Дело № 2-3386/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 августа 2016 г. г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Схудобеновой М. А.,
при секретаре Свистельник К. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> о признании незаконным и отмене постановления главы администрации МО <адрес> от 01.04.2016г. №
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к администрации МО <адрес> о признании незаконным и отмене постановление главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении в аренду ООО «Ромекс-Кубань Юг» земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> под отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры водо- газо, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке».
В обоснование иска указано, что Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Ромекс-Кубань Юг» предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> под отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке. Схемой функционального зонирования генерального плана городского округа МО <адрес>, утвержденного решением городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный земельный участок отнесен к зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования с высокой степенью благоустройства, в том числе размещение объектов спортивного назначения. Регламентами Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденными решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, данный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р-1 (зона парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования).Зона парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования предназначена для организации массового отдыха населения, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды. Оспариваемым постановлением главы администрации муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Ромекс-Кубань Юг» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301019:75 являющийся территорией общего пользования - сквером. Таким образом, постановление главы администрации муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении в аренду ООО «Ромекс-Кубань Юг» земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> под отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке» противоречит требованиям земельного законодательства и подлежит отмене. На указанное постановление главы администрации муниципального образования <адрес> прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, который уполномоченным органом отклонен (письмом от ДД.ММ.ГГГГ). Предоставление в аренду указанного земельного участка коммерческой организации для его использования в хозяйственной деятельности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц жителей и гостей города на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственного и иной деятельностью, а также в связи с невозможностью использования данной территории в последующем как сквер имени Чайковского. Таким образом, предоставление в аренду ООО «Ромекс-Кубань Юг» земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> администрацией муниципального образования <адрес> создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих либо пребывающих на территории муниципального образования <адрес>. В данном случае, круг лиц, права которых могут быть нарушены, не может быть определен и конкретизирован в силу объективных обстоятельств, поскольку невозможно установить и предусмотреть перечень лиц, которые могут проживать и находиться на территории муниципального образования <адрес>, в связи с чем, прокурор обратился в суд для защиты этих прав и интересов.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ФИО2 просила иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик администрация МО <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО3 представила в материалы дела отзыв, в котором исковые требования просила оставить без удовлетворения, обосновывая это тем, что регламентами Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденными решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, вышеуказанный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р-1 (зона парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования). Вид разрешенного использования земельного участка «отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке» является основным по данном территориальной зоне. В администрацию муниципального образования <адрес> обратилось ООО «Ромекс-Кубань Юг» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4513 кв. м с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> под отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6ДД.ММ.ГГГГ№. Доводы прокурора о том, что данный земельный участок является территорией сквера имени Чайковского, не соответствуют действительности. Земельный участок под сквером им. Чайковского, расположенным по <адрес> огорожен капитальным забором. В настоящее время администрацией муниципального образования <адрес> ведутся работы в целях постановки вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Третье лицо –ООО «Ромекс-Кубань Юг» в лице представителя ФИО1 представила в материалы дела возражение, в котором указал, что из кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка - отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке. В аренду указанный участок предоставлен с целью размещения вышеназванных объектов. ООО «Ромекс-Кубань Юг» предоставленный земельный участок намерен освоить в четком соответствии с видом разрешенного использования, произвести устройство объектов инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения) в траншеях подземным способом без установления препятствий (ограждений и т.п.) к доступу неограниченного круга лиц. После устройства объектов инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения), целостность поверхности земельного участка будет восстановлена и произведено благоустройство земельного участка с применением современных технологий за счет собственных средств. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения
В соответствии с ч. 12 ст. 1 ГрК РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что земельный участок, расположенный на территории общего пользования, не может быть выделен из таких земель и предоставлен в пользование конкретному лицу (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А32-21630/2013, определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭС14-1974).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.
Согласно ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки, в том числе и выделение в них территорий общего пользования, разрабатываются, прежде всего, для создания условий для устойчивого развития территории муниципальных образований, т.е. обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов территории.
В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Ромекс-Кубань Юг» предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> под отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке.
Прокурор <адрес> считает, что данное постановление вынесено с нарушением действующего законодательства и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Регламентами Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденными решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, вышеуказанный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р-1 (зона парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования). Вид разрешенного использования земельного участка «отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке» является основным по данном территориальной зоне.
В администрацию муниципального образования <адрес> обратилось ООО «Ромекс-Кубань Юг» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4513 кв. м с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> под отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с нормами вышеуказанной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301019:75, площадью 4513 кв.м, из земель населенных пунктов, расположен по адресу: <адрес>.
По основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения.
Определение юридических лиц, уполномоченных на размещение таких объектов, осуществляется без ограничений, за исключением случаев размещения таких объектов в соответствии с государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, а также при размещении объектов, которые подпадают под положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0301019:75
сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, что подтверждается сведениями Государственного кадастра недвижимости. Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка - отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке.
В аренду указанный участок предоставлен с целью размещения вышеназванных объектов.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 387-0 и от ДД.ММ.ГГГГ N 931-0-0).
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
Доводы прокурора о том, что данный земельный участок является территорией сквера имени Чайковского, не соответствуют действительности.
Земельный участок под сквером им. Чайковского, расположенным по <адрес> огорожен капитальным забором. В настоящее время администрацией муниципального образования <адрес> ведутся работы в целях постановки вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Из пояснений третьего лица следует, что ООО «Ромекс-Кубань Юг» предоставленный земельный участок намерен освоить в четком соответствии с видом разрешенного использования, произвести устройство объектов инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения) в траншеях подземным способом без установления препятствий (ограждений и т.п.) к доступу неограниченного круга лиц. После устройства объектов инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения), целостность поверхности земельного участка будет восстановлена и произведено благоустройство земельного участка с применением современных технологий за счет собственных средств.
Доказательств обратного, суду не предоставлено, а равно как не предоставлено доказательств осуществления на спорном земельном участке хозяйственной деятельности, нарушающей права неопределенного круга лиц.
В соответствии с условиями договора аренды арендатор вправе использования земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
На момент подачи иска и его рассмотрения судом Администрацией МО <адрес> не выдавались разрешения на производство работ на земельном участке, а равно как и не производятся какие либо работы, следовательно доводы прокурора о наличии предпосылок к нарушению прав неопределенного круга лиц, безосновательны.
С учетом этих обстоятельств, суд не может признать обоснованными доводы прокурора о том, что предоставление в аренду ООО «Ромекс-Кубань Юг» земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> указанного земельного участка коммерческой организации для его использования в хозяйственной деятельности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц жителей и гостей города на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственного и иной деятельностью, а также в связи с невозможностью использования данной территории в последующем как сквер имени Чайковского.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении в аренду ООО «Ромекс-Кубань Юг» земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> под отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры водо- газо, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке» выдано ООО «Ромекс-Кубань Юг» в соответствии с требованиями закона и у суда отсутствуют основаниям для признания его незаконным и отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> о признании незаконным и отмене постановления главы администрации МО <адрес> от 01.04.2016г. № «О предоставлении в аренду ООО «Ромекс-Кубань Юг» земельного участка с кадастровым номером 23:47:0301019:75 в <адрес> под отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры водо- газо, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке» выдано ООО «Ромекс-Кубань Юг» - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Схудобенова М. А.
Мотивированное решение изготовлено 12.08.2016 г.