ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-338 от 13.01.2012 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

                                                                                    Ворошиловский районный суд города Волгограда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ворошиловский районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-338/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2012 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.

при секретаре судебного заседания Бахтияровой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Волгоградской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об отказе в предоставлении председателю Контрольно-счетной палаты Волгоградской области сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать решение государственного регистратора Управления Росреестра по области ФИО7 от 19.10.2011 года об отказе в предоставлении председателю КСП Волгоградской области сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - незаконными. Обязать Управление Росреестра по Волгоградской области предоставить по запросам председателя КСП Волгоградской области от 12.10.2011 года сведения из ЕГРП о наличии недвижимого имущества у ФИО8 и ФИО9

В обоснование заявления указал, что в прокуратуру области 16.11.2011 года поступило обращение Контрольно-счетной палаты Волгоградской области (далее по тексту КСП области) о неправомерных действиях должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее по тексту Управление Росреестра по области), связанных с отказом в предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту ЕГРП). Председателем КСП области в рамках исполнения Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее - Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065) в адрес руководителя Управления Росреестра по области 12.10.2011 года направлены запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, в отношении ФИО8, принятой на государственную гражданскую службу в КСП области, и ее супруга - ФИО9. 19.10.2011 года государственным регистратором ФИО7 приняты решения об отказе в выдаче должностному лицу КСП области запрашиваемой информации, в связи с чем, направлены сообщения №№ 01/712/2011-339, 01/712/2011-340. Проведенной прокуратурой области проверкой установлено, что принятые названным должностным лицом Управления Росреестра по области решения являются незаконными. КСП является юридическим лицом, имеет печать с изображением Герба Волгоградской области. Более того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц КСП области в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» указан код по ОКВЭД 75.11.21 - деятельность органов государственной власти субъектов. С учетом изложенного, КСП области относится к органам государственной власти Волгоградской области, в связи с чем, на нее распространяются положения п. 3 ст.7 Закона № 122-ФЗ. Таким образом, принятые государственным регистратором ФИО7 решения об отказе в предоставлении запрашиваемых председателем КСП области сведений из ЕГРП являются незаконными и нарушают интересы Волгоградской области при реализации государственной антикоррупционной политики. Настоящее заявление предъявляется в защиту интересов Волгоградской области, поскольку указанными решениями должностного лица Управления Росреестра по области нарушены интересы Волгоградской области при реализации государственной антикоррупционной политики.

В судебном заседании помощник прокурора Волгоградской области Мельник Э.Г. на удовлетворении заявления настаивала по изложенным в нем основаниям.

Представитель Росреетстра по Волгоградской области ФИО11, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснил, что против удовлетворения заявления заместителя прокурора Волгоградской области возражает по следующим основаниям. Так, ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра поступило обращение председателя КСП по Волгоградской области с просьбой предоставить информацию из ЕГРП о правах на объекты недвижимого имущества в отношении ФИО9 и ФИО8 с приложением соответствующих заявлений. 19.10.2011 года Управлением принято решение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации на основании п. 3 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Пункт 3 ст.7 указанного закона о регистрации содержит закрытый перечень лиц, имеющих право на получение сведений о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, согласно которому указанные сведения предоставляются, в том числе, руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов в установленной сфере деятельности. Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.1 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 №344-ОД «О контрольно-счетной палате Волгоградской области» Контрольно-счетная палата Волгоградской области (далее - КСП) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Волгоградской областной Думой и подотчетным ей. Статья 8 вышеуказанного закона определяет исчерпывающий перечень полномочий КСП, в состав которых не включены права на получение сведений из ЕГРП относительно лиц, состоящих с ней в трудовых отношениях. Кроме того, ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 года N Э29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" дополнительно определила круг лиц, имеющих право на получение сведений о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции. К ним отнесены руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входят: глава администрации Волгоградской области (далее - глава администрации); администрация Волгоградской области; иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу, согласно приложению к указанному Закону (приложение содержит исчерпывающий перечень). Согласно ст. 22 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД "Устав (Основной закон) Волгоградской области" Волгоградская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным, выборным представительным и законодательным органом государственной власти, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени законодательные акты по предметам ведения Волгоградской области, а также в пределах полномочий области по предметам совместного ведения Волгоградской области и Российской Федерации. Таким образом, ввиду подотчетности Волгоградской областной Думе, КСП не относится к исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации и не наделено правом на получение требуемых сведений из ЕГРП в рамках законодательства о противодействии коррупции. В связи с верховенством Федерального Закона над Указом Президента РФ, согласно Конституции РФ, нормы п. 15 подп. «г» Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей Федеральной государственной службы, и Федеральными государственными служащими, и соблюдения Федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 №1065, к настоящему спору применимы быть не могут. Кроме того, прокурором не представлено доказательств того, что Управлением нарушены права КСП или созданы препятствия к их осуществлению.

Представитель заинтересованного лица – КСП Волгоградской области ФИО12, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заявление заместителя прокурора Волгоградской области полагала, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только: самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя; залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге; руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества; руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции; Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства. Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям в письменной форме выдаются копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

В соответствии с п. 1 ст.1 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД (ред. от 28.11.2011 года) "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" контрольно-счетная палата Волгоградской области (далее - контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Волгоградской областной Думой (далее - областной Думой) и подотчетным ей.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в числе основных полномочий, участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Перечень полномочий Контрольно-счетной палаты Волгоградской области определен в ст. 8 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД (ред. от 28.11.2011 года) "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" и ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"

На основании ст. 7 Закон Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД (ред. от 04.05.2011) "Устав (Основной закон) Волгоградской области" систему органов государственной власти Волгоградской области составляют: Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области (руководитель высшего исполнительного органа Волгоградской области), администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области.

Согласно ст. 1 и ст. 2 закона Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД (ред. от 28.04.2011 года) "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", под системой органов исполнительной власти Волгоградской области понимается совокупность организационно объединенных органов исполнительной власти Волгоградской области. В систему органов исполнительной власти Волгоградской области входят: глава администрации Волгоградской области (далее - глава администрации); администрация Волгоградской области; иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу, согласно приложению к настоящему Закону. Глава администрации является высшим должностным лицом Волгоградской области (руководителем высшего исполнительного органа Волгоградской области).

В соответствии со ст. 22 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД (ред. от 04.05.2011 года) "Устав (Основной закон) Волгоградской области", Волгоградская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным, выборным представительным и законодательным органом государственной власти, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени законодательные акты по предметам ведения Волгоградской области, а также в пределах полномочий области по предметам совместного ведения Волгоградской области и Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что председателем КСП Волгоградской области в адрес руководителя Управления Росреестра по области 12.10.2011 года направлены запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, в отношении ФИО8, принятой на государственную гражданскую службу в КСП Волгоградской области и ее супруга - ФИО9. (л.д. 8)

19.10.2011 года Управлением принято решение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации на основании п.3 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем, в адрес КСП области были направлены сообщения № 01/712/2011-339, № 01/712/2011-340. (л.д. 9-10, 10-11)

Пункт 3 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержит закрытый перечень лиц, имеющих право на получение сведений о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости.

В частности, сведения ограниченного доступа могут быть предоставлены руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В указанный в Законе о регистрации перечень лиц, имеющих право на получение сведений из ЕГРП ограниченного доступа, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации не включены.

Кроме того, ст.8 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 №344-ОД «О контрольно-счетной палате Волгоградской области» определяет исчерпывающий перечень полномочий Контрольно-счетной палаты, в состав которых не включены права на получение сведений из ЕГРП относительно лиц, состоящих с ней в трудовых отношениях.

Поскольку, в силу ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", установлен перечень выдаваемых органами государственной регистрации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав и определен исчерпывающий перечень субъектов, которым они предоставляются, суд находит правомерным отказ Управления Росреестра по области в предоставлении запрашиваемой информации в отношении ФИО8 и ФИО9

Также, в обоснование заявления заместитель прокурора Волгоградской области, в том числе, ссылается на то обстоятельство, что КСП Волгоградской области является органом государственной власти.

Из совокупного анализа приведенных выше норм права следует, что КСП Волгоградской области в силу своего организационно-правового статуса является государственным органом Волгоградской области, однако, к органам государственной власти не относится.

В этой связи, к руководителю КСП Волгоградской области не применимы положения ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которых указанные в ч. 3 ст. 7 данного закона сведения могут предоставляться руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов РФ. Если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов в установленной сфере деятельности.

Суд также отвергает доводы заместителя прокурора Волгоградской области о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 21.07.2010 года) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".

Так, данный Указ издан для регулирования правоотношений в сфере осуществления федеральной государственной службы, а его положения рекомендованы органам государственной власти субъектов Российской Федерации не для непосредственного применения, в качестве руководства при разработке соответствующих положений. Кроме того, КСП Волгоградской области к органам государственной власти не относится.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24.12.2009 N 1548 (ред. от 16.02.2011) утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Волгоградской области, и государственными гражданскими служащими Волгоградской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Волгоградской области требований к служебному поведению.

В п. 5 указанного постановления председателю Волгоградской областной Думы, председателю Контрольно-счетной палаты Волгоградской области, председателю Избирательной комиссии Волгоградской области и уполномоченному по правам человека в Волгоградской области предложено руководствоваться указанным постановлением при организации и проведении проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Волгоградской области, и государственными гражданскими служащими Волгоградской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению.

Ввиду подотчетности Волгоградской областной Думе, Контрольно-счетная палата не относится к исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации и не наделено правом на получение требуемых сведений из ЕГРП в рамках законодательства о противодействии коррупции.

В связи с верховенством Федерального Закона над Указом Президента РФ, согласно Конституции РФ, нормы п.15 подп. «г» Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей Федеральной государственной службы, и Федеральными государственными служащими, и соблюдения Федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065, к настоящему спору применимы быть не могут.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 19 октября 2011 года № 01/712/2011-340 и № 01/712/2011-339 приняты в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного регистратора и не нарушает прав и законных интересов заявителя КСП Волгоградской области.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления заместителя прокурора Волгоградской области в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Волгоградской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об отказе в предоставлении председателю Контрольно-счетной палаты Волгоградской области сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним – должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление заместителя прокурора Волгоградской области в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Волгоградской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об отказе в предоставлении председателю Контрольно-счетной палаты Волгоградской области сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 18 января 2012 года.

Председательствующий: