ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3385/18 от 15.10.2018 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

при секретаре А.П.Шевченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельникова Игоря Александровича к ОГКУ «Центр занятости населения города Астрахани» о возложении обязанности постановки на учет в качестве безработного с выплатой пособия по безработице,

У С Т А Н О В И Л:

Мельников И.А. обратился в суд с иском, указав, что является гражданином Российской Федерации, зарегистрированным в г. Астрахань и Астраханской области не значится. Учитывая, что родители, проживающие без регистрации на территории Трусовского района г. Астрахани, решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 30 мая 2001 года лишены родительских прав, постановлением администрации Трусовского района от 29 июня 2001 года № 841 он был определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.

С 29 июня 2001 года по 30 июля 2017 года он находился на полном государственном обеспечении и является выпускником Государственного бюджетного образовательного учреждения Астраханской области «Школа- интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

С 01 сентября 2016 года по 30 июня 2017 года он обучался в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Астраханской области «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий». По окончания обучения он был выселен из общежития, предоставленного на время обучения, без предоставления какого-либо жилья, выселен фактически на улицу и стал скитаться, как гражданин без определенного места жительства.

После обращения в государственные территориальные органы власти ему было предоставлено право временного проживания и регистрация по месту пребывания по адресу: г.Астрахань, ул. Сабане Яр, д. 11, сроком на один год с 05 сентября 2018 года по 30 июня 2018 года.

При обращении в Центр занятости населения города Астрахани ему было отказано в регистрации и постановке на учет с правом получения денежного пособия по безработице по причине наличия у него регистрации по месту пребывания и отсутствия постоянной прописки по месту жительства.

С учетом измененных требований истец просит возложить обязанность на ответчика поставить его на учет в качестве безработного, с выплатой пособия по безработице с момента обращения, с 06 сентября 2018 года.

В судебном заседании истец Мельников И.А., его представитель Горовенко Т.Н. доводы измененных требований поддержали.

Представитель ответчика Вострикова И.В. с иском не согласилась.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлен, что Мельников И.А. родился в г.Астрахани. В возрасте 3-х лет он остался без попечения родителей, поскольку решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 30 мая 2001 года они лишены родительских прав; постановлением администрации Трусовского района от 29 июня 2001 года № 841 истец был определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.

С 29 июня 2001 года по 30 июля 2017 года истец находился на полном государственном обеспечении и является выпускником Государственного бюджетного образовательного учреждения Астраханской области «Школа- интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

С 01 сентября 2016 года по 30 июня 2017 года истец обучался в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Астраханской области «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий».

По окончания обучения общежитие, в котором он проживал, истец освободил, стал проживать у знакомых; регистрации на территории города и области не имел.

После обращения в государственные органы власти ему было предоставлено право временного проживания и регистрация по месту пребывания по адресу: г.Астрахань, ул. Сабанс Яр, д. 11 сроком с 05 сентября 2018 года по 30 июня 2019 года.

Как следует из пояснений представителя ответчика, не оспоренного истцом и его представителем, согласно представленным документам с заявлением о постановке на учет в качестве безработного истец не обращался, отказа в постановке на учет не получал.

В августе 2018 года истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении госуслуги содействия в поиске подходящей работы; получил перечень вариантов работы ; истцу оформлено направление на работу, от получения которого он отказался.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 3 Закона № 1032-1 ).

Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, постановка истца на учет в качестве безработного не может быть осуществлена на том основании, что он не зарегистрирован по месту жительства в г. Астрахани.

Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Согласно части 3 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как указано в ряде определений Конституционного Суда Российской Федерации само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1998 года № 189-О, от 6 февраля 2003 года № 105-О и от 29 сентября 2011 года № 1167-О-О).

Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1868-О).

Судом установлено, что истец проживает по ул.Сабанс Яр д.11 г.Астрахани; иного жилья не имеет. Распоряжением ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района города Астрахани» № 911-л от 11 октября 2017 года о включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем по Ленинскому району г.Астрахани. До настоящего времени жилое помещение на основании данного распоряжения ему не предоставлено.

Выясненные в судебном заседании обстоятельства дают основание для обязания ответчика поставить Мельникова И.А. на учет в качестве безработного с 09 октября 2018 года.

Относительно требований выплаты пособия по безработице, суд исходит из норм вышеуказанного Закона, которым одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).

Руководствуясь ст.ст. 194,196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ОГКУ «Центр занятости населения города Астрахани» поставить Мельникова Игоря Александровича на учет в качестве безработного с 09 октября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья: