<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
Дело № 2-337/2022
УИД-66RS0003-01-2021-006065-60
Мотивированное решение изготовлено 31.01.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 24 января 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зариповой И.А., при секретаре судебного заседания Патраковой П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуДанькива Александра Васильевича к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о признании незаконным решения, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, состоит на воинском учете в военном комиссариате Таврического и Нововаршавского районов Омской области. Будучи гражданином СССР, проходил действительную (срочную) военную службу по призыву в СССР с ноября 1990 года по декабрь 1992 года. В период прохождения им военной службы истец был направлен в период с сентября по декабрь 1992 года в Республику Таджикистан на таджикско-афганскую границу, где согласно международным договорам с участием Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации «О мерах по урегулированию конфликта на Таджикско- Афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации» и приказам своих командиров (начальников) истец выполнял задачи по охране и обороне государственной границы СССР в составе своего воинского подразделения (группы), приданного подразделению ФСБ России, в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в республике Таджикистан в период с сентября по декабрь 1992 года.Истец обратился в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства) с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Однако в выдаче удостоверения ветерана боевых действий комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий истцу отказано. Комиссия мотивировала свой отказ тем, что войсковая часть 32363 в период выполнения истцом задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженномконфликте на территории Республики Таджикистан в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входила и являлась воинской частью Вооруженных Сил Республики Казахстан; из чего следует, что войсковая часть 32363 и заявитель направлялись для участия в боевых действиях в Республику Таджикистан органами государственной власти Республики Казахстан; отнесение к ветеранам боевых действий лиц, направлявшихся для участия в боевых действиях органами государственной власти Республики Казахстан, Законом не предусматривается.По мнению истца, оспариваемые решения, действия комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий заключаются в необоснованном отказе ему в оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий.Согласно сведениям из военного билета гражданина СССР и учетной карточки к военному билету:20 ноября 1990 года истец был призван на действительную срочную военную службу Октябрьским районным Военным комиссариатом г. Омска Министерства обороны СССР (на основании Указа Президента СССР); для прохождения военной службы был направлен в войсковую часть полевая почта 16407 Западной Группы Войск (Германия);военную присягу СССР принял 28 ноября 1990 года в войсковой части полевая почта 16407 Западной Группы Войск (другой военной присяги иного государства не принимал); проходил военную службу весь ее период в одной и той же воинской части: 35-ой отдельной гвардейской десантной штурмовой бригаде, которая в период с ноября 1990 года кратко наименовалась как войсковая часть полевая почта 16407 и дислоцировалась в г. Котбус ГДР (Западная ГрупПа Войск Вооруженных Сил Министерства обороны СССР), а в период с апреля 1991 года наименовалась как войсковая часть 32363, при этом, была выведена из ГДР и дислоцирована в г. Капчагай Алма-Атинской области Казахской ССР (Туркестанский военный округ Вооруженных Сил Министерства обороны СССР); в период с 10 сентября по 10 декабря 1992 года в составе войсковой части 32363 был направлен командованием в республику Таджикистан, где принимал участие в охране государственной границы (беспрекословно выполнил приказы командиров и начальников), по окончании военной службы поставленпоставлен на учет Октябрьским районным военным комиссариатом г. Омска 12 декабря 1992 года. Впериодпрохожденияслужбыпринималучастиевохранегосударственнойграницы вреспубликеТаджикистанвпериодс 10 сентябряпо 10 декабря 1992 годавсоставевойсковойчасти 32363 вподчиненииподполковникаНовиковаАлександраМихайловича.Истец призывался на военную службу в Вооруженные Силы СССР, принимал военную присягу на верность родине - СССР, никакой другой воинской присяги не принимал, уволен в запас в Российской Федерации и никогда не являлся гражданином Казахстана или какой-либо другой страны кроме как СССР и РФ, направляясь в район боевых действий в республику Таджикистан, беспрекословно выполнял приказы своих командиров и начальников в соответствии с принятой им военной присягой. В республике Таджикистан на Таджикско-Афганской границе подразделение истца прибывало на сборный пункт Халкояр (учебный центр войсковой части 2066), где его подразделение распределяли по группам, и группами придавали на усиление 48-му Пянджскому погранотряду ФСБ России.На основании изложенного просит признать незаконным решение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», отраженное в протоколе № 816 от 23 апреля 2021 года, об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признать, что истец является ветераном боевых действий в связи с участием в период с сентября по ноябрь 1992 года в Республике Таджикистан, возложить обязанность на комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» повторно рассмотреть вопрос о выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий.
Истец, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика и третьих лиц Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий,Министерства обороны Российской Федерации, ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в исковом заявлении, просил в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что военным комиссариатом Омской области проводилась работа по розыску архивных данных, подтверждающих непосредственное участие ФИО1 в боевых действиях в Республике Таджикистан в период с сентября по декабрь 1992 года.Однако, из ответа Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации следует, что документы войсковой части № 32363 за 1992 год на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали.Материалами настоящего гражданского дела подтверждается факт прохождения ФИО1 военной службы по призыву в период с ноября 1990 года по декабрь 1992 года, однако, войсковая часть № 32363, в которой истец проходил службу отсутствует в Перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, данная войсковая часть в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входила и являлась войсковой частью Вооруженных Сил Республики Казахстан. Доказательства, подтверждающие факт направления истца в другое государство по решению органов государственной власти (органами военного управления) СССР, Российской Федерации материалы дела не содержат.Доводы истца о том, что войсковая часть № 32363, к которой истец был прикомандирован и в составе которой выполнял задачи по обороне границы, находилась в ведении органов государственной власти Российской Федерации, не может быть признана состоятельной, так как не опровергает того обстоятельства, что само решение о прикомандировании истца в войсковую часть № 32363 принято органом, не относящимся к органам государственной власти СССР, Российской Федерации.Как следует из материалов дела, приказов о непосредственном участии ФИО1 в боевых действиях в Республике Таджикистан как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время не имеется. Представленные истцом документы не содержат сведений о его участии в боевых действиях, в них имеется информация о прохождении истцом военной службы и выполнении задач в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан в период с сентября по декабрь 1992 года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Омской области»,будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что 02.04.2021 Военным комиссариатом Омской области материалы на истца о выдаче удостоверения ветерана боевых действий были собраны и направлены в комиссию Центрального военного округа для принятия решения.Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны Республики Казахстан Д.А.ВБ. был направлен для охраны южных границ Республики Таджикистан на основании приказа Министра обороны Республики Казахстан.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга. При таких обстоятельствах суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники М-ны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением № 1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III названного Перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе боевые действия в Республике Таджикистан с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
В соответствии с п. 1 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595 в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач врайонах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела,сержант запаса Д.А.ВБ. состоит на воинском учете в военном комиссариате Таврического и Нововаршавского районо Омской области, будучи гражданином СССР, проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР в период с ноября 1990 года по декабрь 1992 года.
Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны Республики Казахстан, Д.А.ВБ. был направлен для охраны южных границ Республики Таджикистан на основании приказа Министра обороны Республики Казахстан в период с 10.09.1992 по 10.12.1992 в Республику Таджикистан на Таджикско-Афганскую границу, где выполнял задачи по охране и обороне государственной границы СССР.
В военном билете истца имеется запись о прохождении службы в войсковой части № 32363 с 28 ноября 1990 года по 10 декабря 1992 года. На основании приказа командира войсковой части 32363 от 10 декабря 1992 года № 262 истец уволен со службы в запас и направлен в Октябрьский районный военный комиссариат города Омска.
15.02.2021 ФИО1 обратился в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий».
В соответствии с заключением от 23 апреля 2021 года № 816 комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий заявителю отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку войсковая часть 32363, в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входила и являлась воинской частью Вооруженных Сил Республики Казахстан, отнесение к ветеранам боевых действий лиц, направлявшихся для участия в боевых действиях органами государственной власти Республики Казахстан, Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не предусматривается.
Из ответа Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации следует, что документы войсковой части № 32363 за 1992 год на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали.
Согласно ответу ФКУ «Центральный пограничный архив Федеральной службы документальные материалы войсковой части 32363 Центральный пограничный архив ФСБ России не хранит.
Как следует из ответа Министерства обороны Российской Федерации, войсковая часть – полевая почта 16407 (35 отдельная десантно-штурмовая бригада) по состоянию на 01 января 1990 года входила в состав Вооруженных сил СССР и дислоцировалась на территории Германии (г.Кобус). К 1 июля 1991 года указанная воинская часть передислоцирована на территорию Казахстана (г. Капчагай, Алма-Атинская область) с заменой условного наименования на «Войсковая часть 32363». В январе 1992 года войсковая часть 32363 вошла в состав Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств, в мае того же года вошла в состав вооруженных сил Казахастана.
Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны Республики Казахстан в приказе командира войсковой части 32363 от 11 сентября 1992 года № 195, г. Капчагай, значится: 1 параграф 23. В соответствии с приказом МО РК № 161 от 7.09.922 г. нижепоименованный л/с части полагать убывшими 10 сентября 1992 г.: п. 132. Сержанта ФИО1, номера расчета 3 мб; с 11 сентября 1992 г. снять с котлового довольствия, выдать сухой паек на 3 суток. Основание: приказ МО РК № 161 от 7.09.92 г.Основание: ЦА МО РК ф. 828, оп. 6830, д. 22, л. 40. В приказе командира войсковой части 32363 от 10 декабря 1992 года № 262, г. Капчагай значится:параграф 10. Полагать прибывшим 10 декабря 1992 г. нижепоименованный л/с части: Сержанта ФИО1, командира отделения 3 мб; с 10 декабря 1992 г. поставить на котловое довольствие.Основание: приказ командира части. Основание: ЦА МО РК ф, 828, оп. 6830, д. 24, л. 58 (обр).
В приказе Министра обороны Республики Казахстан (по личному составу) от 7 сентября 1992 года № 161, гор. Алма-Ата, значится: «О выделении личного состава для охраны южных границ»: в соответствии с Заявлением глав государств Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Кыргызстан в связи с последними событиями Республике Таджикистан, руководствуясь нормами морали и международного права, принципами гуманности и положениями Договора о коллективной безопасности, подписание в г. Ташкенте 15 мая сего года шестью государствами, в том числе и Республикой Таджикистан, всоответствии с Хельсинскими соглашениями, Парижской партией, принципа ООН и СБСЕ, Всеобщей декларацией прав человека, интересами мира и стабильности регионе, - приказываю:1. командиру 35 овдбр для охраны южных границ Республики Таджикистан направить один воздушно-десантный батальон, со штатным стрелковым оружием, без исключения из списков части. Основание: ЦА МО РК ф. 839, оп. 11316, д. 4, л. 56.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2018 года № 3107-0, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 595 вместе с заявлением (рапортом) предоставляются копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечениибоевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач.
В силу п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел, соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону «О ветеранах», раздел III).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих в боевых действии устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
Представленными истцом в суд доказательствами подтверждается факт прохождения военной службы в период с сентября по ноябрь 1992 года в Республике Таджикистан, однако из ответов вышеуказанных органов следует, что войсковая часть 32363 отсутствует в Перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта в Республике Таджикистан войсковая часть 32363 в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входила и являлась войсковой частью Вооруженных Сил Республики Казахстан.
При этом Соглашением о Коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению (Москва, 24 сентября 1993 года) было определено, что термин "Коллективные миротворческие силы" (КМС) означает воинские формирования Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и других государств - участников Содружества Независимых Государств с их вооружением, боеприпасами, военной техникой и имуществом, выделенные государствами - участниками для выполнения задач по стабилизации обстановки и поддержания мира и находящиеся под Объединенным командованием (ОК КМС). Государства - участники выделяют в состав КМС согласованное количество сил и средств и несут самостоятельную ответственность за комплектование, обучение, подготовку, финансирование и материально-техническое обеспечение выделенных в состав КМС сил и средств.
Доказательства, подтверждающие факт направления истца в другое государство по решению органов государственной власти (органами военного управления) СССР, России отсутствуют.
Таким образом, в связи с отсутствием доказательств, бесспорно свидетельствующих о направления заявителя в другое государство органами государственной власти (органами военного управления) СССР, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Как следует из материалов дела, приказов о непосредственном участии истца в боевых действиях в Республике Таджикистан как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время не имеется. Представленные истцом документы не содержат сведений о его участии в боевых действиях, в них имеется информация о прохождении истцом военной службы и выполнении задач в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан в период с сентября - ноябрь 1992 года. То обстоятельство, что истец находился на территории, на которой проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях и возложения на ответчика обязанности выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
Довод истца о том, что он, будучи призванным в Вооруженные Силы СССР, продолжая военную службу на территории РеспубликиКазахстан после прекращения существования СССР, сохранял статус российского военнослужащего и никогда гражданином Казахстан не являлся, также не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворении исковых требований.
При таком положении дел исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требованияДанькива Александра Васильевича к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» о признании незаконным решения, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.А. Зарипова