ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3383/2016 от 04.10.2016 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-3383/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2016 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Волгограда в защиту интересов Богаевской ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда,

установил:

Прокурор Советского района г.Волгограда обратился в суд в защиту интересов ФИО1 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указав, что ФИО1 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители ФИО1 умерли. В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый Комитетом образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения ФИО1, поступившего в прокуратуру Советского района г.Волгограда, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО1, которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.

В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит суд возложить обязанность на Комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО1, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот.

Помощник прокурора Советского района г. Волгограда Сормова Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, с учетом измененных требований.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора возражал, пояснив, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ году, под по <адрес>, под по <адрес>. В настоящее время в городе Волгограде и <адрес> свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют. В ДД.ММ.ГГГГ году приобретение жилых помещений на территории <адрес>, в том числе на территории <адрес>, будет осуществляться исходя из бюджетного финансирования и наличия жилья на рынке жилой недвижимости города. В целях формирования специализированного жилищного фонда и обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, государственным казенным учреждением Волгоградской области <данные изъяты> заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на строительство объекта <данные изъяты> на 210 квартир по <адрес> в <адрес>. С учетом сроков производства строительных работ и ввода в эксплуатацию, предоставление квартир детям – сиротам планируется в 2017 году. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году приобретение жилых помещений на территории <адрес>, в том числе на территории Волгограда, будет осуществляться исходя из бюджетного финансирования и наличия жилья на рынке жилой недвижимости города. В целях обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Комитетом строительства <адрес> заключены государственные контракты на приобретение 97 жилых помещений: в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 6 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 16 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 15 кв., в <адрес> – 7 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 23 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 4 кв. Из них уже предоставлены детям – сиротам в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 4 кв. В настоящее время проводятся мероприятия по оформлению остальных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, по завершению которых квартиры будут предоставлены детям – сиротам по исполнение вступивших в законную силу судебных решений. В <адрес> ведется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры. В <адрес> ведется строительство 6 домов блокированной застройки на 12 квартир. В 2016 году Комитетом строительства <адрес> планируется приобретение жилых помещений в следующих районах: в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 2 кв., во <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 6 кв., в <адрес> – 14 кв. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, ФИО1 будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение ФИО1 жилым помещением.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета образования и науки Волгоградской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является дочерью ФИО3 и ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО1 – ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).

Также ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО1 – ФИО4, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41).

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО1, опекуном назначена ФИО5, определено место проживания подопечной с опекуном в <адрес> (л.д. 11).

Из постановления администрации Котельниковского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 признана из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма и принята на учет (л.д. 37).

Исходя из этого, ФИО1 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с приказом Комитета образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 34).

Согласно выписке из приказа Министерства образования и молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ году под по <адрес>, под по <адрес>.

Сведения о принадлежности ФИО1 на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют.

Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что непредоставление ФИО1 жилого помещения нарушает ее конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что ФИО1 достигла совершеннолетия, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В этой связи, доводы ответчика на то обстоятельство, что Комитет строительства <адрес> не бездействует, а предпринимает комплекс мер по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями, в том числе путем проведения аукционных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилья и после принятия жилых помещений в государственную собственность ФИО1 будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО1 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО1, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Советского района г.Волгограда в защиту ФИО1 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Советского района г.Волгограда в защиту интересов Богаевской ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда – удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Богаевской ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 10 октбяря 2016 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.

Председательствующий: Чурина Е.В.