ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3387/2014 от 17.10.2014 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

     Дело № 2-3387/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 17 октября 2014 года                     г. Саратов

 Ленинский районный суд г. Саратова в составе

 председательствующего судьи Шостак Р.Н.,

 при секретаре Бухаровой Е.А.,

 с участием представителей ответчика ФИО2 и ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 действующей в интересах недееспособного ФИО1, к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Саратовском районе Саратовской области о признании права на ежемесячную денежную выплату, о взыскании ежемесячной денежной выплаты,

 установил:

 ФИО4, действующая в интересах недееспособного ФИО1, обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Саратовском районе Саратовской области, о признании за ФИО1 права на ежемесячную денежную выплату с 01.01.2005 г., взыскании с ответчика в пользу ФИО1 ежемесячной денежной выплаты за период с 01.01.2005 г. по 31.05.2013 г.

 В обоснование своих требований истица указала, что она является опекуном над ФИО1 на основании постановления администрации Саратовского муниципального района от 25.04.2013 года № 1048. С 01.06.2013г. ФИО1 P.P. назначена пенсия по инвалидности в размере 8 861 руб. 54 коп. и ежемесячная денежная выплата в размере 1 992 руб. 76 коп. На основании решения Ленинского районного суда <адрес> от 03.02.2014 г. восстановлено право ФИО1 на получение пенсии по инвалидности с 01.05.2002 г., и в апреле 2014 г. взыскана денежная сумма в размере 466 747,10 руб. за период с 01.05.2002г. по 31.05.2013 г. Согласно п.2.1 приказа министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004г. «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии. Данная выплата назначалась без заявления пенсионера. При условии получения пенсии по инвалидности в 2004г., ежемесячная денежная выплата ему была бы назначена с 01.01.2005г. Однако, выплата пенсии по инвалидности в 2004г не производилась по вине ответчика и соответственно не была назначена ежемесячная денежная выплата, следовательно, ФИО1 имеет право на ежемесячную денежную выплату с 01.01.2005 г.

 В судебное заседание ФИО4 не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

 Представитель ФИО4 - ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковые требования, пояснила, что решением суда было признано право ФИО9 на пенсию, таким образом, признано право и на ЕДВ, при назначении пенсии автоматически назначается и ЕДВ, до 01.01.2005 г. у ФИО1 были льготы по оплате за жилищно-коммунальные платежи. А также представила возражения, согласно которым право на ЕДВ с 01.01.2005 года не может быть поставлено в зависимость от реализации прав на льготы до 01.01.2005 года, инвалид мог пользоваться льготами, мог не пользоваться, в любом случае он имеет право на ЕДВ с 01.01.2005 года в силу своего статуса - инвалид. ФИО1 не мог заявить о себе после 01.01.2005 года, так как являлся недееспособным и на ответчике лежала обязанность по назначению ЕДВ без каких-либо условий.

 Представители ответчика - ФИО2 и ФИО3 - в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, пояснили, что в соответствии с положениями п. 2.1. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года N 294, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации об информационном взаимодействии. В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 01 января 2005 г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г. Из сообщения УСПН следует, что истец мерами социальной поддержки до 2013 года не пользовался. Таким образом, в пенсионный фонд сведения из Комитета по социальной поддержки Саратовской области в отношении ФИО1 как получателя льгот не поступали, а законом не возложена обязанность на Пенсионный Фонд самостоятельно назначать ему ЕДВ, таким образом, со стороны ответчика нарушений не было. Сведения имеются только о том, что ФИО1 является получателем ЕДВ с 17.06.2013 года.

 Представитель третьего лица УПФ РФ по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

 Дело рассмотрено в отсутствие неявивишихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

 Выслушав представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

 В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

 Судом установлено, что ФИО4 является опекуном над ФИО1 на основании постановления администрации Саратовского муниципального района от 25.04.2013 года № 1048 (л.д. 6).

 Решением Саратовского районного суда Саратовской области ФИО1 признан недееспособным (л.л. 51-52)

 Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саратова ФИО1 возобновлена выплата социальной пенсии по инвалидности с 01.05.2002 года (л.д. 7-10).

 В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 Из указанного решения суда следует, что ФИО1 являлся получателем пенсии с 11.03.1990 года, в 2002 году выплата пенсии была прекращена незаконно, в связи с чем, судом было принято решение об обязании УПФ РФ в Саратовском районе Саратовской области возобновить выплату социальной пенсии по инвалидности с 01.05.2002 года - с момента прекращения выплаты.

 В апреле 2014 г. решение суда исполнено и с ответчика взыскана денежная сумма в размере 466 747,10 руб. за период с 01.05.2002г. по 31.05.2013 г. (л.д. 22).

 Согласно ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 1) инвалидам I группы - 2 162 рублей.

 Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

 Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

 В целях реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Порядок).

 В соответствии с п 14 раздела 2 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 30 11.2004 года N 294, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

 Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через десять дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами (п. 15 Порядка).

 Из приведенных предписаний Порядка следует, что ими закреплен присущий законодательству в сфере социального страхования и социальной защиты населения заявительный принцип реализации права на выплату (меру социальной поддержки).

 В соответствии с положениями п. 2.1. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года № 294 решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации об информационном взаимодействии.

 В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 01 января 2005 г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.

 Как следует из пенсионного дела ФИО1, с заявлением о назначении ЕДВ ФИО1, ФИО4 обратилась с заявлением 17.06.2013 года (л.д. 38-42), в связи с чем, ответчик правомерно и обоснованно назначил ФИО1 ежемесячные денежные выплаты с даты обращения - с 17.06.2013 года. Основания для назначения спорных выплат за прошедшее время отсутствовали, так как обращение истца последовало после 31.12.2005 года.

 Как следует из сведений, представленных открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Саратовэнерго» и открытым акционерным обществом «Газпром межрегионгаз Саратов», ФИО1, проживающему по адресу<адрес>, льгота при оплате за электроэнергию и потребленный природный газ до 01.01.2005 года не представлялась (л.д. 86-87).

 Из представленного ответчиком CD-диска, содержащего сведения о передаче органами социальной защиты данных о лицах, получающих льготы, сведения о ФИО1. как о получателе мер социальной поддержки, ответчику не передавались (л.д. 103).

 Доказательств тому, что ФИО1 и до введения ЕДВ являлся получателем мер социальной поддержки, а также, что он до 01.01.2005 года состоял на учете в органах социальной защиты, как лицо, пользующееся льготами, истцом не представлено.

 Таким образом, оценив представленные доказательства и приведенные выше нормы материального права, в соответствие со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что действиями ответчика не нарушены права ФИО1 на назначение ЕДВ, которая была назначена ему со дня обращения, поскольку информация о ФИО1, как о лице, пользующемся льготами, не передавалась, доказательств тому, что ФИО1 до 01.01.2005 года являлся получателем мер социальной поддержки, не представлено.

 Доводы представителя истицы о том, что ФИО1 является недееспособным, в связи с чем, обратиться с заявлением о назначении ЕДВ не мог, несостоятельны, так как недееспособным ФИО1 признан только в 2013 года, а кроме того, заявление на выплату ему пенсии в 1990 году подписано самим ФИО1, что следует из пенсионного дела.

 Доводы представителя истицы, что право на ЕДВ с 01.01.2005 года не может быть поставлено в зависимость от реализации прав на льготы до 01.01.2005 года, и обязанность по назначению ЕДВ без каких-либо условий лежала на ответчике, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку у ответчика отсутствовали сведения о ФИО1, как о получателе льгот, заявление о назначении ЕДВ также не поступало, в связи с чем, ответчик не обязан был самостоятельно назначать ФИО1 ежемесячную денежную выплату, вне зависимости от получения или не получения им пенсии.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 В удовлетворении исковых требований ФИО4, действующей в интересах недееспособного ФИО1, к ГУ-УПФ РФ в Саратовском районе Саратовской области о признании права на ежемесячную денежную выплату, о взыскании ежемесячной денежной выплаты, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Саратова.

 Судья