Дело № 2-3385/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» ноября 2015 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.Н.,
при секретаре Парамоновой Т.Н.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области об обязании внести запись в личное дело о прохождении военных сборов в общую продолжительность военной службы, обязании выдать справку об общей продолжительности военной службы,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области об обязании внести запись в личное дело о прохождении военных сборов в общую продолжительность военной службы, обязании выдать справку об общей продолжительности военной службы.
В обоснование иска указывает, что он является офицером запаса Вооруженных сил РФ и состоит на пенсионном учете в Управлении ФСБ РФ по Владимирской области.
На основании Указа Президента РФ от 27 июня 2014 г. № 471 «О призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы в ДД.ММ.ГГГГ году», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военный сбор в центре профессиональной подготовки Управления МВД по Владимирской области. О чем была выдана справка Военного комиссариата Владимирской области по Октябрьскому и <...>м <...>.
Согласно ст. 29 Постановления Правительства от 29.05.2006 г. № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности», время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
О зачете сборов в общую военную службу он написал заявление на имя начальника УФСБ РФ по Владимирской области, но ему было отказано в этом.
Просит обязать ответчика сделать соответствующую запись в его личном деле и внести ### дней военных сборов в общую продолжительность военной службы, которая, по расчетам до сборов, соответствовала ### годам ### месяцев ### дней. На основании сделанной записи, выдать справку об общей продолжительности военной службы, которая должна соответствовать ### годам 00 месяцам ### дням, это согласно расчета ответчика - выслуги лет ### года ### месяцев ### дней плюс ### дней военных сборов.
ФИО1 в суде поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы безопасности России по Владимирской области по доверенности ФИО2 в суде пояснил, что действительно ФИО1. состоит на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ, и ему было отказано в перерасчете выслуги лет после прохождения военных сборов. В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» целями военных сборов является подготовка к военной службе. Из пунктов 16 и 19 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333 следует, что при проведении военных сборов осуществляется совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, а так же осуществляется подготовка, переподготовка граждан по требуемым военноучетным специальностям и воинским должностям. На основании пункта 15 Положения о военных сборах граждане проходящие военные сборы являются исполняющими обязанностями военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме. В соответствии со статьей 43 Закона и пунктами 8 и 9 Постановления пенсии уволенным с военной службы военнослужащим назначаются исходя из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. При этом право на пенсию и ее размер напрямую зависит от выслуги лет, рассчитанной на день увольнения с военной службы. Таким образом, рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет на пенсию подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу (назначения на должность) и последующего увольнения с военной службы. Военные сборы могут засчитываться в общую продолжительность военной службы и влиять на размер получаемой бывшим военнослужащим пенсии только при условии прохождения им этих сборов до поступления на военную службу по контракту, иная трактовка законодательства означала бы нарушение пункта 1 статьи 54 ФЗ «О воинской обязанности». Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Владимирской области по доверенности ФИО3 в суде пояснил, что согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» прохождение гражданами, пребывающими в запасе, военных сборов военной службой не является. В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и увольнение с военной службы. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и пунктами 8 и 9 постановления Совета Министров, Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, пенсии уволенным с военной службы военнослужащим назначаются исходя из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. При этом право на пенсию и размер пенсии напрямую зависит от выслуги лет, рассчитанной на день увольнения с военной службы (статьи 13 и 14 Закона). Таким образом, исчисленная перед увольнением с военной службы выслуга лет на пенсию подлежит перерасчету только в случае повторного поступления гражданина, пребывающего в запасе, на военную службу (назначения на должность) и последующего увольнения с военной службы. С учетом этого, время пребывания гражданина на военных сборах подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии только в случае, если это время предшествовало его поступлению на военную службу. Заявленные истцом требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12.02.1992 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г., порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сбораов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 г. № 333, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
Согласно п. 16 Положения о проведении военных сборов, основными задачами учебных сборов приписного состава являются: а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий; б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени; в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей; д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время.
В соответствии с п. 19 Положения о проведении военных сборов, на учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям проводятся: а) подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности; б) подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса; в) подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям, в том числе на новых образцах вооружения и военной техники; г) подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.
Согласно п. 29 Положения о проведении военных сборов, время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
Установлено, что ФИО1 проходил военную службу <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, уволен с военной службы из <данные изъяты><...><данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ от 11.02.1993 г. (<данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГФИО1 состоит на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ России по Владимирской области.
В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237, прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и увольнение с военной службы.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18).
Частью 1 статьи 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 и пунктами 8 и 9 постановления Совета Министров, Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941, пенсии уволенным с военной службы военнослужащим назначаются исходя из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. При этом право на пенсию и размер пенсии напрямую зависит от выслуги лет, рассчитанной на день увольнения с военной службы (статьи 13 и 14 Закона).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии после увольнения со службы. Истцу пенсия по выслуге лет была назначена ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет на пенсию подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу (назначения на должность) и последующего увольнения с военной службы. Истец вновь на военную службу не принимался.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 03.04.2007 г. № 338-О-О, разъяснено, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих», как указывается в его преамбуле, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, для чего в статье 2 приведен круг лиц, имеющих статус военнослужащих. В абзаце втором пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. предоставил им иной, чем у военнослужащих, статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов: граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан и др.), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения (п. 3).
Из пунктов 16 и 19 Положения о проведении военных сборов, следует, что при проведении военных сборов осуществляется совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, а так же осуществляется подготовка, переподготовка граждан по требуемым военноучетным специальностям и воинским должностям. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не распространяется на них в полном объеме.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет гражданам, призванным на военные сборы иной, чем у военнослужащих статус, с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет на пенсию подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу и последующего увольнения с военной службы.
С учетом вышеизложенного, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области об обязании внести запись в личное дело о прохождении им ### дней военных сборов в общую продолжительность военной службы, обязании выдать справку об общей продолжительности военной службы составляющей ### лет ### месяцев ### дней, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца.
Председательствующий судья Н.Н. Киселева
Мотивированное решение составлено 24.11.2015 г.
Судья Н.Н. Киселева