Дело №(2015)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты> 2015 г.
Советский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в адрес гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1 обратился к ООО «ОЭК» с указанным иском, ссылаясь на то, что с <данные изъяты> года расчет за потребляемую электроэнергию собственниками жилья по адрес, является неправильным. Дом по адрес является гостинично-секционного типа, в нем проживает <данные изъяты> жильцов, количество лицевых счетов <данные изъяты> Отсутствуют счетчики в <данные изъяты> квартирах, еще в <данные изъяты> квартире старые дисковые индукционные с классом точности <данные изъяты> счетчики, которые полностью не соответствуют нормативно-технической документации, отсутствуют пломбы. Никакой контроль со стороны контролирующих органов не проводится. Особую тревогу жильцов вызывает расчет за ОДН, который в течение <данные изъяты> лет выставляется в квитанции, размером больше, чем по индивидуальным приборам учета. К примеру, по квартире с прибором индивидуального учета расход за месяц по новому опломбированному счетчику составляет <данные изъяты> Квт в месяц с учетом работы холодильника, телевизора, электроплитки, микроволновой печи, утюга и т.д., а за <данные изъяты> Квт в месяц за работу <данные изъяты> электролампочек по <данные изъяты> Вт и которые горят не суточно, их расход считается на <данные изъяты> квартир. Расчет электроэнергии по ОДН без приборов учета берется по нормативу на одного человека. Большинство квартир сданы в аренду, примерно <данные изъяты>% от общего количества жильцов. При расчете берется норма на <данные изъяты> человека, а проживают фактически по <данные изъяты> человек. Расход электроэнергии используется по максимуму, зимой используется дополнительно электрообогреватели, так как приборов учета нет. Общий расход электроэнергии растет, а ОДН раскидывается на все квартиры и всем приходится оплачивать. Многие собственники квартир годами не оплачивают за потребляемую энергию. Показания приборов не передают около <данные изъяты> % жильцов квартиросъемщиков, они не заинтересованы, а собственники живут в других местах. <данные изъяты> счетчиков отсутствуют полностью, <данные изъяты> прибор учета неисправен, не опломбирован и не соответствует нормативно-технической документации. Считает, что долги, которые образовались с <данные изъяты><данные изъяты> по собственникам жилья, необходимо полностью аннулировать, расчет за ОДН производить при <данные изъяты> % комплектации всех квартир приборами учета, соответствующих нормативно- технической документации, с контролем и учетом электроэнергии по ИПУ и строгим расчетом, оплатой. При обращении в Энергосбытовую компанию, чтобы произвести перерасчет, ответ был, что расчет правильный, согласно поступивших данных. Просил долги, возникшие при расчете ОДН с <данные изъяты> по всем собственникам аннулировать, установить расчет за ОДН по формуле <данные изъяты>, норматив ОДН электроэнергии <данные изъяты> кв/ч. до комплектации приборами учета, запретить ООО «ОЭК» в квитанциях в графе расход электроэнергии за месяц писать свои данные, не соответствующие показаниям счетчика данного месяца.
Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4 по доверенности, возражала против иска, поддержала доводы письменного отзыва ( л.д. 60-63)
Выслушав стороны, свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец является собственником адрес в адрес, а также представителем МКД с правом представления интересов собственников в суде на основании протокола № от <данные изъяты>. ( л.д. 36-38)
Управление домом осуществляет ООО «ООО «УК» МОНОЛИТ» на основании указанного протокола. (л.д. 36-38).
Кроме того, собственниками МКД принято решение об оплате коммунальных услуг путем самостоятельного внесения платы собственниками за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию по отдельным квитанциям. ( п. 9 протокола), что не противоречит п. <данные изъяты>
Оплату коммунальных услуг за потребляемую электроэнергию собственники МКД производят ответчику по платежным документам, формируемым ООО «ОЭК» ( л.д. 17-19), на основании агентского договора заключенного с ОАО «<данные изъяты> в соответствии с которым ООО «ОЭК» осуществляет расчеты объема и стоимости потребленной электроэнергии, формировать и выставлять потребителям платежные документы на оплату электроэнергии (мощности), осуществлять прием платежей от потребителей (покупателей) на расчетные счета, а также в наличной форме в специализированных центрах приема платежей (кассах). (л.д. 54-55).
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; предусматривают порядок проведения расчетов за коммунальные услуги при наличии или отсутствии как общедомовых приборов учета, так и индивидуальных (квартирных) приборов учета.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Пунктом 40 Правил установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно разделу III. расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Из пункта 13 разделу III. Правил следует, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что в МКД по адрес установлено два коллективных (общедомовых) прибора учета потребляемой эленктроэнергии.
В данной связи, в соответствии с приведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, для расчета количества потребленной энергии на ОДН подлежит применению вышеприведенная формула расчета №.
Доводы истца, о необходимости использования формулы №, которая в силу п. 14 Правил применятся для начисления платы приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, основаны на неверном толковании закона, в связи с чем требования в указанной части, а также об аннулировании долгов за 2013-2015г.г. удовлетворению не подлежат.
Кроме того, ссылки истца об отсутствии в МКД более <данные изъяты>% индивидуальных приборов учета электроэнергии, большее количество фактически проживающих граждан в жилых помещениях, чем зарегистрировано, не являются основанием для изменения расчета платы на ОДН.
Так, согласно пункту 56(1) указанных Правил, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Потребитель, согласно указанным правилам, обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
По смыслу приведенных норм права, на собственнике (нанимателе) жилого помещения не оборудованном ИПУ лежит обязанность сообщить исполнителю коммунальной услуги сведения о фактическом количестве проживающих граждан в жилом помещении.
Исполнитель коммунальной услуги лишь вправе при наличии таких сведений составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, что влечет применение в расчете платы на ОДН норматива потребления по количеству проживающих в жилом помещении лиц.
В соответствии с ч.9 ст.11 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники. (ч.5 ст.13)
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно пункту .... Приказа Минэнерго РФ от ....№ «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.
Таким образом, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В данной связи, доводы истца о невозможности применения формулы № ввиду не укомплектованности всех жилых помещений ИПУ, соответствующих нормативно-технической документации, также являются несостоятельными.
В части требований о запрете ответчику в квитанциях в графе расход выставлять данные за месяц, не соответствующие показаниям ИПУ, суд отмечает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
К оплате гражданам по жилым помещениям, которые оснащены ИПУ, ежемесячно предъявляется объем среднемесячного потребления в текущем расчетном месяце с учетом величины перерасчета, которая рассчитана как разница между величиной среднемесячного потребления за предшествующий расчетный месяц и величиной фактического расхода по показаниям ИПУ, которые абонент указывает в предыдущей оплаченной квитанции.
Расчет объемов внутриквартирного потребления исходя из среднемесячного объема (аналогично понятию "среднего расхода") предусмотрено, п. 59 Правил N 354. Указанной нормой установлено, что в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
Таким образом, ввиду отсутствия показаний индивидуальных приборов учета на момент выставления квитанции в сроки, предусмотренные ч. 2 ст. 155 ЖК РФ (непредставление их гражданами - потребителями на конец расчетного периода), ответчик вправе производит начисление платы за электроэнергию гражданам - потребителям, в жилых помещениях в которых установлены индивидуальные приборы учета, по квитанциям по двум составляющим: в строке "по среднему" за текущий месяц, в строке "расход" фактически потребленный объем за предыдущий месяц, рассчитанный в соответствии с формулой 1 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от .... N 354, по показаниям прибора учета, которые абонент указывает в предыдущей оплаченной квитанции.
При этом, такие действия ответчика не нарушает прав потребителей, которые вправе самостоятельно вносить изменения в квитанцию и указывать фактический объем потребленной энергии согласно показаниям ИПУ, а соответственно, рассчитать и произвести оплату согласно данным показаниям.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в указанной части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» о защите прав потребителей, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд адрес.
Мотивированное решение составлено <данные изъяты>.
Судья