ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3378/2013 от 15.11.2013 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2013 года Куйбышевский районный суд г. Иркутска

в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретаре Кочановой Л.А.,

с участием представителя истца старшего помощника Восточно-Сибирского транспортного прокурора Завозиной О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3378/2013 по иску Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Арутюнову М. Ш. о запрете эксплуатации теплохода до устранения нарушений законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Бурятский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Арутюнову М.Ш., указав, что Бурятской транспортной прокуратурой совместно с заместителем начальника инспекции Государственного Портового Контроля ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» в период с 25 июля по хх июля 2013 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности плавания в Чивыркуйском заливе оз. Байкал Баргузинского района Республики Бурятия.

В ходе проверки xx.07.2013 г. теплохода «Приморск», регистрационный номер ВС-хх-ххх, находившегося в местности Чивыркуйский залив оз. Байкал Баргузинского района Республики Бурятия, установлено, что судно в 2013 г. перед вводом в эксплуатацию ежегодному освидетельствованию Российскому Речному Регистру не предъявлялось, документы, удостоверяющие годность судна к плаванию отсутствуют.

Таким образом, в навигационный период 2013 года судно эксплуатируется без предъявления его на освидетельствование, не имея документов, подтверждающих его годность к плаванию. Кроме этого, на судне отсутствовали свидетельство о предотвращения загрязнения судна нефтью, сточными водами и мусором, разрешение на судовую радиостанцию, судовой журнал, свидетельство о классификации.

Указанные документы в силу требований пп. 3,5,8,9,11 ч. 1, ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ) должны находиться на подлежащих регистрации судах.

Согласно п. 5 приказа Минтранса РФ № 129 от хх октября 2002 года «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

Согласно п. 25 указанного приказа на судне должны находиться оригиналы документов, перечисленных в ст. 14 КВВТ РФ, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

Частью 1, 2 ст.34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ) обязанность по подготовке судна к плаванию и обеспечению безопасности судоходства возложена на судовладельца.

Судно «Приморск» принадлежит на праве собственности Арутюнову М. Ш. на основании свидетельства о праве собственности на судно № ТВ ххххххх от xx.07.2009 года, выданного Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.35 КВВТ РФ положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

Свидетельство о годности к плаванию удостоверяет общее техническое состояние судна и является обобщающим документом, подтверждающим, что данное судно соответствует требованиям целого ряда правил (классификации и постройки, оборудования, о грузовой марке и т.д.) и может эксплуатироваться по назначению.

Согласно п. 1.3. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от xx.11.2002 N 136. (далее - Положение) целью классификационной деятельности Речного Регистра является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, предотвращения загрязнения с судов.

Классификационная деятельность, согласно п. 1.4 Положения включает в себя -обработку и издание правил, рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, постройкой судов с присвоением им класса, а также подтверждение, возобновление и восстановление класса на основании результатов предписанных правилами освидетельствований за весь период эксплуатации каждого судна до его списания с оформлением и выдачей соответствующих документов.

В соответствии с п.5.1 Положения освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр судна, измерения, проверку в действии и испытания; оформление и выдачу документов Речного Регистра.

В силу требования п. 7.7. Положения Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяются выдаваемым на судно классификационным свидетельством.

В ходе указанной проверки выявлены нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности.

Установлено, что правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от xx.12.2002 года не исполняются: в шкафу, предназначенном для хранения пиротехнических средств, стеллажи (полки), исключающие трение и удары ракет, их смещение при крене судна, не установлены; на дверце шкафа отсутствует опись содержимого; знак «Запрещается пользоваться открытым огнем» на шкаф не нанесен.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Невыполнение ответчиком требований законодательства по ежегодному освидетельствованию теплохода «Приморск» и эксплуатация судна влечет за собой невозможность обеспечить безопасную эксплуатацию данного судна, создает угрозу жизни и здоровья лицам, находящимся на теплоходе, экипажу судна.

Кроме того, эксплуатация теплохода «Приморск» не имеющего свидетельства о предотвращении загрязнения судна нефтью, сточными водами, мусором, осуществляется с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, что создает угрозу загрязнения особо охраняемого природного объекта - озера Байкал.

Возможное загрязнение озера нарушит конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, подвергает риску их жизнь и здоровье.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит запретить Арутюнову М. Ш. эксплуатацию теплохода «Приморск» до освидетельствования судна и получения документов Российского Речного регистра, удостоверяющего годность судна к плаванию, свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором, разрешения на судовую радиостанцию, судового журнала, свидетельства о классификации.

В судебном заседании представитель истца Бурятского транспортного прокурора старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора Завозина О.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание ответчик Арутюнов М.Ш. не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Судебная повестка была направлена в адрес ответчика по известному месту жительства. В силу требований статьи 118, 119 ГПК РФ судебные извещения, направленные по известному суду месту нахождения ответчика, считаются доставленными, а ответчик – извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

С учетом согласия представителя истца, суд, руководствуясь ст. 235 ГПК РФ, считает необходимым рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства.

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав и оценив представленные суду доказательства, имеющиеся в материалах дела, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Установлено, что согласно свидетельству о праве собственности на судно от хх июля 2009 года разъездное судно «Приморск» принадлежит на праве собственности Арутюнову М. Ш. .

Частью 1, 2 ст.34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ обязанность по подготовке судна к плаванию и обеспечению безопасности судоходства возложена на судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ самоходные суда внутреннего плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 ч. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о праве собственности на судно; свидетельство о годности судна к плаванию; судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; разрешение на судовую радиостанцию; свидетельство о классификации.

Согласно п.2 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

Согласно п. 1.3. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от xx.11.2002 N 136. (далее - Положение) целью классификационной деятельности Речного Регистра является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, предотвращения загрязнения с судов.

Классификационная деятельность, согласно п. 1.4 Положения включает в себя -обработку и издание правил, рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, постройкой судов с присвоением им класса, а также подтверждение, возобновление и восстановление класса на основании результатов предписанных правилами освидетельствований за весь период эксплуатации каждого судна до его списания с оформлением и выдачей соответствующих документов.

В соответствии с п.5.1 Положения освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр судна, измерения, проверку в действии и испытания; оформление и выдачу документов Речного Регистра.

В силу требования п. 7.7. Положения Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяются выдаваемым на судно классификационным свидетельством.

Свидетельство о годности к плаванию удостоверяет общее техническое состояние судна и является обобщающим документом, подтверждающим, что данное судно соответствует требованиям целого ряда правил (классификации и постройки, оборудования, о грузовой марке и т.д.) и может эксплуатироваться по назначению.

В соответствии с п. 5.4. Положения судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром.

В соответствии со ст. 39 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.

хх июля 2013 года был составлен акт осмотра транспортного средства теплохода «Приморск», согласно которому выявлены следующие нарушения законодательства о безопасности плавания и природоохранного законодательства:

– отсутствует свидетельство о годности к плаванию;

– отсутствует свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором;

– отсутствует лицензия на судовую радиостанцию;

– отсутствует судовой журнал;

– отсутствует свидетельство о классификации;

– отсутствует квалификационное свидетельство о моториста;

– условия хранения судовой пиротехники не соответствуют требованиям.

Согласно сведениям Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от хх октября 2013 года на судно «Приморск» (идентификационный номер ВС-хх-ххх) ВСФ РРР были выданы следующие судовые документы: классификационное свидетельство, акт классификационного освидетельствования, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором, свидетельство о годности к плаванию, акт ежегодного освидетельствования. Все свидетельства были подтверждены в 2012 году, сроком действия до хх июня 2013 года. В 2013 году данное судно к ежегодному освидетельствованию не предъявлялось. В связи с изложенным документы Речного Регистра утратили силу, и эксплуатироваться судно не может.

Осуществление теплоходом «Приморск» плавания при наличии указанных нарушений законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность передвижения на водном виде транспорта и благоприятную окружающую среду, может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом изложенного суд считает необходимым исковые требования Бурятского транспортного прокурора удовлетворить, запретить Арутюнову М. Ш. эксплуатацию теплохода «Приморск» до освидетельствования судна и получения документов Российского Речного регистра, удостоверяющего годность судна к плаванию, свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором, разрешения на судовую радиостанцию, судового журнала, свидетельства о классификации.

В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов. Поэтому, согласно статье 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ххх рублей.

Руководствуясь ст. 194-197, 237 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бурятского транспортного прокурора удовлетворить.

Запретить Арутюнову М. Ш. эксплуатацию теплохода «Приморск» до освидетельствования судна и получения документов Российского Речного регистра, удостоверяющего годность судна к плаванию, свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором, разрешения на судовую радиостанцию, судового журнала, свидетельства о классификации.

Взыскать с Арутюнова М. Ш. государственную пошлину в доход государства в размере хххх рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.Н. Акимова