ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-337/18 от 22.05.2018 Черепановского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2- 337/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Черепаново 22 мая 2018 года

Черепановский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Зенковой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Масалове О.М.,

с участием истца Костюкова Ю.Н.,

представителя истца Карболина Д.Б.,

представителя ответчика администрации Черепановского района Новосибирской области Кузьминича Д.А., действующего на основании доверенности от (дата).,

рассмотрев гражданское дело по иску Костюкова Юрия Николаевича к администрации Черепановского района Новосибирской области о признании требования об уплате арендной платы незаконным,

у с т а н о в и л:

Костюков Ю.Н. обратился в суд к администрации Черепановского района Новосибирской области о признании требования об уплате арендной платы незаконным, указывая, что в декабре (дата) года получено требование "Об уплате арендной платы" от (дата) (далее - требование). Из требования следует, что истцу необходимо уплатить арендную плату за (дата) год в размере 2499 руб. 00 копеек, а также погасить задолженность в размере 6183 руб. 50 копеек, образовавшуюся в результате проведенного администрацией самоуправного перерасчета в декабре (дата) году за (дата) годы. С требованием истец не согласен, считает его незаконным и противоречащим договору аренды от (дата) (далее - договор), поскольку арендная плата уплачивалась истцом в соответствии с условиями договора аренды в порядке, в сроки, в размере, предусмотренном договором. Квитанции об уплате арендной платы предоставлялись в администрацию Черепановского района, при приеме квитанций замечаний не поступало. Из требования не следует за какой период и, исходя из каких значений образовалась задолженность по арендной плате в размере более шести тысяч рублей, размер долга документально не подтверждён, а расчёт его не представлен.

При этот оценка стоимости права аренды за (дата) годы не производилась, а произведена только за (дата) год, в связи с чем за (дата) год арендная плата истцомуплачена полностью в заявленном объеме, следовательно, требование арендной платы, не начисленной по вине администрации незаконно и необоснованно, поскольку обязанность производить расчет аренды лежит на арендодателе. Договор аренды не содержит условий о том, что арендодатель вправе производить перерасчет уплаченной в установленном размере и сроки арендной платы за прошлые периоды. Постановление Правительства Новосибирской области от (дата)-п также не предоставляет администрации права производить перерасчет уплаченной в установленном размере и сроки арендной платы за прошлые периоды. Согласно п.2.2.1, 2.2.2., 2.2.3,2.2.4 договора отчет об определении рыночной стоимости арендной платы не является основанием для изменения размера арендной платы. (дата) в администрацию Черепановского района подано заявление с требованием отменить требование "Об уплате арендной платы" от (дата) по указанным выше основаниям, произвести перерасчет размера арендной платы за (дата) год, аннулировать долг в размере указанном требовании "Об уплате арендной платы" от (дата), но ему в этом было отказано. Просит требование «Об уплате арендной платы» от (дата). признать незаконным и отменить его.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Не согласился с доводами представителя ответчика, пояснив, что в нарушение требований Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, заключенного в установленном порядке договора аренды ответчик потребовал дополнительно уплатить арендную плату за (дата) годы, ссылаясь в обоснование своей позиции на Положение "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области" от 10.06.2015 № 219-п. Не согласен с данным доводом, так как арендная плата уплачивалась истцом в соответствии с условиями договора аренды в порядке, в сроки, и в размере, предусмотренном договором. Квитанции об уплате арендной платы предоставлялись в администрацию Черепановского района, при приеме квитанций замечаний не поступало. Согласно п. 4.1.4. договора аренды Арендодатель направляет Арендатору уведомление об изменении ставок арендной платы не позднее одного месяца с даты принятия решения об изменении ставок. Данное уведомление не направлялось; согласно п. 2.2.1. основаниями для изменения размера арендной платы являются: изменение корректирующих коэффициентов; изменение коэффициента инфляции; переоценка кадастровой стоимостью земли. Пунктом 6.1. договора аренды предусмотрено, что все изменения и (или) дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон. Какие - либо изменения сторонами в условия договора не вносились, в т.ч. в части способа определения размера арендной платы, на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка. Условия Положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области" утвержденные постановлением Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 №219-п не могут применяться к условиям договора аренды поскольку, во- первых - не содержат в себе условия о том, что распространяют свое действие на ранее заключенные договоры аренды, а во вторых - изменение арендной планы на основании изменения рыночной стоимости права аренды земельного участка договором аренды не предусмотрено. Из представленных ответчиком возражений следует, что начислено арендной платы за периоды (дата) годы - 6669 рублей 47 копеек, уплачено 3315 рублей 35 копеек. Следовательно, при законности требования ответчика, ответчик вправе требовать только разницу в размере 6669,47 - 3315,35 = 3354,12 руб. Считает представленные ответчиком отчеты об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование земельными участками не допустимыми доказательствами по делу, поскольку данные отчеты произведены лицом, не имеющим соответствующей квалификации, подтвержденной квалификационным аттестатом, что противоречит положениям ч.3 ст.4 ФЗ от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». По вышеуказанным причинам отчеты об оценке рыночной стоимости, выполненные специалистом ОГУП «Техцентр НСО» также следует признать недопустимым доказательством по делу. Также ответчиком не представлено доказательств того, что земельный участок, предоставленный истцу на праве аренды, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Кроме того, считает, что у администрации Черепановского района отсутствуют правовые основания для определения годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку земельный участок, предоставленный истцу находится на территории Майского сельского совета. Следовательно, требование ответчика об уплате арендной платы от (дата). незаконно.

Представитель истца подержал позицию доверителя.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, пояснив суду, что доводы Костюкова Ю.Н. основаны на неверном толковании материального права, поскольку 10.06.2015г. вступило в силу Постановление Правительства Новосибирской области N 219-п «Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области».

Согласно п. 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и в случаях, не указанных в пунктах 3-6 настоящего Порядка, размер арендной платы определяется на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Таким образом, с 10.06.2015г. изменилась методика определения арендной платы, которая, в частности, за земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, должна определяться исходя из рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Принятое правительством региона изменение методики расчета регулируемой арендной платы, применяется, в том числе и к ранее заключенным договорам аренды имущества с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта и не требует дополнительного изменения договора, а также не зависит от механизма ее расчета, предусмотренного договором. Рыночная стоимость годовой арендной платы в (дата) году определена в отношении 272 земельных участков, в том числе и земельному участку, находящему в аренде у Костюкова Ю.Н. на основании отчета оценщика- ООО «Профессиональная оценка» от (дата)-Р. Муниципальные районы распоряжается земельными участками на территории сельских поселений с (дата). До приведенной даты, земельными участками распоряжались сельские поселения и в связи с чем администрация Черепановского района Новосибирской области не имела правовых оснований для определения годовой арендной платы в отношении земельных участков, которыми не распоряжается. Принимая во внимание возникший спор, относительно возможности распространения действия арендной платы на (дата) годы, определенной ООО «Профессиональная оценка», по состоянию на (дата), администрация Черепановского района Новосибирской области на основании муниципального контракта привлекла независимого оценщика - ОГУП «Техцентр НСО» для определения годовой арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером Оценщиком определен размер годовой размер арендной платы - 5100 рублей по состоянию на (дата), (дата), (дата). В связи с чем, сумма к уплате, указанная в требовании (дата) - 6183,50 рублей является законной и обоснованной.

Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. На официальном сайте Росреестра размещены сведения из сводного реестра членов саморегулирующих организаций оценщиков по состоянию на 22.03.2018г. Оценщики проводившие оценку: Денисова М.В. и Морина (Гончарова) А.С. включены в данный реестр. Даты составления отчетов (дата). и (дата). На момент проведения оценки, Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не предусматривал наличие у оценщика квалифицированного аттестата, а также наличие сведений о выдаче квалифицированного аттестата у оценщика размещенных на сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Таким образом, отчеты подготовлены в рамках, действующего на момент их составления, законодательства.

На основании ст. 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают: доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов. Таким образом, администрация Черепановского района Новосибирской области как материально заинтересованное лицо, на законных основаниях, направила Костюкову Ю.Н. требование об уплате арендной платы от (дата).

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск о признании требования об уплате арендной платы незаконным подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.3 ст. 3.1. Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Согласно ч.1 ст.3.3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом(п.2 ст.3.3 Закона).

Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

В соответствии с п.37 Федерального Закона « О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Исходя из буквального толкования норм вышеуказанных статей следует, что распоряжение и предоставление земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, к которым по настоящему делу относится спорный земельный участок, осуществляется органом местного самоуправления.

Вместе с тем, статьей 62 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено поступление в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

Таким образом, администрация Черепановского района Новосибирской области обладает материально-правовым интересом в настоящем деле и вправе предъявлять настоящие исковые требования.

В обосновании суммы задолженности по арендной плате представителем ответчика представлен расчет суммы задолженности, согласно которому задолженность Костюкова Ю.Н. составляет 6.183,50 руб.(л.д.58)

В материалах дела имеется договор от (дата). аренды земельного участка на территории Черепановского района, заключенный между администрацией Черепановского района Новосибирской области и Костюковым ЮН, согласно которому Костюкову Ю.Н. в аренду передан земельный участок с кадастровым номером категория земель -земли населенного пункта, разрешенное использование –для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ________ общей площадью 2380 кв.м.(л.д.8-9)

Постановлением администрации Черепановского района Новосибирской области от (дата). Костюкову Ю.Н. вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду.(л.д.7)

Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от (дата). земельный участок с кадастровым номером общей площадью 2380 кв.м., расположенный по адресу: ________, относится к землям населенного пункта, разрешенное использование –для ведения личного подсобного хозяйства.(л.д.11)

Согласно части 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата.

Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (часть 3 статьи 614 ГК РФ).

Согласно ч. 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Что касается арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, то исходя из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за названные участки устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены Правительством РФ в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Указанные принципы являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Из вышеуказанного постановления следует, что в соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

В указанные периоды расчета суммы задолженности по арендной плате действовали: с (дата). и по (дата). - Постановление администрации Новосибирской области от 26 мая 2014 г. № 213-п «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена»; с (дата). и по настоящее время - Постановление Правительства Новосибирской области от 10 июня 2015 г. № 219-п «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области».

Поэтому при проверке правильности исчисления представленного представителем ответчика расчета суммы задолженности по уплате арендной платы суд применяет положения указанных Постановлений.

Согласно п.13 Постановления администрации Новосибирской области от 26 мая 2014 г. № 213-п «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена» пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя осуществляется по следующим основаниям:

1) в соответствии с указанным в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уровнем инфляции - ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, арендная плата изменяется на размер уровня инфляции, указанного на соответствующий финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды;

2) в связи с переоценкой кадастровой стоимости земельного участка;

3) в связи с изменением размера земельного налога.

В случае переоценки кадастровой стоимости земельного участка либо изменения размера земельного налога пересмотр арендной платы в соответствии с указанным в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уровнем инфляции не производится.

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (ст.431 ГК РФ).

Как усматривается из п.2.2 Договора аренды размер арендной платы устанавливается сроком на один год с момента подписания договора и в дальнейшем может пересматриваться, но не чаще одного раза в год без согласования с арендатором и без внесения изменений в договор.(л.д.8)

Поскольку договор аренды заключен сторонами (дата)., соответственно пересмотр арендной платы должен осуществляться не ранее (дата).

Статьей 2 постановления Правительства Новосибирской области от 10 июня 2015 г. № 219-п «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области» (далее –Постановление) изменен расчет арендной платы за земельный участки, и с 20.06.2015г. размер арендной платы определяется на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с ч.5 ст.3 Постановления при заключении договора аренды земельного участка арендодатель предусматривает в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В пункте 8 ст.6 Постановления указано что, при заключении договора аренды земельного участка арендодатель предусматривает в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В случае уточнения предусмотренных пунктами 2 - 5 настоящего Порядка условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год и не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка.

При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, арендодатель предусматривает в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год и не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы, и не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка (пункт 9 Постановления в ред. постановления Правительства Новосибирской области от 21.03.2017 N 105-п).

В случае изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 настоящего Порядка, не применяется.

В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу ЗК РФ, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений вышеуказанного Постановления, арендная плата за земельный участок истца подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка данного земельного участка, но не на саму дату оценки, что согласуется с позицией постановление Пленума ВАС РФ N 73, так как изменение стоимости земельного участка является компонентом расчета размера арендной платы, а не изменением порядка расчета, как такового.

Как усматривается из представленных ответчиком отчетов об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование земельными участками , , оценка земельных участков, приведенных в данных отчетах, была произведена (дата)., (дата).).

Таким образом, ответчик, в нарушении положений ст.9, п.6 ст. 8 Постановления, условий заключенного договора аренды от (дата)., произвел в одностороннем порядке переоценку стоимости годовой арендной платы земельного участка за период с (дата). по (дата)., (дата)., поскольку указанными положениями статей и п.2.2. Договора аренды предусмотрено изменение арендной платы не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка; арендная плата за земельный участок истца подлежит перерасчету не ранее чем в (дата).

Доводы представителя ответчика о том, что арендная плата по договору аренды от (дата). подлежит перерасчету за указанные ответчиком периоды, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Кроме того, в представленном расчете задолженности арендной платы имеется арифметическая ошибка расчета общей суммы задолженности, не устраненная ответчиком.

Помимо вышеуказанного, рассматривая вынесенное администрацией Черепановского района Новосибирской области требование об уплате арендной платы от (дата)., суд приходит к выводу о необоснованности и незаконности данного требования, поскольку, как указано в требовании и подтверждается представителем ответчика в возражениях на исковое заявление, данное требование вынесено Администрацией (дата)., в то время как отчет об оценке рыночной стоимости , на основании данных которого произведен расчет изменившейся стоимости арендной платы земельного участка, составлен (дата)

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

В соответствии с абзацем 6 статьи 12 и статьи 13 ГК Российской Федерации признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

Представителем ответчика заявлено требование о взыскании судебных расходов в сумме 1500 рублей на оплату услуг по определению величины годовой арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером: .

Согласно ч. 1и ч.2 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного Кодекса.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении данного требования.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Костюкова ЮН к администрации Черепановского района Новосибирской области о признании требования об уплате арендной платы незаконным, удовлетворить.

Признать требование об уплате арендной платы от (дата)., вынесенной заместителем главы администрации Черепановского района Новосибирской области, незаконным и отменить его.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Черепановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Л.Н. Зенкова

Решение в окончательной форме изготовлено 25.05.2018 года.

Председательствующий судья подпись Л.Н. Зенкова