ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-338/2021 от 21.12.2021 Медвенского районного суда (Курская область)

Дело № 2-338/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Медвенский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего – судьи Лариковой С.В.,

при секретаре Елизаровой В.А.,

с участием:

зам. прокурора <адрес> Чаплыгиной Н.В.,

представителя ответчика- администрации <адрес> ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетних членов многодетной семьи ФИО11ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения и просит возложить на администрацию поселка <адрес> обязанность провести мероприятия по обеспечению возможности технологического подключения (присоединения) земельного участка из категории земель населенных пунктов муниципального образования «<адрес>» <адрес> с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, к сетям (объектам) инженерной инфраструктуры: газоснабжению, водоснабжению, в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО11 по вопросу обеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного как многодетной семье, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории <адрес>» и на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка». Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ На момент предоставления земельного участка и на момент обращения с настоящим исковым заявлением, земельный участок объектами инженерной инфраструктуры не обеспечен, чем нарушаются жилищные и земельные права социально незащищенной категории граждан – несовершеннолетних детей. Поэтому прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании зам. прокурора <адрес>ФИО6 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 46:15:010106:1040, расположенный по адресу: <адрес> участок 73 имеет категорию: земли населенных пунктов-для индивидуального жилищного строительства. Согласно Устава, МО «<адрес>» имеет статус городского поселения. К вопросам местного значения поселка Медвенка относятся в том числе и организация в границах поселка Медвенка электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с чем обязанность по проведению мероприятий по обеспечению возможности технологического подключения (присоединения) земельного участка из земель населенных пунктов муниципального образования к сетям (объектам) инженерной инфраструктуры действующим законодательством возлагается непосредственно на орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.

Законный представитель несовершеннолетних ФИО2, ФИО2, ФИО4- ФИО11. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика – администрации <адрес>ФИО7 не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц – администрации <адрес>, администрации <адрес> в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. №2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Подпунктом 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории <адрес>» определен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и снятия граждан с данного учета, а также порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно.

Судом установлено, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО11, ФИО2, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО4 в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов муниципального образования «<адрес>» <адрес> с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО11, ФИО2, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО4 по 1/6 доли каждому.

Судом также установлено, что территория, на которой расположен указанный земельный участок, не обеспечена необходимой инженерной инфраструктурой, а именно отсутствует газоснабжение, водоснабжение.

Как следует из материалов дела, вышеуказанная семья на предоставленном земельном участке планирует осуществить строительство индивидуального жилого дома, однако она лишена возможности в полной мере осуществлять строительные работы, а также подвести к возводимому дому воду и газ, поскольку необходимые для этого коммуникации отсутствуют.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу ст.14 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относятся: владение, пользование распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения.

Так, в соответствии со ст.6 п. 1 п.п. 1, п.1.1 ФЗ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) отведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 8.1 ФЗ от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.

Согласно Устава МО «<адрес>» <адрес>, «<адрес>» образован в соответствии с <адрес> «О муниципальных образованиях <адрес>» и имеет статус городского поселения (ст.1). К вопросам местного значения поселка Медвенка относятся, в том числе организация в границах поселка Медвенка электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, иное вследствие значительной тяжести рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что именно на ответчике, являющимся органом местного управления и имеющим статус городского поселения, на территории которого находится предоставленный многодетной семье земельный участок лежит обязанность, связанная с его инфраструктурным оснащением.

Учитывая вышеизложенное, суд считает требования прокурора Медвенского района <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

По мнению суда, в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ ответчику необходимо установить срок совершения действий, при определении которого, суд учитывает финансовое положение ответчика, особенности местного бюджетного процесса и считает необходимым установить 36 месячный срок на исполнение вышеуказанной обязанности со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, достаточным и обоснованным.

Разрешая в порядке статьи 98 ГПК РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением гражданского дела, суд принимает во внимание, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Медвенского района <адрес> к администрации поселка Медвенка <адрес> об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры – удовлетворить.

Обязать администрацию поселка Медвенка <адрес> в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по обеспечению возможности технологического подключения (присоединения) земельного участка из категории земель населенных пунктов муниципального образования «<адрес>» <адрес> с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, к сетям (объектам) инженерной инфраструктуры: газоснабжению, водоснабжению.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес> суд через Медвенский районный суд <адрес> в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме – с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: (подпись) С.В. Ларикова

Копия верна

Судья Медвенского

районного суда С.В. Ларикова