2 – 3385 \ 2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
( не вступило в законную силу)
23 ноября 2018 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Кейян К.Л.
с участием представителя ФИО1 - ФИО2, представителя ФИО3 – ФИО4, представителя ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра- ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ФИО3 об исправлении реестровой ошибки, установлении размеров и границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО3 об исправлении реестровой ошибки, установлении размеров и границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 16.02.2011 г., ей на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>. Указанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, прекратившего свое существование вследствие произведенного раздела. Смежным по отношению к принадлежащим ей на праве собственности земельным участкам является земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности ФИО3 на основании Постановления Супсехского сельского округа курорта Анапа Краснодарского края № 76 от 22.05.1997 года «О закреплении земельных участков и разрешении строительства индивидуальных жилых домов и хозпостроек» и Постановления Главы администрации Супсехского сельского округа города-курорта Анапа №196 от 09.06.1993 года «О передаче в собственность ФИО3 земельного участка в <адрес>». Согласно технической документации, а также исходя из фактически существующих на местности границ, разрывы между земельными участками отсутствуют, однако согласно сведениям публичной кадастровой карты, между ними существует разрыв. В ходе проведения кадастровых работ на местности выявлено, что между исправляемыми участками с кадастровыми номерами № и смежным земельным участком с кадастровым номером № существует общая (смежная) граница - ограждение (каменный забор). При этом согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, между указанными земельными участками существует разрыв (межполосица), что противоречит фактическому расположению границ и нарушает принцип рационального использования земли.
Ссылаясь на приведенное, истец просила суд установить факт реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Установить факт реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Установить факт реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Утвердить координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> согласно сведениям, указанным в межевом плане, составленном кадастровым инженером ФИО6
Утвердить координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> согласно сведениям, указанным в межевом плане, составленном кадастровым инженером ФИО6
Указать, что решение суда является основанием для внесения ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта учета недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> соответствии со сведениями, указанными в межевом плане, составленном кадастровым инженером ФИО6
Указать, что решение суда является основанием для внесения ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта учета недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями, указанными в межевом плане, составленном кадастровым инженером ФИО6
Установить, что согласно решению суда границы земельных участков: с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>а; с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, являются согласованными.
Указать, что решение суда является основанием для подготовки межевых планов в отношении указанных земельных участков.
В судебном заседании представитель истца уточнила заявленные исковые требования, просила суд удовлетворить уточненные исковые требования в следующей редакции:
Установить факт реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Установить факт реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Утвердить координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> согласно сведениям, указанным в Приложении №5 Заключения судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018 г.
Утвердить координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> согласно сведениям, указанным в Приложении №6 Заключения судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018 г.
Указать, что решение суда является основанием для внесения ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта учета недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> соответствии со сведениями, указанными в в Приложении №5 Заключения судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018 г.
Указать, что решение суда является основанием для внесения ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта учета недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями, указанными в Приложении №6 Заключения судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018 г.
Установить, что согласно решению суда границы земельных участков: с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, являются согласованными.
Указать, что решение суда является основанием для подготовки межевых планов в отношении указанных земельных участков.
Представитель ответчика ФИО3 требования не признала, сославшись на принадлежность ответчику части земельного участка, составляющей разрыв между земельными участками истца и ответчика. Полагала, что не предоставление ответчиком доступа экспертам для проведения экспертного исследования не препятствует установлению указанного обстоятельства.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра требования не поддержала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО7 в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что требования поддерживает.
Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Супсехского сельского округа курорта Анапа Краснодарского края № 76 от 22.05.1997 года «О закреплении земельных участков и разрешении строительства индивидуальных жилых домов и хозпостроек» за ФИО8 закреплен земельный участок для индивидуального жилищного строительства в <адрес>, площадью 1000 кв.м.
Сведения о местоположении границ земельного участка по адресу: <адрес> в правоустанавливающей документации отсутствуют.
На основании Договора купли-продажи земельного участка от 05.07.2001 г., право собственности в отношении земельного участка перешло к ФИО9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23 АА № 293975 от 02.08.2001 г.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 16 февраля 2011г., ФИО9 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, по адресу: <адрес> продан ФИО1
Сведения о местоположении границ земельного участка по адресу: <адрес> в правоустанавливающей документации отсутствуют.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2011 г. № 23-АИ 482996 ФИО1 на основании Договора купли-продажи недвижимости от 16.02.2011 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, по адресу: <адрес>, общей площадью 1000 кв.м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.03.2011 г. сделана запись регистрации № 23-23-26-023/2011-249.
Согласно сведений, представленных в материалах дела земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., по адресу: <адрес>, разделен на два земельных участка, площадью по 500 кв.м. каждый.
24 декабря 2015 года МБУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа» составлена справка об уточнении почтовых адресов земельных участков образованных при разделе земельного участка площадью 1000 кв.м, принадлежащего ФИО1, на основании которой образованным земельным участкам присвоены почтовые адреса: <адрес>.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 12.02.2016 г. № 23-23/026-23/026/600/2016-498/1 ФИО1 на основании Договора купли-продажи недвижимости от 16.02.2011 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, по адресу: <адрес>, общей площадью 500 кв.м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.02.2016 г. сделана запись регистрации № 23-23-026-23/026/600/2016-498/1.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 24.08.2018 г. № 99/2018/154799529, земельный участок с кадастровым номером № (статус «актуальные»), дата присвоения кадастрового номера 13.01.2016 г., площадью 500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1 Земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, границы его установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 08.02.2016 г. № 23-23/026-23/026/600/2016-497/1 ФИО1 на основании Договора купли-продажи недвижимости от 16.02.2011 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, по адресу: <адрес>, общей площадью 500 кв.м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.02.2016 г. сделана запись регистрации № 23-23-026-23/026/600/2016-498/1.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 24.08.2018 г. № 99/2018/154800803 земельный участок с кадастровым номером № (статус «актуальные»), дата присвоения кадастрового номера 13.01.2016 г., площадью 500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1 Земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, границы его установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании Постановления Супсехского сельского округа курорта Анапа Краснодарского края №196 от 09.06.2003 года «О передаче собственность ФИО3 земельного участка в <адрес>» ФИО3 передан в частную собственность ранее предоставленный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в <адрес>, площадью 1000 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.08.2018 г. № 99/2018/154797918 земельный участок с кадастровым номером № (статус «актуальные, ранее учтенные»), дата присвоения кадастрового номера 19.12.2003 г., площадью 1000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую застройку индивидуальную, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО3 Земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, границы его установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно ответу Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.10.2018 г. № 22-10 межевые дела на земельные участки с кадастровыми номерами № на хранение в архив отдела не поступали.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости экспертом выявлено, что координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> смежного с земельным участком с кадастровым номером №, точность определения координат поворотных точек границ земельного участка составляет 0,30 м, что превышает допустимую погрешность, составляющую 0,10 м.
Согласно заключению судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018г., на момент проведения осмотра 26.10.2018 г. экспертом установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> определены на местности межевыми знаками в виде объектов искусственного происхождения – ограждения.
В ходе экспертного осмотра доступные для эксперта долговременные межевые знаки закоординированы.
В целях камеральной обработки, полученные значения координат характерных точек границ, обозначенные долговременными межевыми знаками, эксперт последовательно нанес в программный продукт FreeReason.
По итогам проведения камеральной обработки вычислена площадь земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, которая составила 550 кв.м, конфигурация земельного участка представлена в схеме Приложении № 1.
Из представленной схемы видно, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> представляет собой многоугольник.
<адрес> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> составляет 550 кв.м.
Фактическая конфигурация земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, определяющаяся из фактически существующих на местности границ, представляет собой многоугольник. Схема границ земельного участка отображена в Приложении № 1.
На основании проведенных исследований эксперт пришел к выводу, что пересечения (наложения) границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с иными земельными участками отсутствуют.
По результатам проведенных исследований экспертом выявлена реестровая ошибка, образованная при формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
На основании проведенного анализа сведений в представленной документации, экспертного осмотра и проведенных исследований в настоящем Заключении эксперт пришел к выводу:
Путем раздела из земельного участка с кадастровым номером № (площадью 1000 кв.м) по адресу: <адрес> образованы два новых земельных участка: с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (площадью 500 кв.м.) и с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (площадью 500 кв.м.).
Предположительно, межевание земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (до раздела) для постановки на государственный кадастровый учет выполнялось картометрическим способом без выхода на местность и без выноса в натуру межевых знаков.
Ввиду неточности применяемого землеустроителем метода в работе, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (до раздела) в государственный кадастр недвижимости внесены неверно, координирование границ земельного участка происходило с недостаточной точностью, что привело к образованию реестровой ошибки.
Границы земельных участков с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (площадью 500 кв.м.) и с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, устанавливались картометрическим способом, что привело к унаследованию образованными в результате такого раздела земельными участками реестровой ошибки, содержащейся в сведениях о границах исходного земельного участка с кадастровым номером №
Эксперт пришла к выводу, что несоответствие (реестровая ошибка) сведений о границах исследуемого земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, содержащихся в ЕГРН (ГКН), фактически существующим на местности границам земельного участка образовались при внесении сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №
Период фактического землепользования, согласно представленной документации в фактически существующих на местности границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, установить не представляется возможным.
Согласно сведений, содержащихся в правоустанавливающей документации:
графические материалы (схемы, чертежи), отображающие местоположение границ земельного участка по адресу: Краснодарский край, <адрес> к Постановлению Супсехского сельского округа курорта Анапа Краснодарского края № 76 от 22.05.1997г., отсутствуют (земельный участок до раздела);
земельный участок по адресу: <адрес> (до раздела) на момент совершения сделок по договорам купли-продажи состоял на государственном кадастровом учете, однако сведения о границах земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, содержали ошибочные сведения о границах указанного земельного участка.
Эксперт пришла к выводу, что устранение выявленной реестровой ошибки путем восстановления сведений о границах земельного участка по адресу: <адрес>, исходя из правоустанавливающей документации, невозможно.
<адрес> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> составляет 590 кв.м.
Фактическая конфигурация земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, определяющаяся из фактически существующих на местности границ, представляет собой многоугольник, по своей форме приближенный к прямоугольнику. Схема границ земельного участка отображена в Приложении № 3.
Эксперт пришла к выводу, что пересечения (наложения) границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с иными земельными участками отсутствуют.
Эксперт считает, что несоответствие (реестровая ошибка) сведений о границах исследуемого земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, содержащихся в ЕГРН (ГКН) фактически существующим на местности границам земельного участка образовались при внесении сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №.
Период фактического землепользования, согласно представленной документации, в фактически существующих на местности границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> установить не представляется возможным.
Проект межевания территории в материалах дела не представлен, отсутствует.
Ввиду необеспечения правообладателем доступа эксперту на исследуемый земельный участок на дату проведения экспертного осмотра (26.10.2018 г.) определить фактическую площадь и конфигурацию земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> не представилось возможным.
Эксперт приходит к выводу, что в связи с невозможностью установления фактически существующих на местности границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> восстановить сведения о таких границах, исходя из сведений, находящихся в правоустанавливающей документации, в ЕГРН с целью исследования вопроса о наличии (отсутствии) реестровой ошибки при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> не представляется возможным.
На основании проведенных исследований экспертом предложены два варианта устранения выявленной реестровой ошибки:
Вариант 1.
- внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ГКН) о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка (см. Приложение № 5). Площадь земельного участка составляет 572 кв.м.;
- внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ГКН) о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка (см. Приложение № 6). Площадь земельного участка составляет 609 кв.м.
Правообладателю земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> необходимо привести границы указанного земельного участка (с северо-западной стороны, смежная с земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес>) в соответствие со сведениями о границах земельного участка, содержащимися в ЕГРН.
Указанный вариант предложен в целях устранения выявленного разрыва (межполосицы) между смежными земельными участками с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и кадастровым номером № по адресу: <адрес> - путем совмещения (стыковки) координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с координатами характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> содержащимися в ЕГРН.
Вариант 2.
- внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ГКН) о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка согласно фактическому использованию (см. Приложение № 2). Площадь земельного участка составляет 566 кв.м.;- внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ГКН) о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка (см. Приложение № 6). Площадь земельного участка составляет 609 кв.м.
Правообладателю земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> необходимо привести границы указанного земельного участка (с северо-западной стороны, смежная с земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес>) в соответствие со сведениями о границах земельного участка, содержащимися в ЕГРН.
- аннулирование сведений в Едином государственном реестре недвижимости (ГКН) о земельном участке: с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
При сопоставлении значений координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, установленных в ходе экспертного осмотра, обозначенных долговременными межевыми знаками, и значений координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО6 от 14.09.2018 г., экспертом установлена идентичность значений таких координат.
Суд полагает, что указанное экспертное заключение может быть положено в основу решения суда, поскольку выводы эксперта аргументированы, содержат ссылки на нормативные акты, даны специалистом высокой квалификации и с достаточным опытом работы по специальности, сторонами по делу не оспариваются.
Согласно статье 6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
К таким характеристикам, в частности, относятся: сведения о кадастровом номере, площади, координатах характерных точек границ земельного участка, местоположение которых в установленном законом порядке должны быть внесены и содержаться в государственном кадастре недвижимости единого государственного реестра недвижимости.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности» (далее - Закон), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон).
Согласно статье 14 Федерального закона, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в исключительных случаях, в том числе, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;
Подготовка межевого плана, являющегося основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках объекта недвижимого имущества (в том числе земельного участка), относится к компетенции кадастровых инженеров, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности», регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - кадастровые отношения).
Кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер (ч.4 ст.1 Закона).
В случаях, установленных Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Содержание сведений и документации, составляемой кадастровым инженером (в отношении земельных участков – межевой план) регламентировано Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон).
Согласно ст. 8 Федерального закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К основным сведениями относятся: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости и пр..
Также в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории; сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков; адрес объекта недвижимости (при его наличии), а также иные сведения.
Статьей 22 Закона о государственном реестре недвижимости установлены требования к межевому плану:
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", регламентирующей порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 6 указанной статьи, суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Как следует из заключения эксперта, одним из вариантов устранения выявленной реестровой ошибки является: внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ГКН) о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка (см. Приложение № 5). Площадь земельного участка составляет 572 кв.м., внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ГКН) о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка (см. Приложение № 6). Площадь земельного участка составляет 609 кв.м.
В ходе проведенных исследований и на основании представленной документации экспертом установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не соответствует площади, указанной в правоудостоверяющей, правоустанавливающей документации на земельный участок, а также в сведениях ЕГРН (ГКН): 500 кв.м.
Соответственно, площадь исследуемого земельного участка в фактически существующих на местности границах больше площади земельного участка, указанной в правоустанавливающей документации и в ЕГРН (ГКН) на 109 кв.м. и на 72 кв.м. соответственно.
Согласно ст. 26, п. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Соответственно, при уточнении границ земельного участка не должна превышать площадь более, чем на предельно минимальный размер земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования или, если такой размер не установлен, на величину, более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
На территории муниципального образования город-курорт Анапа действуют Правила землепользования и застройки МО город-курорт Анапа, утвержденные решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 г. № 424 (текст решения опубликован в газете «Анапское Черноморье» от 11 января 2014 г. № 2(13335), определяющие предельный минимальный размер земельного участка.
На территории муниципального образования город-курорт Анапа действуют утвержденные Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 03 июля 2017 г. № 198 о внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 года № 424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» (источник официального опубликования газета «Анапское Черноморье»№2 от 11.01.2014 г.) (далее Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа).
Согласно находящейся в свободном доступе информации официального сайта муниципального образования город-курорт Анапа, содержащего сведения о функциональном зонировании территории муниципального образования город-курорт Анапа, экспертом уставлено, что земельные участки: с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в соответствии с Правилами землепользования и застройки, относится к зоне индивидуальной жилой застройки Ж-1А, выделенной для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования территории из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Земельные участки с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, имеют вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство.
В перечне видов разрешенного использования в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1А) вид разрешенного использования земельного участка «личное подсобное хозяйство» - отсутствует минимальная и максимальная площади земельных участков не определены.
Земельные участки используются под индивидуальное жилищное строительство.
В связи с установленным правообладателю земельных участков с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, необходимо обратиться в органы местного самоуправления за изменением (приведением в соответствие) вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ч.8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ в соответствии с которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Для зоны индивидуальной жилой застройки: Ж-1А, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, минимальная площадь земельного участка составляет - 300 кв.м.
В связи с изложенным несоответствие площади земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также площади земельного участка, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в 109 кв.м и в 72 кв.м., установленных в результате экспертного исследования, соответствует установленным законом нормам определения площади земельного участка.
В соответствии со ст. ст. 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. При этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в частности восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к ФИО3 об исправлении реестровой ошибки, установлении размеров и границ земельного участка удовлетворить.
Установить факт реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Установить факт реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Утвердить координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> согласно сведениям, указанным в Приложении №5 Заключения судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018 г.
Утвердить координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> согласно сведениям, указанным в Приложении №6 Заключения судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018 г.
Указать, что решение суда является основанием для внесения ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта учета недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> соответствии со сведениями, указанными в в Приложении №5 Заключения судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018 г.
Указать, что решение суда является основанием для внесения ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта учета недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в соответствии со сведениями, указанными в Приложении №6 Заключения судебного эксперта ЮЦ «Экспертиза» (ООО) №59-11/2018 от 01.11.2018 г.
Установить, что согласно решения суда границы земельных участков: с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, являются согласованными.
Указать, что решение суда является основанием для подготовки межевых планов в отношении указанных земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2018 года.
Председательствующий: