<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года г. Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <Адрес>ФИО3,
представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <Адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
<Адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о возложении обязанности в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <Адрес> в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.2-7).
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <Адрес> в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ИП ФИО1 законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе, в части соблюдения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, по исполнению представления прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки исследован объект - защитное сооружение гражданской обороны №, расположенный по адресу: <Адрес>, принадлежащий ФИО1 на праве собственности. Нежилые помещения на 1 и 2 этажах здания переданы на условиях аренды иным хозяйствующим субъектам для ведения финансово-хозяйственной деятельности. Установлено, что ранее, в сентябре 2020 г. прокуратурой <Адрес> проводилась проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне. Проверка показала, что нежилые помещения, расположенные в подвале по адресу: <Адрес>, лит. Д, <Адрес>, являются убежищем и включены в перечень защитных сооружений ГО <Адрес>. В ходе непосредственного выхода на объект ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в подвале расположены нежилые помещения. Какая-либо производственная деятельность не ведется, оборудование, предназначенное в целях обеспечения требований гражданской обороны, отсутствует. Объект не оснащен необходимыми запасами и резервами, что свидетельствует о том, что он не готов к приему укрывающих. По результатам проверки прокуратурой района индивидуальному предпринимателю ФИО1 внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым необходимо было принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере гражданской обороны, в том числе по решению вопроса о переводе из одного вида защитного сооружения в другое или по снятию с учета при наличии оснований. Представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено индивидуальным предпринимателем ФИО1 и удовлетворено. В прокуратуру района в рамках рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем ФИО1 сообщено о подготовке пакета документов для снятия ЗС ГО с учета. По данным индивидуального предпринимателя ФИО1 с момента приобретения нежилого здания по адресу: <Адрес>, лит. Д, <Адрес>, какой-либо ремонт в помещениях подвала не осуществлялся, помещение находится в том состоянии, в котором приобреталось, так как систематически в период половодий и при порывах городских канализаций, подвал затопляется, так как находится ниже канализационных сетей города. ИП ФИО1, как собственник нежилых помещений, в которых расположено ЗС ГО, обязана осуществлять содержание защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями федерального законодательства о гражданской обороне. В июне 2022 г. прокуратурой района установлено, что по настоящее время индивидуальным предпринимателем ФИО1 действенные меры по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере гражданской обороны в защитном сооружении гражданской обороны в том числе по решению вопроса о переводе из одного вида защитного сооружения в другое или по снятию с учета при наличии оснований, не приняты, таким образом, нарушения, указанные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ не устранены в полном объеме, соответствующий пакет документов для снятия ЗС ГО с учета в МЧС России не направлен. Доказательства принятия всех зависящих от индивидуального предпринимателя мер по устранению указанных нарушений законодательства, а также доказательства наличия объективных препятствий для невозможности соблюдения требований гражданской обороны, ФИО1 не предоставлено. Нарушения в сфере гражданской обороны создают угрозу неисполнения обязанности по обеспечению защиты населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей укрытия людей. Установление срока, в течение которого решение должно быть исполнено, в 18 месяцев для ответчика является разумным.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснила, что ответчик считает нецелесообразным проводить какие-либо работы в рассматриваемом защитном сооружении, которые являются дорогостоящими, поскольку в перспективе с учетом проекта планировки территории вероятнее всего земельный участок, на котором расположен принадлежащий ответчику объект недвижимости по <Адрес>Д, будет изъят для муниципальных нужд, здание будет снесено.
Ответчик, извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.82), в судебное заседание не явилась.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по <Адрес>, МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ).
Согласно ст.ст.1, 2 Федерального закона N 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (ч.1 ст.4 Федерального закона №28-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона №28-ФЗ установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определение порядка приведения в готовность гражданской обороны, утверждение положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, порядка государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Судом из письменных доказательств по делу установлено, что нежилое помещение площадью 956,6 кв.м, в подвале, на 1,2 этажах 2-этажного кирпичного здания (лит.Д) по адресу: <Адрес>, нежилое помещение, площадью 161,6 кв.м, в подвале и на 1 этаже 2-этажного кирпичного здания (лит. Д), по адресу: <Адрес> принадлежат на праве собственности ФИО1 (л.д. 40-56), осуществляющей предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-16).
Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений <Адрес> убежище №, расположенное по адресу: <Адрес>, лит. Д, принадлежащее на праве собственности ФИО1, включено в перечень защитных сооружений <Адрес> (л.д.57-59). Согласно п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны на данный объект имеется паспорт ЗС ГО, подписанный ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-30).
В сентябре 2020г. прокуратурой <Адрес> проводилась проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации нежилых помещений, расположенных по адресу: <Адрес>, лит.Д <Адрес>. В ходе проверки в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 при эксплуатации нежилых помещений выявлены нарушения законодательства о гражданской обороне, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ИП ФИО1 внесено представление об устранении нарушений законодательства, принятии действенных меры по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере гражданской обороны, в том числе, по решению вопроса о переводе из одного вида защитного сооружения в другое или по снятию с учета при наличии оснований, приняии меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного нарушения, и к недопущению подобных нарушений впредь (л.д.35-37).
На основании решения от 17.06.2022г. прокуратурой <Адрес> проведена проверка исполнения ИП ФИО1 законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе, в части соблюдения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны по исполнению представления прокуратуры <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
В ходе проверки прокуратурой <Адрес> исследован объект - защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <Адрес>, <Адрес> На момент проверки в нежилых помещениях подвала какая-либо деятельность не ведется, какое-либо оборудование, в том числе, предназначенное для ГО и ЧС, отсутствует (л.д.19-21).
Данные обстоятельства стороной ответчика при рассмотрении дела не оспариваются.
Оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, учитывая, что защитное сооружение гражданской обороны по адресу: <Адрес>, лит. Д находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации; с учета как защитное сооружение гражданской обороны объект не снят, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил, собственником нежилых помещений является ответчик ФИО1, осуществляющая предпринимательскую деятельность, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, поскольку бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, нарушают права неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика о возможном изъятии земельных участков в <Адрес> в соответствии с разрабатываемым проектом планировки территории, в том числе, земельного участка, на котором расположено помещение ЗС ГО, суд отклоняет как несостоятельные, не имеющие значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку на дату рассмотрения дела какое-либо решение об изъятии земельного участка в установленном законом порядке не принято, ответчик является собственником указанного объекта недвижимости, доводы ответчика носят предположительный характер.
В соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный истцом срок исполнения решения суда в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу суд признает разумным, с учетом продолжительности и характера установленных нарушений, в том числе, с учетом длительного времени, прошедшего после внесения прокурором в адрес ответчика представления об устранении нарушений законодательства. При этом каких-либо объективных, бесспорных доказательств того, что данный срок не отвечает принципу разумности, стороной ответчика суду не представлено (ст.56 ГПК РФ), представитель ответчика в судебном заседании выразила согласие с указанным сроком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <Адрес>, в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002г. №, в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>