ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-338/2018 от 15.03.2018 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

Дело №2-338/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Надым ЯНАО 15 марта 2018 года

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Горловой И.А., при секретаре судебного заседания Кралиной Ю.Е., с участием представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоуренгойского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Администрации МО Надымский район об обязании Администрации признать бесхозяйным и поставить на учет судно,

УСТАНОВИЛ:

Новоуренгойский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации МО Надымский район об обязании Администрации признать бесхозяйным и поставить на учет судно. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что на территории муниципального образования Надымский район в акватории Обской губы (залив Карского моря) в точке с координатами *№ обезличен* в районе портопункта Ямбург расположено брошенное и разукомплектованное судно- теплоход «3600» рег. № 194030 (далее теплоход «3600»). Согласно ответа на запрос ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна» внутренних водных путей» указанное государственное учреждение информацией о теплоходе «3600» не располагает. Согласно ответа на запрос Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» теплоход «3600» снят с классификационного учета Московского филиала Российского Речного Регистра 01.02.1996. Последний раз судно предъявлялось к освидетельствованию судовладельцем ЗАО «Эпрон» 01.09.1995 года. Согласно сведений ЕГРЮЛ в Российской Федерации на 01.02.2018 года действующие юридические лица с наименованием ЗАО «Эпрон» отсутствуют. Имеются сведения о пяти юридических лицах с указанным наименованием, которые прекратили деятельность в период с 2004 по 2012 годы. По информации Департамента муниципального имущества Администрации МО Надымский район точка с координатами *№ обезличен* расположена на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен*, предоставленном по договору аренды от 20.10.2009 № 2009-42 ООО «Газпром добыча Ямбург». С учетом изложенного, имеются достаточные основания полагать, что собственник теплохода «3600» от него отказался. Ссылаясь на ст. ст. 225, 226 ГК РФ, указал, что орган местного самоуправления обязан поставить на учет бесхозяйную движимую вещь. Отсутствие у движимого имущества собственника при фактическом его нахождении на земельном участке, расположенном на территории МО Надымский район, в акватории Обской губы (залив Карского моря) в районе портопункта Ямбург приводит к невозможности его утилизации либо иного использования, что, в свою очередь, приводит к захламлению береговой полосы Обской губы в водоохраной зоне и загрязнению береговой полосы вследствие коррозии корпуса речного судна. Просит обязать Администрацию МО Надымский район признать бесхозяйным и поставить на учет судно теплоход «3600» рег. 3 194030, расположенное на земельном участке в пределах координат *№ обезличен*.

Истец извещен своевременно, надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель Департамента муниципального имущества Администрации МО Надымский район ФИО1 в судебном заседании против иска возражал, пояснил, что в силу диспозитивного характера нормы ст. 225 ГК РФ, муниципалитеты вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. В свою очередь Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ) регулирует правоотношения, связанные с судами, в т.ч. бесхозяйными. Ссылаясь на ст.ст. 17,18,19 КВВТ РФ, п. 2 Правил государственной регистрации судов, утв. Приказом Минтранса РФ от 2.10.2014 года № 278, судно, которое не имеет собственника или собственник которого не известен, либо от права собственности на которое собственник отказался, выявленное в соответствующем бассейне внутренних водных путей, подлежит учету в качестве бесхозяйного судна администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с настоящими Правилами. Глава У11 КВВТ РФ регулирует вопросы в отношении затонувшего имущества. Согласно ч. 2 ст. 45 КВВТ РФ, к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег. В силу ст. 47.1, 49, 51 КВВТ РФ, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется по требованию администрации бассейна внутренних водных путей владельцем затонувшего судна или собственником иного затонувшего имущества; при отсутствии такового бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте имеет право на полное возмещение понесенных им расходов на подъем затонувшего имущества от его реализации. Следовательно, учет, подъем и утилизация бесхозяйных судов осуществляется непосредственно Администрацией бассейна внутренних водных путей. Участие органов местного самоуправления в данном процессе законодательно исключено.

Третье лицо ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» о дате и времени судебного заседания извещена своевременно, просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Предоставила отзыв на иск, в котором указала, что указанный в исковом заявлении объект, расположенный в точке с координатами *№ обезличен* в районе портопункта Ямбург, находится за границами внутренних водных путей Российской Федерации. Указанный в исковом заявлении объект представляет собой остатки (фрагменты) корпуса судна и не подлежит постановке на специальный учет в качестве бесхозяйного судна в ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть».

Третье лицо ООО «Газпром добыча Ямбург» о дате и времени судебного заседания извещено своевременно, надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в отзыве на иск указал, что судно теплоход «3600» рег. *№ обезличен*, расположенное в пределах указанных в иске координат, расположено за пределами границ земельного участка с кадастровым *№ обезличен*, предоставленного Администрацией МО Надымский район в аренду Обществу в соответствии с договором аренды земельных участков от *дата**№ обезличен*. Исходя из фотоснимка, являющегося приложением к Акту планового (рейдового) осмотра, обследования Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от *дата**№ обезличен*, обнаруженные речные суда находятся не на земной поверхности, а в акватории Обской губы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно акта планового (рейдового) осмотра, обследования *№ обезличен* от *дата*, составленного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 по результатам проведения обследования акватории и водоохраной зоны Обской губы (залив Карского моря), судов, иных плавучих средств и других видов техники, находящихся в акватории и водоохраной зоне Обской губы (залив Карского моря), в ходе проведения осмотра обнаружено, что 1) МО п. Ямбург, в районе реки Нюдя-Монготоепоко располагается портопункт Ямбург, обслуживаемый ОАО «Северное речное пароходство» и ИП ФИО3. При осмотре водоохраной зоны на данном участке выявлено три затонувших судна в береговой линии по координатам *№ обезличен* в том числе судно с плохо считываемым номером «3600» и судно с названием «Юган».

По сообщению Обь-Иртышского филиала Российского Речного Регистра, теплоход «3600» рег.194030 снят с классификационного учета Московского филиала Российского речного Регистра 01.02.1996 года. Последний раз судно предъявлялось к освидетельствованию судовладельцем ЗАО «Эпрон» 01.09.1995 года.

ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» информацией о судне «3600» не располагает.

По сообщению Администрации МО Надымский район, судно «3600» с географическими координатами *№ обезличен* соответствует земельному участку с кадастровым номером *№ обезличен*, предоставленному по договору аренды земельных участков ООО «Газпром добыча Ямбург» от 20.10.2009 № 2009-42.

Согласно экспликации земельных участков (приложение к договору аренды), в состав объектов входит автодорога к морскому причалу, а также размещение погрузочно-разгрузочного участка, речного порта Управления ЯСК БПТОиК.

Следовательно, портопункт Ямбург включает в себя речной порт и морской причал.

Обская губа является заливом Карского моря, эстуарием реки Обь.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст. ст. 3, 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

Согласно ст. 51 ФЗ от 10.01.2002-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Глава VII КВВТ РФ регулирует вопросы в отношении затонувшего имущества.

Согласно ч. 2 ст. 45 КВВТ РФ к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.

Статьей 47.1 КВВТ РФ (введенной Федеральным законом от 28.07.2012 № 131-ФЗ) установлено, что в случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок.

В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

Согласно ст. 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.

Статьей 51 КВВТ РФ установлено право бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на полное возмещение понесенных им расходов на подъем затонувшего имущества за счет суммы, вырученной от его продажи, а также получение от собственника затонувшего имущества возмещения расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи.

Таким образом, учет, подъем и утилизация бесхозяйных судов осуществляется непосредственно Администрацией бассейна внутренних водных путей. Участие органов МСУ в данном процессе законодательством не предусмотрено.

ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» доказательств, подтверждающих тот факт, что судно теплоход «3600», расположенное в точке с координатами *№ обезличен* в районе портопункта Ямбург, находится за границами внутренних водных путей Российской Федерации, не предоставила.

Вместе с тем, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, глава У11 которого регулирует вопросы подъема затонувшего имущества, установлено, что правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, а также к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в акватории Северного морского пути.

К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег (ст. 107, ч.ч. 1 и 2).

В силу ч. 3 ст. 107 КТМ РФ, правила, установленные настоящей главой, не применяются к: подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества; подъему затонувшего морского имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на морском дне.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 109 Кодекса, в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.

В случае, если собственник затонувшего имущества известен, капитан морского порта уведомляет его о своем решении. В случае, если собственник затонувшего имущества не известен, капитан морского порта делает публикацию о сроках, установленных для подъема затонувшего имущества, в "Извещениях мореплавателям". В случае, если при этом известен флаг затонувшего судна, капитан морского порта направляет также соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

Статьей 111 Кодекса торгового мореплавания установлено, что администрация морских портов имеет право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если: собственник затонувшего имущества обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в соответствии с пунктом 1 статьи 109 настоящего Кодекса, но собственник затонувшего имущества не установлен или он не поднял затонувшее имущество и при необходимости не удалил или не уничтожил его в установленный срок; затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности в порту и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим).

Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет собственника такого имущества (ч.2).

В силу ст. 113 Кодекса, в случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества осуществлялись в соответствии с пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса, по истечении срока, предусмотренного статьей 112 настоящего Кодекса, администрация морских портов имеет право: продать поднятое затонувшее имущество или его часть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и получить за счет суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов на его подъем и других понесенных в связи с этим расходов; получить от собственника затонувшего имущества возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, и при уничтожении затонувшего имущества - возмещение расходов, понесенных в связи с уничтожением такого имущества.

Как следует из материалов дела, судно обнаружено в акватории Обской губы, актом осмотра констатирован факт обнаружения затонувших судов. Следовательно, требование истца о возложении на орган местного самоуправления обязанности признать бесхозяйным и поставить на учет судно теплоход «3600» противоречит требованиям законодательства.

На основании изложенного, требования Новоуренгойского транспортного прокурора, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новоуренгойского транспортного прокурора к Администрации МО Надымский район об обязании ответчика признать бесхозяйным и поставить на учет судно теплоход «3600» рег. № 194030, расположенное на земельном участке в пределах координат *№ обезличен* оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 20.03.2018 года

Копия верна. Судья суда

Решение не вступило в законную силу:20.03.2018 года

Подлинник решения хранится в деле № 2-338/2018 в Надымском городском суде.