Дело № 2-337/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Гальбштадт 18 декабря 2017 года
Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего судьи Комашко К.Н., с участием:
пом. прокурора Немецкого национального района Алтайского края ФИО1,
истицы ФИО2,
представителей ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края - ФИО3 и ФИО4,
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства труда и социальной защиты Алтайского края - ФИО5 и ФИО6,
при секретаре Остапенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края обратившегося в интересах ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Немецкого национального района обратился с иском в интересах ФИО2 к ответчику о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию, в обоснование иска, указав, что в прокуратуру района поступило заявление ФИО2 с просьбой разобраться о неполном возврате ей ответчиком компенсации как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.
В ходе проверки установлено, что ФИО2 относится к категории педагогических работников.
Согласно справки взаиморасчетов за потребленную электроэнергию, представленной АО «Алтайэнергосбыт» ТО «Кулундинское», ФИО2, в соответствии с показаниями приборов учета, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было фактически оплачено 61 532 рубля 90 копеек.
При этом, компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п.16 Постановления Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года № 126 за аналогичный период, составила 4 646 рублей 60 копеек.
По результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, было установлено следующее.
В соответствии с п.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальные образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу п.4 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российское Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Соответственно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно ст.3 Закона Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работника работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Пунктами 2, 25 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселкам (поселках городского типа), утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 предусмотрено, что меры социальной поддержки педагогическим работникам краевых и муниципальных организаций, осуществляющих образовательною деятельность, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, включая вышедших на пенсию, а также совместно проживающим с ними членам семей, предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Компенсация предоставляется в размере 100 % оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4).
В соответствии с п.28 постановления Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Денежный эквивалент расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.3 ст.2 Закона Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 года). 1
Денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим, законодательством, и составляет 9.9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения (п.29 Правил).
Таким образом, п.4 и п.29 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми поставщиками электроэнергии.
В связи с изложенным, общая сумма недополученной компенсации за период 2014-2017 годы составила: 56 886 рублей 30 копеек = 61 532 рубля 90 копеек (оплачено) – 4 646 рублей 60 копеек (компенсировано).
Просит суд взыскать с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району, в пользу ФИО2, недополученную за период 2014-2017 годы сумму компенсации, понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в размере 56 886 рублей 30 копеек.
В судебном заседании прокурор требования уточнил, и в окончательной форме просил суд взыскать с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району, в пользу ФИО2, недополученную за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумму компенсации, понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в размере 56 886 рублей 30 копеек. В остальной части в обосновании своих требований прокурор сослался на обстоятельства, указанные им в исковом заявлении, пояснив, что, как установлено в ходе настоящего судебного заседания, жилое помещение истицы оборудовано счетчиком, то есть прибором учета электроэнергии, в связи, с чем применение расчетного метода начисления льготы в данной ситуации не применимо. Согласно судебной практике Алтайского края, понятия электроэнергия и освещение отождествляются.
Истица ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора с учетом их уточнения поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, а так же дополнительно суду пояснила, что она проживает в отдельно стоящем доме, пользуется центральным отоплением, электро-котла не имеет. У нее так же установлен электрический счетчик. Ежемесячно она снимает показания счетчика, делает расчет количества потребленной электроэнергии, и разность оплачивает через отделения почты. У нее в доме установлен один счетчик и через него идут все показания приборов учета электроэнергии (освещение и другие электроприборы в доме). Далее все документы передаются в Управление социальной защиты населения Немецкого национального района, которая производит выплату компенсации. Она не может сказать, кто именно производит расчет компенсации. Она оплачивает электроэнергию только по счетчику, ее счетчик проверяет контролер.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения Немецкого национального района ФИО3 и ФИО4 исковые требования не признали в полном объеме и суду пояснили, что действительно, истице полагается льгота в размере 100 % компенсация расходов за освещение. В связи, с тем, что у истицы установлен один прибор учета на всю потребляемую электроэнергию, то расчет причитающейся ей компенсации определяется расчетным путем по формуле. Согласно региональному законодательству, если бы у истицы был бы прибор учета только на освещение, они бы согласились оплатить компенсацию, но у истицы нет отдельного прибора, фиксирующего учет только освещения, у нее есть прибор, который фиксирует всю потребляемую ей электроэнергию, то есть освещение и другие электроприборы, которыми пользуется истица. Ими производится компенсация только сумм затрат на освещение, то есть за работу электроламп. Все остальные затраты входят в понятие электроснабжение. Данные понятия не являются тождественными. Выплаты компенсации истице за ДД.ММ.ГГГГ, произведены ими в ДД.ММ.ГГГГ в размере 178 рублей 24 копейки, из того расчета, что и за ДД.ММ.ГГГГ, выплаченный ими в ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в судебное заседание представители ответчика представили письменный отзыв по заявленным прокурором требованиям, согласно которым они исковые требования не признают в полном объеме и в обоснование своих возражений ссылаются на следующие факты.
Истец указывает на то, что в соответствии с региональным законодательством педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) компенсация предоставляется в размере 100 % оплаты жилого помещения, отопления и освещения. Так же истец приходит к выводу, что ни федеральное, ни региональное законодательство, каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию, потребляемую для освещения жилого помещения для педагогических работников, имеющих приборы учета объема электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, не содержит. Однако данный вывод не основан на неверном толковании норм права.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, предоставляется согласно ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данной статьей установлено, что сельские педагоги имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, установлены законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающей в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 (утратили силу с 01 апреля 2017 года).
Указанными нормативными правовыми актами урегулированы порядок, условия и размер компенсации затрат педагогических работников на освещение.
Согласно п.4 Правил, компенсация предоставляется в размере 100 % оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Алтайского края размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.
Согласно вышеуказанным положениям Закона Алтайского края и Правил компенсация затрат осуществляется за потребленную электроэнергию, затраченную непосредственно на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения.
Таким образом, если не установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, объем электроэнергии, потребляемой для освещения, определяется расчетным путем.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (п.1.2.5), под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией. Согласно СНиП 23-05-95 под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения. Электроэнергия может использоваться населением для бытовых нужд, освещения, на мелкие бытовые нагрузки, для кондиционирования воздуха и т.д.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 12 марта 2008 № 10-Г08-1 указал, что понятие «освещение» квартиры либо иного жилья не тождественно понятию «электроснабжение». Все нормативные акты, предусматривающие социальную поддержку педагогических работников, оговаривают их право на бесплатный доступ к «освещению», а не «электроснабжению».
Таким образом, согласно выводам Верховного Суда Российской Федерации, бесплатное электроснабжение сельским педагогам ни нормативными правовыми актами Советского Союза, ни нормативными правовыми актами Российской Федерации не предполагается и не гарантируется. Все нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, предусматривают право сельских педагогов на меры социальной поддержки в отношении освещения, а не в отношении потребленной электроэнергии на все цели.
Данный вывод подтверждается и иной судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 16-Г08-5, апелляционное определение Омского областного суда от 12 сентября 2013 года по делу № 33-5508/2013, решение Красноярского краевого суда от 31 марта 2011 года по делу № 3-41/2011).
Верховный Суд Российской Федерации указывает на правильность вывода о том, что федеральное законодательство оговаривает право педагогов на бесплатный доступ к освещению, а не электроэнергию.
Помимо изложенного Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять порядок и размер предоставления мер социальной поддержки педагогических работников (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2015 года № 83-АПГ15-1, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2017 года № 23-АПГ16-4).
Согласно ст.2 Федерального конституционного закона от 05 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения - в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации.
Таким образом, порядок определения размера компенсации затрат педагогических работников на освещение в Алтайском крае установлен Законом Алтайского края и Правилами, которые подлежат применению к спорным правоотношениям - в соответствии с федеральным законодательством и позицией Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку индивидуальный прибор учета для фиксации потребленной электроэнергии, затраченной на освещение жилого помещения, как того требуют Закон Алтайского края и Правила, истцом не использовался, произведенный истцом расчет недополученной суммы затрат на освещение не основан на нормах права.
Ввиду отсутствия у истца прибора учета электроэнергии, использованной непосредственно для освещения жилого помещения, ответчик правомерно осуществлял расчет потребленной электроэнергии для освещения жилого помещения расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Обосновывая размер недополученной суммы компенсации за освещение, истец в исковом заявлении приводит расчет за период с сентября 2014 года по март 2017 года. Данный расчет в нарушение установленного порядка содержит расход электроэнергии, потребленный истцом в указанный период, включающий в себя расход электроэнергии, как для освещения жилого помещения, так и для иных нужд.
В соответствии с п.28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Поскольку с 01 апреля 2017 года Правила утратили силу, расходы за март 2017 года компенсированы истцу в апреле 2017 года в твердой денежной сумме в соответствии с п.5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года № 103.
С учетом изложенного, расчет недополученной компенсации истцу следовало произвести следующим образом:
58 891 рублей – 4 646 рублей 60 копеек = 54 244 рублей 40 копеек, где:
58 891 рубль - сумма оплаты электроснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
4 646 рублей 60 копеек - сумма компенсации расходов на освещение, выплаченная истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, размер рассчитанной истцом суммы компенсации, с учетом уже выплаченной ему суммы, превышает фактические расходы на потребленную электроэнергию в жилом помещении педагогического работника в спорный период на 2 641 рубль 90 копеек.
Однако Управление социальной защиты населения возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме в связи с их необоснованностью. Требование истца, не основаны на нормах права, влекут нарушение публичных интересов Алтайского края и необоснованные выплаты из средств краевого бюджета. Просят суд в иске отказать.
Представители третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований Министерства труда и социальной защиты Алтайского края - ФИО5 и ФИО6, в судебном заседании иск прокурора не признали в полном объеме, сославшись на письменный отзыв, аналогичный отзыву представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району, представленный в судебное заседание, а так же дополнительно суду пояснили, что основываясь на неверном толковании федерального и краевого уровня законах, прокурор подменяет понятия электроэнергия и освещение. Педагогам предоставлена мера социальной поддержки в виде компенсации на освещение. Электроснабжение - это коммунальная услуга, которая оплачивается по показаниям прибора учета, при отсутствии прибора учета, по нормативу. Предоставление мер социальной поддержки сельским педагогам, не ставит в зависимость, установлен ли прибор учета на электроснабжение, льгота все равно предоставляется только на освещение. Это вытекает из п.27 Правил. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» освещение является составной частью электроснабжения. Предоставление педагогу льготы на всю потребляемую электроэнергию является нарушением. В Приложении 1 к данным Правилам есть формула расчета освещения. Доводы прокурора, что в жилищном законодательстве отсутствуют понятие освещение, не основано на законе. Освещение как коммунальная составляющая зафиксирована в различных нормативных актах еще с 30-х годов. Закон Алтайского края № 88 прокурором трактуется не верно, эти нормы говорят о том, каким образом выделить из общего потребления электроэнергии объем потребляемого освещения. Если есть отдельный прибор учета на освещение, то будет 100 % компенсация, если нет отдельно прибора, то расчет выделяется по формуле. Истица не лишена возможности оборудовать свое жилое помещение дополнительным прибором учета потребляемой энергии в виде освещения, в этом случае ей бы компенсировалось 100 % затрат по данному прибору учета. Порядок начисления компенсации следующий: льготополучатель оплачивает расходы на электроэнергию поставщику услуг, поставщик в свою очередь рассчитывает размер компенсации и передает данные сведения в Управление социальной защиты населения, а Управление компенсирует льготополучателю затраты на освещение. Управление оплачивает по сведениям электроснабжающей организации, которая самостоятельно производит расчет, это предусмотрено Правилами. Выплаты компенсации истице за ДД.ММ.ГГГГ, произведены ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ, из того расчета, что и за ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии с законодательством, вступившим в законную силу с 01 апреля 2017 года компенсация педагогическим работникам предоставляется в твердой денежной форме в размере 1800 рублей. Просят суд в иске отказать в полном объеме.
Суд, заслушав пом. прокурора, истицу ФИО2, представителей ответчика ФИО3 и ФИО4, представителей третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований Министерства труда и социальной защиты Алтайского края - ФИО5 и ФИО6, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, находит исковые требования прокурора, обратившегося в интересах истицы ФИО2 обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Право педагогических работников проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено федеральным законодательством.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу ч.8 ст.47 названного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичная льгота предоставлена Законом Алтайского края от 04 сентября 2013 года № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае».
При этом в силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
На основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (п.7 ст.2 Закона).
Согласно п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с п.4 Постановления Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края» (действовавшими в период возникновения спорных правоотношений) компенсация предоставляется в размере 100 % оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Из п.28 вышеуказанных Правил, денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
В соответствии с п.29 вышеуказанных Правил, денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
На основании пунктов 1, 3 ст.3 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
По смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства размер компенсации на освещение подлежит определению исходя из фактически понесенных льготополучателем расходов, определенных на основании показаний прибора учета и лишь при отсутствии такового - исходя из нормативов потребления.
Как было установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, истица в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает и занимает должность ... в МБОУ «Гальбштадтская СОШ», что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.7), пользуется льготами по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности.
Жилое помещение истицы, в котором она проживает, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого последняя осуществляет оплату услуг за электроэнергию, тогда как расчет денежного эквивалента ответчиком производится по нормативам потребления, что, по мнению суда, является неправомерным действием со стороны ответчика и влечет за собой основания для взыскания разницы между фактически понесенными расходами и произведенной компенсацией.
Приведенные доводы в письменных возражениях представителей ответчика и третьих лиц о правомерности действий органа социальной защиты по определению размера компенсации путем расчета денежного эквивалента ответчиком по нормативам потребления, не могут служить основанием для принятия их судом, поскольку действующее законодательство не регламентирует порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой на освещение и иные цели.
При этом наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В Жилищном кодексе Российской Федерации освещение не упомянуто. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденными постановлением Правительства России от 06 мая 2011 года № 354, в качестве коммунального ресурса обозначена именно электроэнергия, а освещение не указывается ни в качестве коммунального ресурса, ни в качестве коммунальной услуги. Следовательно, термин «освещение» применительно к коммунальным ресурсам аналогичен термину «электроэнергия» и поскольку в жилом помещении истицы установлен прибор учета электроэнергии, определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.
Доводы представителей ответчика и третьего лица об разграничении понятий «освещение» и «электроснабжение» и наличие права истицы, как педагога на бесплатный доступ к освещению, основаны на неверном толковании норм федерального законодательства, не устанавливающего нормативов потребления коммунальных услуг педагогическим работникам.
На основании вышеизложенного, учитывая это, разница между фактическими расходами истицы на оплату электроэнергии и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила сумму в размере 56 708 рублей 06 копеек исходя из следующего расчета: 61 532 рубля 90 копеек (фактически оплачено истицей в указанный период) – 4 824 рубля 84 копейки (фактически выплаченная компенсация). Указанные суммы подтверждаются справкой взаиморасчетов за потребленную электроэнергию за спорный период, представленным АО «Алтайэнергосбыт» (л.д.9) и справкой Управления социальной защиты населения Немецкого национального района о размере компенсации (л.д.8).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что выплата социальной поддержки истице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась ответчиком не в полном объеме, в связи, с чем у истицы возникло право на взыскание недополученных компенсационных выплат в размере 56 708 рублей 06 копеек, поскольку предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг освещения, исходя из норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению является неправомерным.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурором заявлены требования о взыскании недополученной компенсации, которые судом удовлетворены частично в размере 56 708 рублей 06 копеек, в связи, с чем с ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району подлежит взысканию сумма в размере 1 901 рубль 24 копейки в бюджет муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Немецкого национального района Алтайского края обратившегося в интересах ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию удовлетворить частично.
Возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края обязанность выплатить ФИО2 недополученную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумму компенсации, понесенных затрат на оплату электроэнергии в размере 56 708 рублей 06 копеек, за счет бюджета Алтайского края.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края в бюджет муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района государственную пошлину в размере 1 901 (одна тысяча девятьсот один) рубль 24 копейки.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в районный суд Немецкого национального района в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме 22 декабря 2017 года.
Председательствующий судья К.Н. Комашко