ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-337/2021 от 08.06.2021 Тотемского районного суда (Вологодская область)

№ 2-337/2021

УИД 35RS0022-01-2021-000112-33

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.им.Бабушкина 08 июня 2021 года

Тотемский районный суд Вологодской области в составе

председательствующего судьи Варловой Е.С.,

при секретаре Поповой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области к Быстрову Валерию Ивановичу о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (далее – Департамент, истец) обратился в суд с иском к Быстрову В.И., в котором просит взыскать с ответчика задолженность перед бюджетом Вологодской области по предоставленному гранту в размере 5969050 рублей, по субсидии – 4753 рубля, всего 5973803 рубля.

В обоснование требований указав, что в соответствии с Положением о порядке выделения субсидий в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие семейных ферм в Вологодской области на 2012-2020 годы», утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 21.09.2011 № 1158, и соглашением о предоставлении и использовании гранта от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Соглашение № 2), Департаментом Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Быстрову В.И. (далее - Глава КФХ Быстров В.И.) предоставлен грант в размере 7583000 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства Вологодской области от 21.09.2011 № 1158 утратило силу. На участников указанной долгосрочной целевой программы распространяется действие Положения о предоставлении грантов (субсидий) на развитие семейных животноводческих ферм в Вологодской области на 2013-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2013 № 320. Департаментом условия Соглашения выполнены и Главе КФХ Быстрову В.И. перечислены денежные средства. В нарушение подп. 2.2.1. Соглашения № 2 Быстровым В.И. не выполнены в 2015 году целевые индикаторы по поголовью и производству продукции, их среднее значение составило 9,64%. А также в нарушение п. 2.2.4 Соглашения Глава КФХ Быстров В.И. не осуществлял деятельность в течение не менее 5 лет со дня получения гранта. В силу п. 3.5 Положения и п. 4.3, 4.4 Соглашения Глава КФХ обязан возвратить сумму гранта. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 09.12.2014 с Быстрова В.И. в пользу Департамента частично взыскана сумма гранта в размере 1583950 рублей. В рамках исполнительного производства взысканий не производилось, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено, в связи с признанием ИП Быстрова В.И. банкротом. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведен частичный возврат средств гранта в размере 30000 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ). Остаток задолженности по гранту составил 5969050 рублей.

Кроме того, между Департаментом и индивидуальным предпринимателем - Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Быстровым В.И. (далее - ИП - Глава КФХ Быстров В.И.) ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее – Соглашение ), согласно которому Департаментом предоставлена ИП - Главе КФХ Быстрову В.И. целевая субсидия в размере 12127 рублей, а Быстров В.И. обязался выполнить целевые показатели по производству молока в 2015 году 182 тонны. Денежные средства Департаментом перечислены, что подтверждается платежными поручениями. Целевые показатели выполнены в 2015 году на 60,8%. Согласно п. 4.3 Соглашения в случае неполного выполнения целевых показателей, должник обязан возвратить часть суммы предоставленной субсидии. Согласно расчету, возврату подлежит 4753 рубля.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ИП – Главы КФХ Быстрова В.И. определением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по гранту в сумме 7553000 (с учетом частичного возврата в сумме 30000 рублей), а также задолженность по субсидии в размере 4753 рубля признаны обоснованной и включены в реестр требований кредиторов. Определением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ИП – Главы КФХ Быстрова В.И. прекращено. В счет возмещения задолженности в бюджет области денежных средств не поступало.

ДД.ММ.ГГГГ Быстров В.И. прекратил деятельность в качестве ИП – Главы КФХ.

Заочным решением Тотемского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Определением Тотемского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, возобновлено производство по настоящему гражданскому делу.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик Быстров В.И. в судебном заседании с иском не согласился, показал, что при сдаче молока на молочный комбинат ИП ФИО3 занижала его сортность, приобретала по более низкой цене, в рамках исполнительных производств с 2013 года описывались коровы, в счет погашения задолженности списывались денежные средства со счета, на который был перечислен гранд. Указанные обстоятельства привели к снижению поголовья скота, снижению выработки молока, а следовательно и прекращению деятельности в качестве КФХ до истечении пятилетнего срока с момента получения гранта. Он был вынужден сдавать коров на мясокомбинат с целью получения денежных средств для оплаты задолженностей по исполнительным производствам, так как при оценке скота судебными приставами, их принимали по меньшей стоимости. Другого предприятия для реализации молочной продукции не искал, так как администрация района просила о продаже продукции на предприятие района, однако, дотаций никаких он не получал. Также показал, что имелись денежные обязательства перед ФИО4, ФИО5, банком, для погашения задолженностей по которым вынужден был продавать коров.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Постановлением Правительства Вологодской области от 21.09.2011 № 1158 утверждено Положение о порядке выделения грантов (субсидий) и субсидий в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие семейных ферм в Вологодской области на 2012-2020 годы».

Согласно п. 4.4.3 указанного Положения в случае невыполнения целевых индикаторов за отчетный год не более чем на 50% объем потребности в субсидиях уменьшается из расчета 5% за каждый процентный пункт невыполнения целевого индикатора. Решение об уменьшении объема потребности в субсидиях не будет приниматься в случае, если установленные значения целевых показателей не были достигнуты при наличии обстоятельств непреодолимой силы.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и Главой КФХ Быстровым В.И. заключено Соглашение , согласно которому Главе КФХ Быстрову В.И. предоставлен грант на создание и развитие на территории области крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в сумме 7583000 рублей.

В силу п.2.2 Соглашения Глава КФХ Быстров В.И. принял на себя обязательства выполнить целевые индикаторы на 2015 год по поголовью скота 200 голов, по продуктивности - 4100 кг, по производству продукции – 574 тонны (подп. 2.2.1); осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта (подп. 2.2.5).

Пунктами 4.3, 4.4 Соглашения предусмотрен возврат средств, составляющих сумму гранта, при невыполнении целевого индикатора (п. 2.2) за один год более чем на 50% (п. 4.3) и при неисполнении подп. 2.2.2-2.2.6 (п. 4.4).

Факт предоставления гранта в сумме 7583000 рублей ответчиком не оспаривается.

С 01.01.2013 постановление Правительства Вологодской области от 21.09.2011 № 1158 утратило силу.

В целях реализации подпрограммы «Развитие семейных животноводческих ферм в Вологодской области на 2013 - 2020 годы» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 22.10.2012 № 1222, постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2013 № 320 утверждено Положение о предоставлении грантов (субсидий) на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Положение).

Указанное Положение в силу п.6 постановления Правительства Вологодской области от 25.03.2013 № 320 распространяет свое действие и на участников долгосрочной целевой программы «Развитие семейных ферм в Вологодской области на 2012-2020 годы».

Постановлением Правительства Вологодской области от 16.09.2013 № 937 «О внесении изменений в постановление Правительства Вологодской области от 25.03.2013 № 320» исключен целевой показатель «Продуктивность».

В силу п. 4.2 Положения в случае предоставления недостоверных сведений (документов) на получение грантов, нарушения целей и порядка предоставления гранта, условий, предусмотренных пунктом 3.1 Положения, подпунктами 2.2.1 - 2.2.7 пункта 2.2 соглашения о предоставлении и использовании гранта, средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение подп. 2.2.1. Соглашения Главой КФХ Быстровым В.И. не выполнены в 2015 году целевые индикаторы по поголовью и производству продукции (поголовье – 0 голов, производство продукции – 110,7 тонны), их среднее значение составило 9,64%, то есть менее 50%, что подтверждается отчетом от ДД.ММ.ГГГГ «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота».

В нарушение п. 2.2.4 Соглашения Глава КФХ Быстров В.И. не осуществлял деятельность в течение не менее 5 лет со дня получения гранта (ДД.ММ.ГГГГ), поскольку решением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ признан несостоятельным (банкротом).

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведен частичный возврат средств гранта в размере 30000 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А13-9651/2014 с Быстрова В.И. в пользу Департамента взыскан неиспользованный грант в размере 1583950 рублей.

В рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Быстрова В.И. в пользу взыскателя Департамента сельского хозяйства Вологодской области с предметом исполнения - задолженность по гранту в сумме 1583950 рублей, взысканий не производилось, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено, в связи с признанием должника банкротом.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы КФХ Быстрова В.И. Департаментом направлено уведомление о возврате гранта в сумме 5999050 рублей, в связи с неисполнением принятых на себя обязательств.

Как установлено судом, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ИП – Главы КФХ Быстрова В.И. определением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по гранту в сумме 7553000 (с учетом частичного возврата в сумме 30000 рублей) признана обоснованной и включена в реестр требований кредиторов.

Определением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ИП – Главы КФХ Быстрова В.И. прекращено.

Из иска следует, что в счет возмещения задолженности в бюджет области денежных средств не поступало. Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нецелевое использование средств гранта в сумме 1583950 рублей установлено решением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А13-9651/2014. Указанные обстоятельства повторному доказыванию не подлежат в силу части 3 статьи 61 ГПК РФ.

Остаток задолженности Быстрова В.И. по предоставленному гранту составил 5969050 рублей (7583000 руб. – 1583950 руб. – 30000 руб.). В указанной части Быстровым В.И. принятые на себя обязательства по Соглашению не исполнены.

Доводы ответчика о том, что невыполнение обязательств связано с наличием иных задолженностей, взыскиваемых в рамках возбужденных исполнительных производств, описью коров, необходимостью продажи их на мясо и субпродукты, с целью получения денежных средств на уплату задолженностей, судом отклоняются.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Наличие иных неисполненных обязательств не является основанием к освобождению ответчика от исполнения принятых на себя обязательств перед бюджетами разного уровня.

Требования истца о взыскании суммы гранта в размере 5969050 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика субсидии в размере 4753 рубля, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2013 № 323 утверждено Положение о предоставлении субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за счет средств областного бюджета (далее - Положение).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между Департаментом и индивидуальным предпринимателем - Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Быстровым В.И. (далее - ИП - Глава КФХ Быстров В.И.) ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее – Соглашение ) и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к нему, согласно которым Департаментом предоставлена ИП - Главе КФХ Быстрову В.И. целевая субсидия в общей сумме 12127 рублей (6803+5324).

В силу п. 2.1.3 Соглашения ИП - Глава КФХ Быстров В.И. принял на себя обязательства выполнить целевые показатели по производству молока в 2015 году 182 тонны.

Пунктом 4.3 Положения и п. 2.1.5 Соглашения предусмотрен возврат суммы субсидии в случае выполнения целевого показателя (п.2.1.3 Соглашения ) в размере от 50% до 100% от уровня, предусмотренного соглашением, в размере, рассчитанном в порядке п. 4.3 Положения.

Факт предоставления субсидии ответчиком не оспаривается.

Целевые показатели выполнены в 2015 году на 60,8%. Согласно п. 4.3 Соглашения в случае неполного выполнения целевых показателей, должник обязан возвратить часть суммы предоставленной субсидии. Согласно расчету, возврату подлежит 4753 рубля.

Согласно отчету ИП - Главы КФХ Быстрова В.И. о производстве, реализации и (или) отгрузке на собственную переработку молока за 2015 год, объем производства коровьего молока составил 110,7 тонны, при целевом показателе, установленном соглашением – 182,0 тонны, что составляет 60,8%.

Из расчета, представленного истцом, сумма субсидии, подлежащая возврату составляет 4753 рубля (12127 рублей (сумма субсидии)/100*39,2%(невыполненный целевой показатель). Указанный расчет судом проверен, признан верным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика неосвоенной субсидии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о неисполнении принятых на себя обязательств в силу уменьшения поголовья скота, снижением выработки молока, наличием исполнительных производств, судом отклоняются, поскольку не освобождают ответчика от исполнения обязательств. Указанные обстоятельства относятся к рискам предпринимательской деятельности в силу ст. 2 ГК РФ.

В соответствии со ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Бабушкинского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 38096 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области удовлетворить.

Взыскать с Быстрова Валерия Ивановича в пользу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области задолженность по гранту на создание и развитие на территории области крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 5 969 050 (Пять миллионов девятьсот шестьдесят девять тысяч пятьдесят) рублей, задолженность по субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока - 4753 (Четыре тысячи семьсот пятьдесят три) рубля, всего 5 973 803 (Пять миллионов девятьсот семьдесят три тысячи восемьсот три) рубля.

Взыскать с Быстрова Валерия Ивановича в доход бюджета Бабушкинского муниципального района государственную пошлину в размере 38069 (Тридцать восемь тысяч шестьдесят девять) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.С. Варлова