Дело № 2-338/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2019 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Паймин А.А.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Н.А.,
с участием: истца ФИО6,
представителя истца- адвоката Высокова В.Н.,
представителя ответчика ФИО7,
третьего лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании восстановить в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании восстановить в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления указывая, что ДД.ММ.ГГГГ ее семья была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и включена в список граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Постановлением администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и соответственно из списка граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не подтверждающих право принятия на учет, а именно: уровень обеспеченности молодой семьи ФИО6 общей площадью жилых помещений превышает учетную норму площади жилого помещения в Ибресинском районе Чувашской Республики, которая составляет 12 кв.м..
При этом ответчиком при определении площади, принадлежащих их семье жилых помещений была учтена площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащая ее отцу на праве собственности, а также площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащая ее супругу на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Буинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и ФИО8, которая является непригодным для постоянного проживания, признано аварийным и подлежащим сносу, на праве собственности им не принадлежащая.
В связи с этим, считает постановление о снятии с учета и исключении из указанной программы незаконным. Исключение их семьи из списка участников программы произведено с нарушением закона. Их жилищные условия, с момента постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и до сегодняшнего дня не изменились (не улучшились).
Просит признать незаконным постановление администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ о снятии молодой семьи ФИО6 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать ответчика восстановить молодую семью ФИО6, с составом семьи из четырех человек, включая супруга - ФИО8 и детей: ФИО17, ФИО2 в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, с момента первичной постановки на указанный учет.
Истец ФИО6, действуя также за своих несовершеннолетних детей, ее представитель Высоков В.Н. в ходе судебного заседания исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики ФИО7 исковые требования не признала, по основаниям изложенным в отзыве и вновь привела их в судебном заседании.
Представитель третьего лица - администрации Ибресинского района Чувашской Республики ФИО9, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явилась.
Третье лицо - ФИО8 исковые требования ФИО6 поддержал и просил их удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратился с заявлением на имя главы Ибресинского городского поселения для принятия его семьи в составе четырех человек на учет лиц, нуждающихся в получении жилой площади (л.д. 32) и ФИО8 с составом семьи из четырех человек был поставлена на учет для получения жилой площади.
Решением собрания депутатов Ибресинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв. м общей жилой площади на одного человека.
Согласно копии паспорта (л.д. 5) истец ФИО6 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Из копии паспорта ФИО5 (л.д. 6) следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Из свидетельств о рождении видно, что дети ФИО18 – ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,8).
Выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 54).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит по праву собственности ФИО12, отцу ФИО4, общая площадь составляет 43,48 кв.м., в том числе жилая 28,94 кв.м. (л.д. 58).
Из выписки домовой книги (л.д. 56,138) следует, что ФИО5, зарегистрирован по адресу: <адрес>, данное жилое помещение принадлежит ФИО5 на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, общая площадь составляет 88,0 кв.м., в том числе жилая 72 кв.м. (л.д. 61-64).
Их справки МУП «БТИ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что квартира № 1, <...> пгт Буинск, Чувашская Республика не приватизирована. <адрес> жилой квартиры составляет 52,0 кв.м., в том числе жилая 29,5 кв.м. (л.д.57).
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики рассмотрела учетное дело ФИО6 и вынесла решение о снятии с учета и исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий семью ФИО6 с составом семьи 4 человека, т.к. жилая площадь превышает учетную норму предоставления жилья в Ибресинском городском поселении, которая составляет 12 кв.м. (л.д. 203).
Постановлением главы администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ « О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» постановлено: снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий молодую семью ФИО4, с составом семьи 4 человека в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (в связи с выявлением в представленных документах сведений, не подтверждающих право принятия на учет, а именно: уровень обеспеченности молодой семьи ФИО4 общей площадью жилых помещений превышает утвержденную учетную норму площади жилого помещения на территории <адрес> 12 кв.м.) (л.д. 180).
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ в решении жилищно-бытовой комиссии администрации Ибресинского городского поселения <адрес> Чувашской Республики о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Основанием для постановки семьи К-вых на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, послужила необеспеченность жилой площадью и на момент снятия с учета они не изменились.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе « Жилище » на 2015-2020 годы » утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей » федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей » федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, право на участие в программе имеет молодая семья, принятая на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктом 3 Порядка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), установленной органом местного самоуправления. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050) установлено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, при этом для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24.10.1997 г. N 134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Учетная норма на территории <адрес> составляет 12 кв.м, на одного человека (решение Собрания депутатов Ибресинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Актом обследования межведомственной комиссии помещения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: Чувашская Республика, пгт Буинск, <адрес> принято решение о наличии оснований для признания дома блокированной застройки аварийным и подлежащим сносу (л.д. 189-190).
Заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, принято заключение о том, что согласно п. 47 Постановления по результатам работы комиссия, приняла решение об оценке соответствия помещений многоквартирных домов установленным в Положении требованиям: о выявлении оснований для признания дома блокированной застройки аварийным и подлежащим сносу (л.д. 184-185).
Жилищной комиссия пришла к неверному выводу, что вышеназванная квартира, которая была предоставлена ФИО16 подлежит учету при подсчете жилой площади приходящейся на одного члена семьи ФИО18.
Как видно из заключения межведкомисии, а потом постановлением главы Буинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, многоквартирный дом в котором она расположена признан аварийным и подлежащим сносу.
Доводы ответчика о том, постановлением главы Буинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании жилого дома аварийным и подлежащим расселению, было издано уже после вынесения обжалуемого истцом постановления о снятии семьи истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не являлись основанием для вынесения такого решения, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ, изменений в результате которых были бы утрачены основания, постановки на жилищный учет, у семьи ФИО18 не произошло, жилое помещение занимаемое ФИО5 задолго до его официального подтверждения межведкомиссией находилось в аварийном состоянии. Суд отмечает, что такие процессы происходят не мгновенно, достигаются в процессе длительной эксплуатации зданий, что в свою очередь подтверждено актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого жилой дом блокированной постройки, расположенный по адресу: Чувашская Республика, пгт. Буинск, <адрес> - 1950 года постройки, общий физический износ составляет 73,1 %. Выяснить состояние указанного жилого дома, площадь которого была потом учтена при вынесении решения о снятии семьи ФИО18 с учета нуждающихся в жилых помещениях администрация Ибресинского горпоселения была обязана, а не выяснив данное обстоятельство, которое имело место быть, тем самым лишило его обоснованности, а потому не может быть признано законным.
Как следует из материалов дела, обеспеченность семьи ФИО18 на одного человека, с учетом наличия жилплощади только по <адрес>, в которой зарегистрированы всего 9 человек, составляет (43,5: 9 *3):4 = 3,62 кв.м. (л.д.136
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, другого жилого помещения, кроме жилого помещения по <адрес> у семьи ФИО18 не имеется, о чем свидетельствуют выписки Уведомления об отсутствии в едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений по состоянию на апрель 2019 года (л.д.116-134).
До вынесения обжалуемого постановления, ФИО4 в составе семьи из 4 человек, состояла на учете в Ибресинском городском поселении в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из консолидированного списка молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по <адрес>, семья ФИО18 находилась в указанном списке под №, поставлена на указанный учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку постановление администрации Ибресинского городского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, с учетом вышеизложенного, нарушается предусмотренное законом право истца и членов ее семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то оно подлежит отмене, а истец в составе своей семьи из четырех человек подлежит восстановлению в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников подпрограмммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ с момента первичной постановки на указанный учет - с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным постановление администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ о снятии молодой семьи ФИО6 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики восстановить молодую семью ФИО6 и членов ее семьи в составе: супруга – ФИО5, сына – ФИО1, дочери - ФИО3, в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников подпрограмммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года с момента первичной постановки на указанный учет - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ