование списков молодых семей осуществлялось ежегодно, что исключает нахождение истца в списке в течение двух лет.

Представитель третьего лица ФИО4 поддержала позицию ответчика, просила в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050; подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 г. № 34. В соответствии с условиями указанных подпрограмм, государственная поддержка молодым семьям – участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что семья ФИО1, состоящая из четырех человек: ФИО1 и её детей ФИО5, ФИО6 и ФИО7, являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей».

В 2018 году истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 37 лет.

21 ноября 2018 года семье выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 926265,60 руб. со сроком действия до 21 июня 2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 21 декабря 2018 года.

11 декабря 2018 года указанное свидетельство было предъявлено в ПАО Сбербанк, и был открыт счет на имя ФИО1 для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

06 июня 2019 года по договору купли-продажи семья ФИО1 приобрела в собственность жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: КЧР, <адрес>, за 2400000,00 руб. Пунктом 7 договора определено, что оплата части стоимости приобретаемого имущества производится за счет средств республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020» в размере 926265,60 руб.

Государственная регистрация перехода права собственности на указанный жилой дом осуществлена 17 июня 2019 года.

Согласно выписке из лицевого счета, открытого на имя ФИО1, денежные средства на счет не поступали.

Неполучение истцом социальной выплаты явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из указанных выше правовых положений следует, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ на истца возложено бремя доказывания факта выполнения истцом условий, предусмотренных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, и соответствие требованиям, установленным указанными Правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также – Правила).

Согласно пункту 24 Правил орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в силу пункта 27 Правил наделен полномочиями по исключению из указанного списка претендентов на получение социальных выплат в связи с достижением ими определенного возраста.

В силу п. 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (п. 26 Правил).

В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В силу абзаца 2 пункта 27 Правил в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Карачаево-Черкесской Республики до 01 апреля 2019 года действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016 г. № 338 «О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 г. № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы» (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 г. № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 г. № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», право молодой семьи – участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 4 указанных Правил).

В силу п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 г. № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», после доведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый (текущий) год, до Министерства, Министерство на основании сводного списка молодых семей – участников подпрограммы 4, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование подпрограммы 4, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы 4, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В случае если на момент формирования Министерством списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей – участников подпрограммы 4, в порядке, установленном Министерством.

Как установлено судом, истец ФИО1 в 2018 году достигла возраста 37 лет, в связи с чем семья ФИО1 перестала соответствовать требованиям, установленным п. 27 Правил, и подлежала исключению из списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. При этом свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 21.11.2018 г. № 514 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства было выдано.

Между тем, сам факт выдачи семье ФИО1 свидетельства о праве на получение социальной выплаты не влечет безусловного возникновения права на её получение, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, в том числе и на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты от 21.11.2018 г.

Невыполнение государственным органом своих обязанностей по ежегодной проверке сведений о молодых семьях и сохранение в числе молодых семей лиц, чей возраст превысил 35 лет, не является основанием для возникновения права на получение социальной выплаты.

Довод представителя истца о том, что истец могла быть включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты до достижения возраст 35 лет, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с подп. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050), установлены возрастные ограничения в отношении каждого из супругов на момент принятия решения о включении молодой семьи - участницы ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (как указано в пункте 26 названных Правил). Тогда как в последующем после доведения сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, где учитываются ограничения по возрасту хотя бы одного из членов молодой семьи, который не должен превышать 35 лет (как указано в пункте 26 названных Правил).

Исходя из изложенных положений, списки молодых семей формируются ежегодно, что исключает нахождение семьи истца в списках на протяжении двух лет до получения свидетельства.

С учетом вышеприведенных правовых норм, исходя из того, что на день выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства семья ФИО1 перестала соответствовать установленным п. 27 Правил требованиям, поскольку возраст ФИО1 превысил 35 лет, суд приходит к выводу о том, что оснований для предоставления социальной выплаты семье ФИО1 в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» не имеется.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 (паспорт серии 9117 ), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО5 (паспорт серии 9121 ), ФИО6 (паспорт серии 9118 ) и ФИО7 (свидетельство о рождении серии I-ЯЗ ), к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики (ИНН ) о возложении обязанности предоставить социальную выплату в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Черкесского городского суда КЧР Е.В. Антонюк

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 года.