ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3380/16 от 02.12.2016 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

дело № 2-3380/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края ФИО1, представителей ответчика – министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края – ФИО1, ФИО1, при секретаре Буниной И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края об обязании проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Шпаковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в котором после уточнения просил суд обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края провести работы по обеспечению безопасности бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований указал следующее.

Согласно паспорту готовности Шпаковского муниципального района Ставропольского края к пропуску весеннего половодья в ДД.ММ.ГГГГ году, на территории района имеется <данные изъяты> бесхозяйных сооружений, <данные изъяты> из них находятся в нормальном состоянии и готовы к пропуску паводковых вод. Как предаварийное указано только одно - на территории Казинского сельсовета, что указывает на формальных подход ь при составлении паспорта готовности к пропуску паводковых вод.

В ДД.ММ.ГГГГ года, в результате интенсивных проливных дождей и, как следствие, подъема уровня воды в реке Развилка выше критических значений, произошло подтопление приусадебных участков и хозяйственных построек на территории <адрес>. В результате подтоплены подвальные помещения и хозяйственные постройки <данные изъяты> домовладений, в них проживает <данные изъяты> человек. Сумма ущерба составила <данные изъяты> руб.

Результаты проверки и анализ паводковой ситуации на территории Шпаковского района, а в частности на территории муниципального образования Дубовского сельсовета, показал низкую готовность территорий и администраций муниципальных образований к пропуску паводковых вод.

Прохождение дождевого паводка в Шпаковском муниципальном районе, вызвавшее переполнение и последующий прорыв каскада прудов на территории Дубовского сельсовета, привело к подтоплению жилых домов, подвалов и хозяйственных построек.

Причиной подтопления Дубовского сельсовета явилось неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, образующих указанные водоемы. В частности, отводные каналы не очищены от растительности, захламлены, имеют низкую пропускную способность, аварийные сбросы не обеспечивают надежность работы при переполнении водоема и переливе через гребень плотины без образования проранов.

На основании решения Шпаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., на администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края возложена обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>

Не смотря на имеющееся решение суда, администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района, до настоящего времени, не приняты меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющим, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке указанного гидротехнического сооружения на баланс муниципального образования.

Однако, не постановка на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>. по направлению на северо-восток от <адрес>, не освобождает администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета от обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с п.п. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие; в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Второй главой Закона № 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют: подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; организуют и проводят аварийно - спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 23 Положения проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно ч. 28 Положения основными мероприятиями, проводимыми органами управления, являются в том числе и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе при получении сигналов экстренного оповещения, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

Кроме этого, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнический сооружений», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:

на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в ст. 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;

участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий;

принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;

участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

информируют население об угрозе возникновения аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 5,6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999г. № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», При выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

Орган государственного надзора формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.

Пунктом 10.23 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края 02.07.2012г. № 221-п определены обязанности Министерства в области безопасности гидротехнических сооружений, в том числе и в части осуществления полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого не известен либо от права собственности на которое собственник отказался.

Бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, так как техническое состояние из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и вследствие естественного износа крайне низкое, в период прохождения весенних паводков возможны аварийные ситуации, последствия которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Аварии на рассматриваемых гидротехнических сооружениях могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, привести к значительным материальным потерям и нарушениям условий жизнедеятельности десятков тысяч человек.

Таким образом, не проведение администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района и министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края полного комплекса мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации может повлечь и повлекло за собой угрозу безопасности жителей муниципального образования, а также возникновение чрезвычайной ситуации.

Статьями 41, 42 Конституции РФ гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Обеспечение безусловной реализации конституционных прав граждан достигается путем формирования единого правового пространства регулируемого Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и издаваемых в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора иск поддержала.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Дубовского сельского совета Шпаковского района Ставропольского края исковые в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчика министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в судебном заседании просили суд в удовлетворении исковых требований прокуратуры Шпаковского рай­она Ставропольского края отказать в полном объеме. В обоснование предоставили отзыв, в котором указали следующее. В соответствие с пунктом 10.23 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012г. № 221-п, министерство обеспечивает безопасность гидро­технических сооружений, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, а также капитальный ремонт, консервацию и ликви­дацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника, или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Ставропольского края.

Строительство, капитальный ремонт, консервацию сооружений инже­нерной защиты, в том числе берегоукрепительных сооружений, министерст­во осуществляет в рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса» государственной программы Ставропольского края «Охрана ок­ружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Ставро­польского края от 25.12.2015г. № 572-п «Об утверждении государст­венной программы Ставропольского края «Охрана окружающей среды».

Условиями включения мероприятия по капитальному ремонту гидро­технических сооружений в указанную программу является:

- отсутствие сведений о собственнике гидротехнического сооружения, а также нахождение его на государственном учете в качестве бесхозяйного;

- информация от администрации муниципального образования, на тер­ритории которого оно находится, о потенциальной опасности гидротехниче­ского сооружения, а также о возможных последствиях в случае его аварии;

- разработанная, утвержденная и имеющая положительное заключение государственной экспертизы проектная документация на капитальный ре­монт гидротехнического сооружения.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недви­жимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на терри­тории которого они находятся.

Согласно с п. 4 раздела II Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013г. № 701 «Об установле­нии порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заяв­ления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - ор­гана местного самоуправления муниципальных районов, в отношении не­движимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образо­ваний.

Кроме того, в соответствии с решением Шпаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию возложена обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническо­го сооружения, расположенного по адресу: <адрес>

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными правовыми нор­мами, постановка ГТС, расположенного по адресу: <адрес>, на учет в качестве бесхозяйной не­движимой вещи входит в полномочия администрации.

Бездействие администрации, выразившееся в не постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи вышеуказанного ГТС, привело к от­сутствию у министерства оснований и возможности исполнять свои полно­мочия в области безопасности ГТС.

Представитель заинтересованного лица - Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных пояснениях по делу указал, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений: на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в ст. 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности; участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий; принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений; информируют население об угрозе возникновения аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно требованию пп. 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999г. № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», следует что при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался.

Орган государственного надзора формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.

Пунктом 10.23 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края 02.07.2012г. № 221-п определены обязанности Министерства в области безопасности гидротехнических сооружений, в том числе и в части осуществления полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

Бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, так как техническое состояние из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и вследствие естественного износа крайне низкое, в период прохождения весенних паводков возможны аварийные ситуации, последствия которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Эти сооружения требуют освидетельствования для оценки их технического состояния и обоснованного решения по выводу их из эксплуатации (ликвидации), либо определения перечня мероприятий, выполнение которых позволит безопасно эксплуатировать их в будущем. Аварии на рассматриваемых гидротехнических сооружениях могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, привести к значительным материальным потерям и нарушениям условий жизнедеятельности десятков тысяч человек.

В силу требования ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, собственник которой не известен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйные недвижимые вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013г. № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 г. № 33405).

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения сторон полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей обязанность сельского поселения по защите населения от чрезвычайных ситуаций и уклонения администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства администрация муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края не реализовала полномочия, определенные ей законом для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Согласно паспорту готовности Шпаковского муниципального района Ставропольского края к пропуску весеннего половодья в <данные изъяты> году, на территории района имеется 79 бесхозяйных сооружений, 78 из них находятся в нормальном состоянии и готовы к пропуску паводковых вод. Как предаварийное указано только одно - на территории Казинского сельсовета, что указывает на формальных подход ь при составлении паспорта готовности к пропуску паводковых вод.

В ДД.ММ.ГГГГ года, в результате интенсивных проливных дождей и, как следствие, подъема уровня воды в реке Развилка выше критических значений, произошло подтопление приусадебных участков и хозяйственных построек на территории <адрес>. В результате подтоплены подвальные помещения и хозяйственные постройки 7 домовладений, в них проживает <данные изъяты> человек. Сумма ущерба составила <данные изъяты> руб.

Результаты проверки и анализ паводковой ситуации на территории Шпаковского района, а в частности на территории муниципального образования Дубовского сельсовета, показал низкую готовность территорий и администраций муниципальных образований к пропуску паводковых вод.

Прохождение дождевого паводка в Шпаковском муниципальном районе, вызвавшее переполнение и последующий прорыв каскада прудов на территории Дубовского сельсовета, привело к подтоплению жилых домов, подвалов и хозяйственных построек.

Причиной подтопления Дубовского сельсовета явилось неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, образующих указанные водоемы. В частности, отводные каналы не очищены от растительности, захламлены, имеют низкую пропускную способность, аварийные сбросы не обеспечивают надежность работы при переполнении водоема и переливе через гребень плотины без образования проранов.

На основании решения Шпаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., на администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края возложена обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>

Не смотря на имеющееся решение суда, администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района, до настоящего времени, не приняты меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющим, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке указанного гидротехнического сооружения на баланс муниципального образования.

Однако, не постановка на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес> не освобождает администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета от обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с п.п. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие; в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Второй главой Закона № 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют: подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; организуют и проводят аварийно - спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 23 Положения проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно ч. 28 Положения основными мероприятиями, проводимыми органами управления, являются в том числе и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе при получении сигналов экстренного оповещения, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

Не проведение администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района и министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края полного комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации может повлечь и повлекло за собой угрозу безопасности жителей муниципального образования, а также возникновение чрезвычайной ситуации.

Статьями 41, 42 Конституции РФ гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Обеспечение безусловной реализации конституционных прав граждан достигается путем формирования единого правового пространства регулируемого Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и издаваемых в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

С учетом изложенного суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края об обязании проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края провести работы по обеспечению безопасности бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Толстиков