ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3386/16 от 01.08.2016 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-3386/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2016 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Сабитовой Э,Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании решения незаконным, обязании обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа Главного управления во включении ее в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности на Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области обеспечить ее специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Ульяновске Ульяновской области.

Иск мотивирован тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее <данные изъяты> ФИО2 лишена родительских прав на основании решения Зарафшанского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приговора Зарафшанского городского суда республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ находилась в местах лишения свободы сроком на три года. <данные изъяты> в актовой записи о рождении записан со слов <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была поставлена на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в управлении образования МО «<адрес>» Ульяновской области.

На основании постановления Главы Чердаклинского района от ДД.ММ.ГГГГ истица находилась под опекой своей <данные изъяты>ФИО9, проживающей по адресу: <адрес>. Жилья на территории Ульяновской области истица не имеет. Право на реализацию жилищного сертификата по МО «<адрес>» истица не использовала, жилье не приобретала. Фактически проживает в <адрес> на съемной квартире.

ДД.ММ.ГГГГ от Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области ею получено уведомление об отказе во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, так как на момент совершеннолетия ФИО1 была обеспечена закрепленным жилым помещением.

Однако, за истицей жилая площадь по адресу: Ульяновская область, <адрес>, не закреплялась. Как следует из справки, выданной И.О. главы администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение», данное жилое помещение на основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в равных долях. Собственником объекта недвижимости истица не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не выступает.

Истица достигла совершеннолетия, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, включена, обращалась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в Чердаклинском районе Ульяновской области в уполномоченный орган, однако до сегодняшнего дня такое жилое помещение ей не предоставлено.

В судебном заседании истица ФИО1 на иске настаивала. Привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что была поставлена на учет нуждающихся в получении жилья в Чердаклинском районе до достижения ею 23-х летнего возраста. Зарегистрирована в Чердаклинском районе по месту жительства опекуна, однако прав на данное жилое помещение не имеет. Постановление о закреплении за ней данной жилой площади было отменено. После окончания школы поступила в Ульяновский педагогический колледж , расположенный в г.Ульяновске. В ДД.ММ.ГГГГ году его закончила и поступила на заочное отделение УлГУ, устроилась на работу в г.Ульяновске к ИП ФИО8, где работает до настоящего времени. Фактически проживает в г.Ульяновске на съемной квартире.

Представитель ответчика Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (чьи функции на момент рассмотрения дела переданы Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на иск просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на следующее.

ФИО1 обратилась в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении в Список ДД.ММ.ГГГГ. На момент подачи заявления ФИО1 достигла возраста 24 лет. Заявление ФИО1 и приложенные к нему документы рассмотрены на заседании Координационного совета ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её одинокая <данные изъяты> ФИО2 решением Зарафшанского межрайонного суда Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. <данные изъяты> в актовой записи о рождении записан со слов <данные изъяты>

Постановлением главы Чердаклинского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней ФИО1 назначена ФИО12, пунктом 4 указанного постановления за ФИО1 закреплена жилая площадь по адресу: Ульяновская область, <адрес>.

Постановлением администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием жилья.

К пакету документов ФИО1 приложена справка, выданная администрацией муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» <адрес> Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, о том, что жильё за ФИО1 не закреплялось, так как на основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: Ульяновская область, <адрес>. <адрес>, принадлежало ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО4, ФИО5 в равных долях.

Постановлением администрации МО «<адрес>» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ пункт 4 постановления главы Чердаклинского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу. На момент принятия указанного постановления ФИО1 достигла возраста 21 года.

В настоящее время ФИО1 зарегистрирована в жилом помещении по адресу: Ульяновская область, <адрес>, фактически проживает в <адрес> и работает по трудовому договору у ИП ФИО8

Жилые помещения предоставляются по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По достижении совершеннолетия ФИО1 была зарегистрирована и проживала в закреплённом за ней жилом помещении, расположенном по адресу: Ульяновская область, <адрес>, в связи с чем решение Координационного совета от ДД.ММ.ГГГГ является правомерным.

Представитель ответчика Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (ранее Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на иск просит отказать в удовлетворении иска, указывает следующее.

С 01.01.2013 полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями исполняют два исполнительных органа государственной власти Ульяновской области -Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области (до 29.07.2013 - Министерство образования Ульяновской области, до 25.11.2013 - Министерство труда и социального развития Ульяновской области) в части формирования списка детей-сирот, имеющих право на предоставление жилья, и Министерство (до 14.10.2013 - Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области) в части фактического приобретения жилья для детей-сирот в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.

Министерство не наделено полномочиями по формированию списка детей-сирот, имеющих право на предоставление жилых помещений, жилые помещения приобретаются на основании списка, сформированного Министерством здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.

Дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма после включения данных категорий лиц в список детей-сирот.

Просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства.

Представитель третьего лица Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П «Об уполномоченном органе» Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.

Таким образом, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.

Финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Ульяновской области.

Представитель третьего лица Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, извещался.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав истицу, исследовав материалы рассматриваемого дела, дела правоустанавливающих документов, инвентарное дело, суд приходит к следующему.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-30 дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на первичный учет ДД.ММ.ГГГГ.

Ее мать ФИО2 решением Зарафшанского межрайонного суда Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец в актовой записи о рождении записан со слов матери.

Постановлением главы <адрес> Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней ФИО1 назначена ФИО12, пунктом 4 указанного постановления за ФИО1 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ пункт 4 постановления главы Чердаклинского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу.

Постановлением администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 до достижения ею 23-х летнего возраста поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась в Областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении <данные изъяты>

Согласно справке УФМС России по Ульяновской области истица была зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес> (общ.) в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО3 обучалась в ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет".

Как следует из трудовой книжки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала у ИП ФИО11, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает продавцом по трудовому договору у ИП ФИО8

Фактически проживает в г. Ульяновске по адресу: <адрес> на основании договора аренды квартиры.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области и предоставлении жилого помещения в г.Ульяновске.

Заявление ФИО1 и приложенные к нему документы рассмотрены на заседании Координационного совета ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), решением которого ей отказано во включении в Список, так как на момент достижения совершеннолетия она была обеспечена закрепленным за ней жилым помещением.

Данный отказ суд считает незаконным по следующим основаниям.

Как следует из справки, выданной администрацией МО "Калмаюрское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области, жилое помещение по адресу: Ульяновская область, <адрес>. <адрес>, на основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО7 в равных долях.

Как следует из выписки из ЕГРП и справки ф. в указанном жилом доме площадью 52 кв.м. зарегистрировано 4 человека, в том числе в качестве племянницы истица ФИО1

После окончания учебного заведения в г.Ульяновске фактически проживала и работала в г. Ульяновске. В собственности либо в пользовании истица жилых помещений не имеет.

Исходя из изложенного, поскольку истица ФИО1 в собственности либо на праве социального найма (в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя) жилья не имеет, была поставлена на учет в качестве нуждающейся до достижения 23-х летнего возраста, жильем обеспечена не была, суд приходит к выводу о том, что она имеет право на включение в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, а после включения в список - на предоставление в порядке, изложенном в решении суда выше, благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Требование истца о предоставлении ей жилого помещения на территории г.Ульяновска обоснованно и соответствует положениям статьи 4 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО, так как город Ульяновск является местом жительства, обучения в образовательном учреждении и местом трудоустройства по окончании пребывания в образовательном учреждении.

Полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями исполняют два исполнительных органа государственной власти Ульяновской области - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (ранее Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области) в части формирования списка детей-сирот, имеющих право на предоставление жилья, и Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в части фактического приобретения жилья для детей-сирот в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.

Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по требованию о признании незаконным отказа Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области во включении истицы в Список является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, на которое следует возложить обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Надлежащим ответчиком по требованию о возложении обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании "город Ульяновск" является Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, на которое следует возложить обязанность после включения ФИО1 в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании "город Ульяновск".

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области во включении ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области после включения ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании "город Ульяновск".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Е.Тураева