Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации Дело № 2-337/2013
29 августа 2013 года пос.Пестяки
Пестяковский районный суд Ивановской области в составе председательствующей судьи Киселёвой М.В.
при секретаре Баусовой Л.А.,
с участием истицы ФИО1,
представителя ответчика ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» ФИО2,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОСП «<данные изъяты> Почтамт» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2013 года в пос.Пестяки Ивановской области гражданское дело по иску ФИО1 к ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» о признании приказа №105 ПП/13-15 от 15 апреля 2013 года в части установления размера пособия по безработице в сумме 850 руб. незаконным, обязании установить размер пособия по безработице с 9 апреля 2013 года в соответствии с п.1 ст.33 Закона РФ «О занятости населения в РФ», произвести перерасчет выплаченного на момент вынесения решения судом пособия по безработице, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» о признании приказа №105 ПП/13-15 от 15 апреля 2013 года в части установления размера пособия по безработице в сумме 850 руб. незаконным, обязании установить размер пособия по безработице с 9 апреля 2013 года в соответствии с п.1 ст.33 Закона РФ «О занятости населения в РФ», произвести перерасчет выплаченного на момент вынесения решения судом пособия по безработице, взыскании судебных расходов.
В исковом заявлении ФИО1 ссылается на то, что 29 марта 2013 года она была уволена с должности почтальона отделения почтовой связи <адрес> по собственному желанию, после чего обратилась в ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» с заявлением о признании ее безработной. 15 апреля 2013 года ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» издан приказ №105 ПП/13-15, согласно которому ей назначено пособие по безработице в размере 850 рублей с 9 апреля по 8 октября 2013 года. Истица считает, что размер пособия должен быть назначен ей согласно с п.1 ст.33 Закона РФ «О занятости населения в РФ» в процентном соотношении от среднего заработка, так как в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, она не имела прогулов, не находилась в отпуске без сохранения заработной платы, не болела, ее непрерывный стаж на момент увольнения 1 год 5 месяцев.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении. Пояснила суду, что с 1 ноября 2011 года по 29 марта 2013 года она работала почтальоном в отделении почтовой связи <адрес> ОСП «<данные изъяты> Почтамт». 29.03.2013 г. она уволена по собственному желанию по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ. В течение последних 12 месяцев до увольнения она работала на 0,5 ставки, в связи с чем на момент увольнения ею отработано 26 полных недель при исчислении полного рабочего дня. После увольнения работодатель выдал ей трудовую книжку, о чем она расписалась, поставив дату 29.03.2011 года. За несколько дней до увольнения по ее просьбе бывший начальник почтового отделения ФИО4 по телефону просила бухгалтера ОСП «<данные изъяты> почтамт» выдать для нее (ФИО1) справку о зарплате для предоставления в ЦЗН, но работодатель в день увольнения не выдал ей таковую. 2 апреля 2013 года она повторно обращалась с этой же целью к бухгалтеру Пучежского почтамта. Запрашиваемую справку она получила 5 апреля 2013 года, после чего обратилась в ЦЗН для постановки на учет в качестве безработной. В ЦЗН она предоставила документы бухгалтеру ФИО6, последняя указала ей, что справка о зарплате с места работы составлена неверно и это следует устранить. В указанный день к специалисту ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» с заявлением о постановке на учет в качестве безработной она не обращалась из-за отсутствия надлежащей справки о зарплате. С письменным заявлением о выдаче справки о зарплате она к бывшему работодателю не обращалась. Такую справку ей прислали 8 апреля 2013 года по ее устному запросу по телефону, и 9 апреля 2013 года она вновь поехала в ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» и написала заявление для регистрации в качестве безработного. Приказом руководителя ЦЗН с 9 апреля 2013 года она признана безработной, и ей назначено пособие по безработице в минимальном размере. С размером пособия она не согласна, полагая, что на момент безработицы имела полных 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Истица полагает, что имеет право на получение пособия по безработице, исчисленного в процентном соотношении к среднему заработку в соответствии со ст.33 ФЗ «О занятости населения», так как своевременно не обратилась в ЦЗН из-за отсутствия справки о средней заработной плате по вине работодателя.
Представитель ответчика ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала, обстоятельства на которые истица ссылается в обоснование иска, не оспаривает. ФИО2 пояснила суду, что на начало безработицы (день признания безработной) - ФИО1 не имела полных 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). ФИО1 работала в течение 12 месяцев предшествовавших началу безработицы с 9 апреля 2013 года на 0,5 ставки, поэтому у нее вышло менее 26 недель с полным рабочим днем. В связи с этим ФИО1 назначен минимальный размер пособия по безработице. Согласно ч.1 ст.33 ФЗ «О занятости населения» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в процентном отношении к их среднему заработку. Согласно ст.30 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Пособие по безработице во всех иных случаях, в частности, гражданам стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. В связи с этим ФИО1 назначено пособие в минимальном размере. 9 апреля 2013 года на основании личного заявления ФИО1 зарегистрирована в ЦЗН в качестве ищущей работу. По истечении 11 дней она из-за отсутствия вариантов для трудоустройства признана безработной.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОСП «<данные изъяты> Почтамт» ФИО3 исковые требования ФИО1 не поддержал. Обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование требований, не оспаривает. ФИО3 пояснил суду, что с письменным заявлением о выдаче справки о зарплате для предоставления в ЦЗН ФИО1 в ОСП «<данные изъяты> Почтамт» не обращалась. Таковая справка ей предоставлена с датой от 2 апреля 2013 года по ее устной просьбе. Справка о заработной плате работодателем выдается работнику по письменному заявлению последнего в течение 3 дней с момента подачи такового заявления, в связи с чем, им проведена беседа с ответственными за выдачу справок лицами по недопущению случаев выдачи справок по устному обращению работников.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истицы ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено следующее.
В период с 1 ноября 2011 года по 29 марта 2013 года ФИО1 работала почтальоном в отделении почтовой связи д.<адрес> ОСП «<данные изъяты> Почтамт» на 0,5 ставки, имея неполный рабочий день.
В течение последних 12 месяцев до увольнения, согласно справке работодателя от 2.04.2013 года о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице ФИО1 на условиях неполного рабочего дня с перерасчетом на полный рабочий день имела 26 недель, ее средний заработок составил 3 394 руб. 56 коп.
Из приказа руководителя ОСП «<данные изъяты> почтамт» 29.03.2013 г. следует, что ФИО1 уволена по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
В течение последних 12 месяцев до увольнения она работала на 0,5 ставки, в связи с чем на момент увольнения ею отработано 26 полных недель при исчислении полного рабочего дня (в году 52 календарных недели).
После увольнения работодатель выдал ей трудовую книжку, о чем она расписалась, поставив дату 29 марта 2013 года. За несколько дней до увольнения ФИО1 через ФИО15. в устной форме по телефону обращалась к бухгалтеру ОСП «<данные изъяты> почтамт» для выдачи ей справки о зарплате.
2 апреля 2013 года ФИО1 повторно обратилась по телефону к бухгалтеру <данные изъяты> почтамта ФИО10 с просьбой выдать вышеуказанную справку.
5 апреля 2013 года ФИО1 получив требуемую справку, обратилась в ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» с необходимыми документами для постановки на учет в качестве безработной. В ЦЗН ФИО4 получила консультацию от бухгалтера о том, что справка с места работы о зарплате неверная и ее следует переделать. При этом заявление о постановке ее на учет в ЦЗН в качестве ищущей работу, безработной она не писала.
В тот же день ФИО1 повторно по телефону попросила главного бухгалтера ОСП «<данные изъяты> почтамт» выдать правильно составленную справку. Таковую ей выдали 8 апреля 2013 года, после чего она 9 апреля 2013 года обратилась с заявлением в ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» для постановки на учет в качестве ищущей работу в целях признания в дальнейшем ее безработной и получения пособия по безработице. При этом ею были представлены в ЦЗН все необходимые документы - копия трудовой книжки, диплома, паспорта, справка о заработной плате.
9 апреля 2013 года на основании личного заявления ФИО1 зарегистрирована в ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» в качестве ищущей работу.
Приказом директора ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» от 15 апреля 2013 года №105ДТ/13-1 ФИО1 с 9 апреля 2013 года признана безработной, по приказу №105ПП/13-15 ей назначено пособие по безработице в размере 850 рублей с 9 апреля 2013 года по 8 октября 2013 года. С данными приказами ФИО1 была ознакомлена 15.04.2013 г.
ФИО1, не согласившись с размером назначенного ей пособия и др. обстоятельствами, обращалась в прокуратуру Пестяковского района с жалобой на действия ЦЗН по назначению ей минимального размера пособия по безработице. По результатам проверки прокуратурой района нарушений в данной части не установлено, что следует из письма прокурора от 17.07.2013 года №24ж-13.
Установленные в судебном заседании обстоятельства не оспариваются сторонами.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1.
В силу ст.3 вышеуказанного ФЗ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Гражданин по закону считается безработным только после регистрации в службе занятости.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан») регулирует порядок регистрации безработных граждан.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Изложенное выше следует из п.2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1.
Из п.1 ст.30 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Согласно п.2 данного Закона пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
В соответствии со ст.33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента; во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.10.2012 № 1031 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год» на 2013 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.
Доводы истицы о том, что ее требования подлежат удовлетворению, так как она несвоевременно, спустя несколько дней обратилась в ЦЗН для постановки на учет в качестве безработной из-за отсутствия надлежаще оформленной справки о средней заработной плате за последние 3 месяца, суд не принимает во внимание по следующем основаниям.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п.1 ст.30 Закона «О занятости населения в РФ»).
Из ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» следует, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. А само решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее одиннадцати дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
В соответствии с п.2 ст.30 Закона «О занятости населения в РФ» пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Изложенные нормы права указывают, что отсутствие справки о заработной плате не препятствовало истице своевременно обратиться с заявлением в ЦЗН для регистрации в качестве ищущей работу в целях постановки на учет в качестве безработной. При этом суд учитывает, что регистрация гражданина в качестве безработного в целях назначения ему пособия по безработице носит заявительный характер и прежде чем признать гражданина безработным, органы ЦЗН регистрируют его в качестве ищущего работу.
Доводы истицы, что на начало безработицы она имела полных 26 рабочих недель в течение 12 месяцев необоснованные по следующим основаниям.
По общему правилу пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему месту работы, за три последних месяца работы. В п.1 ст.30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» даны обстоятельства, доказанность которых позволяет вынести решение о выплате пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку уволенного гражданина. Такими обстоятельствами являются: наличие у гражданина стажа работы на условиях полного рабочего времени в течение 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы или наличие у гражданина оплачиваемой работы на условиях неполного рабочего времени в пересчете равного 26 календарным неделям полного рабочего времени в течение 12 месяцев, которые предшествовали безработице. Следовательно, условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26 календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев, предшествовавших признанию гражданина безработным.
Учитывая вышеуказанное, и то, что на начало безработицы - 9 апреля 2013 года ФИО1 не имела в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), то ее исковые требования о признании приказа №105 ПП/13-15 от 15 апреля 2013 года в части установления размера пособия по безработице в сумме 850 руб. незаконным, обязании установить размер пособия по безработице с 9 апреля 2013 года в соответствии с п.1 ст.33 Закона РФ «О занятости населения в РФ» не подлежат удовлетворению.
Учитывая то, что требование истицы о проведении перерасчета выплаченного на момент вынесения решения судом пособия по безработице производное от вышеуказанных требований, то и оно не подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что в удовлетворении требований ФИО1 следует отказать то, согласно положению ст.98 ГПК РФ, и ее требования о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате госпошлины не должны быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОГКУ «<данные изъяты> ЦЗН» о признании приказа №105 ПП/13-15 от 15 апреля 2013 года в части установления размера пособия по безработице в сумме 850 руб. незаконным, обязании установить размер пособия по безработице с 9 апреля 2013 года в соответствии с п.1 ст.33 Закона РФ «О занятости населения в РФ», произвести перерасчет выплаченного на момент вынесения решения судом пособия по безработице, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись М.В.Киселева