ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3383 от 30.11.2010 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

                                                                                    Промышленный районный суд г. Смоленска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3383/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Смоленск 30 ноября 2010 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Шахурова С.Н.,

при секретаре Шурыгиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5 к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам об оспаривании предписания об устранении экологического правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратился в суд с заявлением к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам об оспаривании предписания об устранении экологического правонарушения, указав, что в период с 28.06.2010г. по 05.07.2010г. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Департамента Смоленской области по природным ресурсам была проведена внеплановая выездная проверка ООО «С», директором которого он является. В результате проверки было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении отчета об образовании, обезвреживании, использовании и размещении отходов за 2009г. в Ростехнадзор, а также проведении расчета платы за негативное воздействие отходов на окружающую среду и внесении платежей за негативное воздействие. С данным предписанием он не согласен, поскольку приказ о проведении проверки ему не был выдан. В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ на содержание нежилого помещения и коммунальные услуги отходы производства и потребления не являются собственностью ООО «С». Утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов производит ООО «Управдомремстрой». При этом обязанности выполнения действий, указанных в предписании Департамента Смоленской области по природным ресурсам, не возникает.

В судебное заседание ФИО5 будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени заседания, не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представитель ФИО5- ФИО6 поддержала доводы, изложенные в заявлении, дополнительно указала, что ООО «С» является продуктовым магазином. ООО «С» арендует помещение у ФИО1 и ФИО2, которые являются учредителями ООО «С». Между ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ», ФИО1 и ФИО2 заключен договор №, согласно которому управляющая компания оказывает услуги по вывозу ТБО и их утилизации. В результате деятельности ООО «С» действительно образуются отходы производства и потребления: спецодежда, отработанные люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы делопроизводства, от компьютерной техники, мусор (смет) от уборки помещений, которые - собираются в металлические контейнеры, расположенные на контейнерной площадке, принадлежащей Управляющей компании ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ». Приказ о проведении внеплановой выездной проверки, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, предписание об устранении экологического правонарушения, ФИО5 получил на руки, что подтверждается имеющейся в данных документах подписью.

С вынесенным Департаментом Смоленской области по природным ресурсам предписанием об устранении экологического правонарушения не согласна, поскольку собственником производимых отходов ООО «С» не является, просит указанное предписание признать незаконным и отменить.

Представители ответчика Департамента Смоленской области по природным ресурсам ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признали, указали, что 21.06.2010г. прокуратурой Промышленного района г.Смоленска в адрес Департамента был направлен запрос о проведении проверки соблюдения природопользователями, расположенными на территории Промышленного района г.Смоленска, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. В указанный список входило ООО «С». В ходе проверки выявлен ряд нарушений со стороны указанной организации, по результатам выявления которых составлен протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, а также оспариваемое заявителем предписание об устранении экологического правонарушения. Доводы, изложенные в заявлении ФИО5 не обоснованны, т.к. копию приказа о проведении проверки ФИО5 получил 24.06.2010г. Также ФИО5 был ознакомлен с письмом прокуратуры от 21.06.2010г. В представленных договорах на возмездное оказание услуг не указано, что право собственности на отходы переходит от ООО «С» к сторонним лицам. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в объемах, которые собственник отходов должен определить самостоятельно, свидетельствует о нарушении ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Представитель ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ» ФИО9 привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, указал, что управляющая компания ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ» обслуживает дом . В соответствии с заключенным с ФИО1 и ФИО2 договором, ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ» оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома , услуги по вывозу ТБО, в том числе и по нежилым помещениям, занимаемым ООО «С». ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ» является посредником по вывозу ТБО между ФИО1 и ФИО2, а также организацией производящей вывоз мусора. Вывоз ТБО по данному адресу в соответствии с заключенным управляющей компанией договором осуществляет ИП ФИО3 Собственником отходов, образующихся от деятельности ООО «С», управляющая организация не является. Непосредственно с ООО «С» договоров по вывозу ТБО не заключалось.

В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «С» ФИО5 государственным инспектором Смоленской области по охране природы ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении №, а также акт проверки, согласно которым во время внеплановой выездной проверки выявлено следующее: ООО «С» расположено по адресу: , общая арендуемая площадь нежилых помещений равна 123,5 кв.м., в том числе торговая площадь 100 кв.м. Вид деятельности - розничная торговля продовольственными товарами. Количество работающего персонала 7 человек. Водопотребление, водоотведение, отопление централизованное. Освещение производится люминесцентными, ртутьсодержащими трубками, которые относятся к 1-му классу опасности. В результате деятельности ООО «С» образуются отходы производства и потребления: спецодежда, отработанные люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы делопроизводства, от компьютерной техники, мусор (смет) от уборки помещений, которые - собираются в металлические контейнеры, расположенные на контейнерной площадке, принадлежащей Управляющей компании ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ» согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ количество неоговорено. В п.2.3. договора № указано, что ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ» оказывает услуги: 1.Вывоз твердых бытовых отходов. 2.Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов. В дальнейшем вывозятся на полигон «К» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО3.

На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрации города Смоленска об утверждении среднегодовых норм накопления ТБО для ООО «С количество образующихся отходов равно 150 куб.м./год - 5-го класса опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов. Паспорта на опасные отходы и другая природоохранная документация не разработаны. ООО «С» осуществляет свою деятельность с 05.09.2008г и по настоящее время не встало на учет природопользователя в Ростехнадзоре. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ не представлен отчет об образовании, обезвреживании, использовании и размещении отходов за 2009г в установленные сроки - приказ Минприроды №30 от 16.02.20Юг в Ростехнадзор. Отчет должен был предоставлен до 01.07.2010г. У ООО «С» на момент проверки отсутствовали: природоохранная документация, платежные поручения, подтверждающие плату за негативное воздействие на окружающую среду, не поданы в установленные сроки отчетность.

Постановлением Департамента Смоленской области по природным ресурсам №от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Данное постановление о привлечении к административной ответственности было обжаловано ФИО5

Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 07.09.2010г. вышеуказанное постановление Департамента Смоленской области по природным ресурсам оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Смоленской области по охране природы ФИО4 на имя директора ООО «С» ФИО5 выдано предписание об устранении экологического правонарушения №

Согласно указанному предписанию директор ООО «С» ФИО5 обязан предоставить отчет образовании, обезвреживании, использовании и размещении отходов за 2009г. в Ростехнадзор, а также произвести расчет платы за негативное воздействие отходов на окружающую среду и внести платежи за негативное воздействие.

Заявляя требование о признании предписания об устранении экологического правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене, ФИО5, а также его представитель указывают, что у ООО «С» отсутствует право собственности на отходы, в связи с чем они не должны исполнять оспариваемое предписание.

Анализируя имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.11 Федерального закона №89-ФЗ от 10.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 30.12.2008 №309-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Статья 14 указанного закона обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Из ст.23 этого же закона следует, что за размещение отходов взимается плата с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.16 Федерального закона №7 от 26.12.2001г. (в редакции ФЗ от 27.12.2009 № 374-ФЗ) «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Как следует из материалов дела и не опровергается представителем ФИО5 в результате деятельности ООО «С» образуются отходы производства и потребления: спецодежда, отработанные люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы делопроизводства, от компьютерной техники, мусор (смет) от уборки помещений. Освещение производится люминесцентными ртутьсодержащими трубками, которые относятся к 1 классу опасности. Вышеуказанные отходы от деятельности истца собираются в металлические контейнеры, расположенные на контейнерной площадке, принадлежащей Управляющей компании ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ».

Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ», ФИО1 и ФИО2 следует, что управляющая компания оказывает услуги по вывозу ТБО и их утилизации. Количество вывозимых отходов неоговорено (л.д.39-40)

В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ о возмездном оказании услуг, заключенному между ООО «УПРАВДОМРЕМСТРОЙ» и ИП ФИО3, последний осуществляет услуги по вывозу мусора ( л.д.37-38)

Из договора аренды нежилого помещения, показаний представителя истца следует, что ООО «С» арендует нежилое помещение под магазин у ФИО1 Самостоятельного договора на вывоз мусора и отходов деятельности ООО «С» ни с кем не заключало. Вывоз ТБО осуществляется ИП ФИО3 на основании вышеуказанных договоров.

Из протокола об административном правонарушении №, а также акта проверки и объяснений представителя ФИО5, следует, что паспорта на опасные отходы и другая природоохранная документация не разработаны. ООО «С» осуществляет свою деятельность с 05.09.2008г и по настоящее время не встало на учет природопользователя в Ростехнадзоре. Отчет об образовании, обезвреживании, использовании и размещении отходов за 2009г в установленные сроки не представлялся. Природоохранная документация, платежные поручения, подтверждающие плату за негативное воздействие на окружающую среду отсутствует.

В своих возражениях ФИО5, а также его представитель указывают, что у ООО «С» отсутствует право собственности на отходы, в связи с чем вышеуказанные действия ими не производились.

Вместе с тем, в вышеуказанных договорах на возмездное оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, аренды нежилого помещения, на содержание нежилого помещения и коммунальные услуги № от ДД.ММ.ГГГГ не указывается, что право собственности на отходы переходит от ООО «С» к сторонним организациям. Представитель истца также указал, что в заключенных договорах не оговаривается право собственности на отходы, образующиеся от деятельности ООО «С». Таким образом, собственник отходов, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-07/6011, согласно которому обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов. Лицом, размещающим отходы является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчеты платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случаев, когда такой договор является договором о конечном размещении отходов.

Указанная позиция подтверждается и определением Конституционного суда Российской Федерации №284-О от 10.12.2002г.

Как видно из представленных договоров, переход права собственности на отходы ООО «С» к сторонним организациям, не предусматривался.

Таким образом, оценивая исследованные доказательства и письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что предписание Департамента Смоленской области по природным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении экологического правонарушения», обязывающее ФИО5 предоставить отчет образовании, обезвреживании, использовании и размещении отходов за 2009г. в Ростехнадзор, а также произвести расчет платы за негативное воздействие отходов на окружающую среду и внести платежи за негативное воздействие, вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства и не подлежит отмене.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления о признании незаконным предписания Департамента Смоленской области по природным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении экологического правонарушения» и его отмене, отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья С.Н. Шахуров