ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-337/2023 от 04.12.2023 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

Уникальный идентификатор дела

11RS0018-01-2023-000429-23

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 04 декабря 2023 года по делу № 2-337/2023

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Барбуца О.В.,

при секретаре судебного заседания Решетиной О.Н.,

с участием истца (ответчика по встречному иску) Гуляева В.А.,

ответчиков (истцов по встречному иску) Липиной Н.В., Уляшевой Е.А., Малышевой Е.В., Ракиной В.Д.,

представителя ответчика по встречному иску – администрации муниципального района «Усть-Куломский» Генрих О.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации сельского поселения «Усть-Кулом» Касевой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Гуляева В.А. к Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , Ракиной В.Д. о возложении обязанности произвести демонтаж построек и убрать бытовой мусор, встречному исковому заявлению Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , Ракина В.Д. к Гуляеву В.А. , Северному филиалу публично-правовой компании «Роскадастр», администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании недействительными результаты межевания, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка, отмене постановления об утверждении карты-плана территории кадастрового квартала,

установил:

Гуляев В.А. обратился в суд с иском к Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , Ракиной В.Д. о возложении обязанности произвести демонтаж построек, расположенных по адресу: Республика Коми, <адрес>, и убрать бытовой мусор. В обоснование исковых требований указал, что он является собственником земельного участка площадью 812 +/- 10 кв.м, расположенного по адресу: Республики Коми, <адрес>, кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. На данном земельном участке расположены хозяйственные постройки, которые используются ответчиками в личных целях, а именно: Липиной Н.В. – для дровяника, бани и теплицы, Уляшевой Е.А. – бани, Ракиной В.Д. – бани, Малышевой Е.В. – для дровяника и бани. Правоустанавливающие документы ответчиками не представлены. В виду того, что на его земельном участке расположены хозяйственные постройки, используемые ответчиками, он не может использовать земельный участок в полном объеме. В связи с этим просит обязать ответчиков произвести демонтаж хозяйственных построек и убрать бытовой мусор с земельного участка, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>.

В свою очередь, ответчики Липина Н.В., Уляшева Е.А., Малышева Е.В. , Ракина В.Д. обратились в суд со встречным исковым заявлением к Гуляеву В.А. , Северному филиалу публично-правовой компании «Роскадастр», администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании недействительными результаты межевания, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка, отмене постановления об утверждении карты-плана территории кадастрового квартала. В обоснование исковых требований указали, что границы спорного земельного участка установлены по результатам комплексных кадастровых работ, проведенных акционерным обществом «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский». На данном участке расположены их хозяйственные постройки. В нарушение требований Федерального закона № 477 «О межевании земельных участков» и статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» уточнение границ при межевании земельного участка с ними – соседями, заинтересованными лицами, не согласовывалось. Они не были уведомлены о предстоящем комплексном межевании. В районной газете «Парма гор» от ДД.ММ.ГГГГ была публикация о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, однако в данной информации указаны только номера кадастровых кварталов без указания адресов и конкретных улиц. Никаким иным способом уведомление о проведение кадастровых работ до них не доводилось. На данном участке имеется старый покосившийся забор, который ранее служил границей между земельным участком по адресу: Республика Коми, <адрес>, и земельным участком, расположенным под их постройками. Однако при проведении межевания факт наличия изгороди, являющейся ранее установленной границей, учтен не был. В связи с этим просят признать недействительными результаты межевания земельного участка, по адресу: Республика Коми, <адрес> (кадастровый ), исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка по адресу: Республика Коми, <адрес> (кадастровый ), отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении карты-плана территории кадастрового квартала <адрес>, подготовленных в результате выполнения комплексных кадастровых работ».

Истец (ответчик по встречному иску) Гуляев В.А. в судебном заседании свои исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, с исковыми требованиями истцов по встречному иску не согласился, указав, что он приобрел спорный земельный участок уже с площадью 812 кв.м.

Ответчики (истцы по встречному иску) Липина Н.В., Уляшева Е.А., Малышева Е.В. , Ракина В.Д. с исковыми требованиями Гуляева В.А. не согласились, настаивали на встречных исковых требованиях по доводам, изложенным в исках. В судебном заседании пояснили, что уведомления о проведении кадастровых работ не получали, из объявления в газете не понятно, в отношении каких земельных участков проводились кадастровые работы, поскольку указаны только номера кварталов без указания наименования улиц. Хозяйственными постройками пользуются давно, сведения о них имеются в похозяйственном учете, никто ранее претензии на счет построек не предъявлял. Они желают узаконить хозяйственные постройки.

Представитель ответчика - Северного филиала публично-правовой компании «Роскадастр» надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя компании. В суд представил возражения, из которых следует, что публично-правовая компания «Роскадастр» является универсальным правопреемником АО «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» по всем его правам и обязанностям, в том числе по всем заключенным АО «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» договорам/контрактам. Комплексные кадастровые работы на территории кадастрового квартала проведены субподрядной организацией - филиалом ППК «Роскадастр» по Республике Коми (до ДД.ММ.ГГГГ – филиал ФГБУ «ФКП Россреестра» по Республике Коми) в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Северным филиалом и администрацией муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский». На территории кадастрового квартала проведены комплексные кадастровые работы, по результатам которых на основании карты-плана территории, утвержденной постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о местоположении границ и площади объектов недвижимости, расположенных в указанном квартале, в том числе сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>. Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ использованы документы о правах на объект. В государственном акте на право пожизненного наследуемого владения землей , используемом при выполнении комплексных кадастровых работ в отношении объекта, содержатся сведения о площади и конфигурации земельного участка. Указанный акт является документом-основанием для внесения сведений об объекте как о ранее учтенном. Границы земельного участка с кадастровым номером определялись с учетом фактического использования. Все восемь хозяйственных построек расположены в северной части земельного участка с кадастровым номером вплотную друг к другу (расстояние между контурами хозяйственных построек либо отсутствует, либо составляет менее 1 метра). Следовательно, у исполнителя комплексных кадастровых работ не возникло сомнений в принадлежности данных построек правообладателю земельного участка с кадастровым номером . Возражения от заинтересованных лиц относительно местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в согласительную комиссию не поступали. В отношении представленной для осуществления кадастрового учета карты-плана территории органом регистрации прав проведена правовая экспертиза на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Оснований для приостановления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета не выявлено. Информация об этапах проведения комплексных кадастровых работ является публичной, уполномоченным органом местного самоуправления информационные сообщения исполнителем комплексных кадастровых работ опубликованы в установленном законом порядке в общем доступе, в связи с этим доводы Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , Ракиной В.Д. являются необоснованными. Открытый характер заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ предлагает публичность данного мероприятия. При выполнении комплексных кадастровых работ исполнителем соблюдены все нормы действующего в Российской Федерации законодательства. Правовые основания для удовлетворения требований Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , Ракиной В.Д. отсутствуют.

Представитель администрации муниципального района «Усть-Куломский» (далее - администрация района) Свидетель №3 в судебном заседании встречные исковые требования не признала и пояснила, что постановление администрацией района «Об утверждении схемы земельного участка» Гуляеву В.А. на земельный участок площадью 212 кв.м. не выносилось. В то же время, в 2022 году на территории сельского поселения «Усть-Кулом» в отношении кадастровых кварталов проведены комплексные кадастровые работы. Заказчиком кадастровых работ является администрация муниципального района «Усть-Куломский», исполнителем - акционерное общество «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации». Результаты комплексных кадастровых работ утверждены постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении карты-плана территории кадастрового квартала <адрес> подготовленных в результате выполнения комплексных кадастровых работ». Из представленной информации администрации сельского поселения «Усть-Кулом» ранее спорный земельный участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение ФИО1 согласно постановлению администрации сельского поселения Усть-Куломского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, государственный акт , площадью 600 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь 600 кв.м. подтверждается в чертеже границ земель, находящихся во владении ФИО1 (20x30) при масштабе 1:500. Согласно лицевому счету адреса хозяйства <адрес>, земля, находящая в пользовании граждан (ФИО1), составляет 0,006 га. При выполнении комплексных кадастровых работ границы земельного участка определялись с учетом фактического использования. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером , из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Коми, <адрес>, площадью 812 кв.м, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, зарегистрировано право собственности Гуляева В.А. Площадь земельного участка согласно сведениям ЕГРН (Ркад), 600 кв.м, площадь земельного участка +- величины погрешности определена (вычисления) площади (Р- + Р) 812 кв.м. Оценка расхождения Р и Ркад (Р- Ркад) 212 кв.м. Границы земельного участка установлены на основании комплексных кадастровых работ. Согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществлялось согласительной комиссией. Местоположение границ считается согласованным, если заинтересованное лицо не представило возражений. В соответствии со статьями 5.1, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрацией района проведены публичные слушания по вопросу рассмотрения проектов межевания территорий, кадастровых кварталов, в том числе кадастрового квартала . В адрес согласительной комиссии по согласованию границ земельных участков возражений по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, расположенных в кадастровом квартале с кадастровым номером , от собственника земельного участка и иных лиц не поступало. По результатам комплексных кадастровых работ постановлениями администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории и от ДД.ММ.ГГГГ утверждена карта-план территории кадастрового квартала <адрес>, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ. Отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером в адрес администрации района не поступало. В связи с чем уточненная площадь земельного участка по адресу: Республика Коми, <адрес>, по данным ЕГРН на объект недвижимости составляет 812 кв.м. При этом в уточненных границах земельного участка с кадастровым номером расположены хозяйственные постройки, не относящиеся к личному подсобному хозяйству собственника Гуляева В.А., о чем заявил собственник участка в администрации района. Пользователи хозяйственных построек заинтересованы в узаконивании пользования земельными участками под данными хозяйственными постройками с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. <адрес> поддерживает намерения пользователей спорных хозяйственных построек и считает наиболее оптимальным в сложившейся ситуации принять решение об исправлении реестровой ошибки.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации сельского поселения «Усть-Кулом» Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что при проведении комплексных кадастровых работ исполнителем работ земельный участок, на котором находятся хозяйственные постройки ответчиков Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , Ракиной В.Д. , ошибочно был указан как земельный участок истца Гуляева В.А. При проведении кадастровых работ кадастровому инженеру были представлены все имеющиеся документы на земельные участки, в том числе и государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей, выданный ФИО1 (впоследствии проданный истцу Гуляеву В.А. ), согласно которому площадь земельного участка составляет 600 кв.м. После составления кадастровыми инженерами карты – плана и направления её в администрацию района для согласования выход на спорный земельный участок не был осуществлен, поскольку каких-либо возражений не поступило по спорному земельной участку, осмотреть все земельные участки в натуре не было возможности, поскольку объем карты- плана значительный. После согласования карты – плана и внесения сведений в ЕГРН возник спор по земельному участку. Она совместно с Свидетель №3 выходила на спорный земельный участок, они произвели обмер земельного участка. Земельный участок площадью 600 кв.м располагается рядом с хозяйственными постройками ответчиков, отделяется от них изгородью, которая местами еще сохранилась, и служила границей между земельными участками. Полагает, что в данном случае допущена кадастровая ошибка.

Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Статьей 70 ЗК РФ определено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу пункта 1 части 2 статьи 7, части 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочего, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (пункты 2, 9 части 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).

Частью 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) установлено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Исходя из требований пункта 1 статьи 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав» (далее – постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22), согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества их чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Коми, <адрес> предоставлен в пожизненное наследуемое владение ФИО1 согласно постановлению администрации сельского поселения Усть-Куломского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, государственному акту , общей площадью 600 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства.

Как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения сведений в государственный реестр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ, площадь 600 кв.м.

После смерти ФИО1 указанный земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Республика Коми, <адрес>, по наследству перешли ФИО11 и ФИО10 по <данные изъяты> доле (свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГФИО11 умер. После его смерти <данные изъяты> доля земельного участка площадью 600 кв.м перешла его супруге ФИО12 (свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка у ФИО12 и ФИО10 приобрел истец (ответчик по встречному иску) Гуляев В.А. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).

Установлено, что на спорном земельном участке имеются хозяйственные постройки, которые не принадлежат Гуляеву В.А. Собственниками хозяйственных построек являются ответчики (истцы по встречному иску). Так, Липиной Н.В. принадлежит дровяник, баня, теплица, Уляшевой Е.А. – баня, Ракиной В.Д. – баня, Малышевой Е.В. – дровяник, баня.

В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке; утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ).

На основании пункта 2 части 1 статьи 42.1 Федерального закона № 221-ФЗ под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, указанных в части 1 статьи 42.11 настоящего Федерального закона, земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;

Пунктом 5 части 6 указанной статьи предусмотрено, что комплексные кадастровые работы выполняются с учетом следующих особенностей: в отношении занятых зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов) и не указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части земельных участков, расположенных в границах территории, применительно к которой в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, утвержден проект межевания территории, если образование таких земельных участков предусмотрено данным проектом межевания территории, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с данным проектом межевания территории.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном Федеральным законом № 221-ФЗ и Федеральным законом № 218-ФЗ порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ (статья 42.4 Федерального закона № 221-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 42.6 Федерального закона №221-ФЗ при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется: 1) разработка проекта карты-плана территории; 2) согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу; 3) утверждение карты-плана территории органом, уполномоченным на утверждение карты-плана территории; 4) представление карты-плана территории в орган регистрации прав.

Уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 1.1 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ, в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 42.8 Федерального закона № 221-ФЗ).

Согласно части 1.1 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ определен статьей 42.10 Федерального закона № 221-ФЗ.

В части 8 названной статьи указано, что извещение о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, содержащее, в том числе, уведомление о завершении подготовки проекта карты-плана территории, опубликовывается, размещается и направляется заказчиком комплексных кадастровых работ в случае, если выполнение комплексных кадастровых работ финансируется за счет бюджетных средств, или органом, уполномоченным на утверждение карты-плана территории, в случае, если выполнение комплексных кадастровых работ финансируется за счет внебюджетных средств, способами, установленными настоящим Федеральным законом для опубликования, размещения и направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ, не менее чем за пятнадцать рабочих дней до дня проведения указанного заседания. Примерная форма и содержание извещения о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В силу части 2 статьи 42.7 Федерального закона № 221-ФЗ исполнитель комплексных кадастровых работ направляет извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ по адресам и (или) адресам электронной почты правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости).

Пунктом 1 части 4 статьи 42.7 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что в извещении о начале выполнения комплексных кадастровых работ в соответствии с контрактом на выполнение комплексных кадастровых работ, договором подряда на выполнение комплексных кадастровых работ должны быть указаны, в том числе, сведения о субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании, населенном пункте, уникальные учетные номера кадастровых кварталов, а также иные сведения, позволяющие определить местоположение территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района «Усть-Куломский» (заказчик) и акционерным обществом «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» (исполнитель) заключен муниципальный контракт (далее - муниципальный контракт).

Акционерное общество «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» прекращена деятельность путем реорганизации в форме преобразования (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ).

Правопреемником указанного юридического лица является публично-правовая компания «Роскадастр» (далее – ППК «Роскадастр) в Республике Коми создан Северный филиал ППК «Роскадастр» (лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно разделу 1 муниципального контракта исполнитель обязуется выполнить комплексные кадастровые работы в отношении кадастровых кварталов муниципального района «Усть-Куломский», указанных в техническом задании и подготовить документацию по планировке территории (проект межевания) 4 кадастровых кварталов: (спорный квартал).

В Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью муниципального контракта (приложение ) определены содержание работ, этапы их выполнения исполнителем и объем. Так, согласно пункту 5 Технического задания в результате подготовительного этапа исполнителем предоставляются сведения об уведомлении правообладателей и иных лиц (пункт 5.1.2), исполнитель также обеспечивает выполнение мероприятий, связанных с оповещением заинтересованных лиц (пункт 5.2.1).

В рамках муниципального контракта разработана документация по планировке территории (проект межевания) кадастрового квартала , куда входит спорный земельный участок с кадастровым номером Документация по планировке территории утверждена постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена карта-план территории кадастрового квартала <адрес> подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (л.д. 202).

На основании утверждённых результатов комплексных работ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке кадастровый площадью 812 кв.м.

Установлено, что извещение о проведении заседание согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ опубликовано в газете «Парма гор» ДД.ММ.ГГГГ. В указанной публикации отражены номера кадастровых кварталов, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы. Иных сведений, позволяющих определить местоположение территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, извещение не содержит.

Доказательств того, что истцы по встречному иску были надлежаще извещены о начале выполнения комплексных кадастровых работ, и далее о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, в материалы дела не представлено.

В отсутствие информации о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков истцы по встречному иску Липина Н.В., Уляшева Е.А., Малышева Е.В. , Ракина В.Д. были лишены возможности своевременно ознакомиться с подготовленным проектом межевания и предоставить по нему свои мотивированные возражения.

ППК «Роскадастр» проведено межевание земельного участка с кадастровым номером в ходе которого площадь земельного участка с учетом оценки расхождений увеличена на 212 кв.м, что подтверждается картой-планом территории от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 171,179) и не оспаривается ответчиком администрацией муниципального района «Усть-Куломский».

Таким образом, в результате проведения комплексных кадастровых работ в границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу (ответчику по встречному иску) Гуляеву В.А. , ошибочно включен земельный участок, используемый ответчиками (истцами по встречному иску), которые заинтересованы в узаконивании пользования земельными участками с расположенными на нем хозяйственными постройками в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками по встречным искам - публично-правовой компанией «Роскадастр» и администрацией муниципального района «Усть-Куломский», третьим лицом.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что при проведении комплексных кадастровых работ нарушены права истцов по встречному иску, исковые требования Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , ФИО13 суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>.

Истец Гуляев В.А., являясь собственником спорного земельного участка, считает, что его право на владение и пользование землей нарушено.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права.

Статьей 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 45, 46 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22, следует, что применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статьей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Установлено, что ответчик Липина Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес> (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), ответчик Уляшева Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), ответчик Малышева Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>, доля в праве 1/2 (№ ), ответчик Ракина В.Д. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес> (№ ).

Из технических паспортов на <адрес>, а видно, что дома являются многоквартирными неблагоустроенными с печным отоплением, без центрального водоснабжения.

В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Судом достоверно установлено, что хозяйственные постройки на спорном земельном участке возведены владельцами жилых помещений по <адрес> для обслуживания данных квартир, в частности, для хранения заготовленных дров для обогрева жилых помещений и личной гигиены, поскольку в жилых домах отсутствует центральное отопление и водоснабжение (похозяйственый реестр).

Условия доказательств осуществления самовольной постройки, перечисленные в пункте 1 статьи 222 ГК РФ, судом не установлены.

Таким образом, учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении встречных исковых требований в отношении спорного земельного участка, требования Гуляева В.А. о возложении обязанности произвести демонтаж хозяйственных построек и убрать бытовой мусор с земельного участка, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>, являются не обоснованным и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Гуляева В.А. к Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , Ракиной В.Д. о возложении обязанности произвести демонтаж построек и убрать бытовой мусор с земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>, отказать.

Исковые требования по встречному исковому заявлению Липиной Н.В. , Уляшевой Е.А. , Малышевой Е.В. , Ракиной В.Д. к Гуляеву В.А. , Северному филиалу публично-правовой компании «Роскадастр», администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании недействительными результаты межевания, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка, отмене постановления об утверждении карты-плана территории кадастрового квартала удовлетворить в части.

Постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении карты-плана территории кадастрового квартала <адрес>, подготовленных в результате выполнения комплексных кадастровых работ» в части сведений о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Республика Коми, <адрес>, признать незаконным.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>, общей площадью 812 кв.м с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>, общей площадью 812 кв.м с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий: подпись.

Мотивированное решение составлено 11 декабря 2023 года.

Копия верна. Судья О.В. Барбуца