Дело № 2-338/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года с. Садовое
Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Пашнанова С.О., при секретаре Манжеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании отказа в назначении пенсии по выслуге лет незаконным, возложении обязанности зачесть периоды работы в стаж государственной гражданской службы и назначить льготную пенсию по выслуге лет, взыскании государственной пошлины,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее – ОПФР по Республике Калмыкия, пенсионный орган), поименовав Клиентской службой (на правах отдела) в Сарпинском районе ОПФР по Республике Калмыкия, мотивируя следующим. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает в 4 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия начальником караула. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОПФР по Республике Калмыкия (ранее – ГУ-УПФР в Малодербетовском районе (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет как федеральному государственному служащему в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Однако решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности требуемого специального стажа. В стаж государственной гражданской службы для назначения досрочной пенсии не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в ПЧ № УГПС МЧС России по РК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ПЧ № Управление по обеспечению мероприятий ГО и СЧ РК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Управлении по ГО и ЧС Сарпинского района, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в отряде ГПС МЧС России по РК. Данный отказ ответчика считает незаконным, препятствующим реализации пенсионных прав, поскольку с момента назначения на должность он продолжает работать в занимаемой должности по настоящее время. Просит суд признать отказ пенсионного органа в досрочном назначении пенсии по старости незаконным, возложить обязанность зачесть указанные периоды работы в льготный стаж и назначить льготную пенсию по выслуге лет как федеральному государственному гражданскому служащему, взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в иске. Суду пояснил, что с момента назначения на должность начальника караула подразделение противопожарной службы неоднократно переименовывалось, но фактически его трудовые и должностные обязанности не менялись и осуществлялись им в одном и том же месте одного подразделения противопожарной службы. Просил учесть судебную практику по аналогичному делу.
Представитель ответчика ОПФР по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В возражениях на иск представитель ответчика ФИО1 в удовлетворении иска просил отказать, указав, что пенсионным органом при принятии оспариваемого решения об отказе ФИО2 в досрочном назначении страховой пенсии по старости учтено, что в спорные периоды времени истец работал в противопожарной службе Республики Калмыкия, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя пенсионного органа.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список, утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 2 упомянутого Постановления Правительства РФ № установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона «О пожарной безопасности», в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, подлежащую созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 18) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
В силу подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не обладают.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 занимал должность пожарного пожарной части № Отдела государственной противопожарной службы Республики Калмыкия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира отделения пожарной части № Отдела государственной противопожарной службы Республики Калмыкия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира отделения пожарной части № Управления государственной противопожарной службы Республики Калмыкия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира отделения пожарной части № Управления Государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира отделения пожарной части № Государственного учреждения «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сарпинского района», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – начальника караула пожарной части № Центра Управления Силами ФПС по Республике Калмыкия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – начальника караула пожарной части № Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – начальника караула пожарной части № ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – начальника караула 4 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МСЧ России по Республике Калмыкия.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ОПФР по Республике Калмыкия с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет как федеральному государственному служащему.
Решением комиссии пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, так как на момент обращения его льготный стаж составил, по мнению пенсионного органа, 17 лет 11 месяцев. В специальный стаж не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности командира отделения ПЧ-4 Управления государственной противопожарной службы МЧС Республики Калмыкия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности командира отделения ПЧ-4 Государственного учреждения «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сарпинского района», c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности командира отделения и начальника караула ПЧ-4 Государственного учреждения «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сарпинского района», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности начальника караула ПЧ-4 Отряда ОГПС МЧС России по Республике Калмыкия, как проходившие в государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Заявляя исковые требования о признании отказа пенсионного органа в назначении досрочной льготной пенсии и включении спорных периодов работы в льготный стаж, истцом ФИО2 указано на то, что в эти периоды он продолжал исполнять функции начальника отделения, начальника караула пожарной части, характер его работы, должностные обязанности не менялись, в связи с чем проведенная реорганизация в сфере государственного управления пожарной безопасности не может повлечь нарушение его пенсионных прав.
Вместе с тем суд находит заслуживающей внимания ссылку ответчика о том, что действующее правовое регулирование предусматривает назначение досрочной трудовой пенсии исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
По убеждению суда, юридически значимыми обстоятельствами, имеющими значение для дела в данном случае, являются выяснение обстоятельств какими полномочиями в области пожарной безопасности обладали организации, в которых осуществлял трудовую деятельность истец, а также источник и порядок их финансирования и, исходя из этого, установить – входят ли в спорные периоды подразделения противопожарной службы, в которых работал истец, в систему Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из справки Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия о переименовании пожарной охраны Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ явствует, что приказом МВД по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ№ Отряд ГПС переименован в Управление ГПС МВД по Республике Калмыкия; приказом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ Управление ГПС МВД по Республике Калмыкия переименовано в Управление МЧС России по Республике Калмыкия; приказом МЧС Республики Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ Управление МЧС Республики Калмыкия реорганизовано в Управление по делам ГО и ЧС Сарпинского района; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по делам ГО и ЧС Сарпинского района данное Управление реорганизовано в Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ МЧС России Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия реорганизован в ЦУС ФПС по Республике Калмыкия с ДД.ММ.ГГГГ; приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия с ДД.ММ.ГГГГ переименован в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия»; с ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия» реорганизовано в форме выделения из его состава ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия».
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Примерное положение об органе, уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного значения (далее – Положение 1).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее – Положение 2).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Республики Калмыкия № утверждено «Положение о Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия» (далее – Положение 3).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Республики Калмыкия № утверждено «Положение о Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия» (далее – Положение 4).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Республики Калмыкия № утверждено «Положение об Управлении по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия» (далее – Положение 5).
Из анализа Положений 1-5 следует, что указанные учреждения являются исполнительными органами государственной власти Республики Калмыкия, созданы в целях обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Калмыкия. Их финансирование осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
По сообщению и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПЧ-4 Управления Государственной противопожарной службы МЧС РК, ГУ «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сарпинского района», ПЧ-4 ЦУС ФПС по РК финансировались из бюджета Республики Калмыкия.
Анализируя положения действующего пенсионного законодательства, суд приходит к выводу, что правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не обладают.
При этом необходимо отметить, что противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта, финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации и не входит в структуру государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что работа истца в должности командира отделения пожарной части № Управления Государственной противопожарной службы МЧС РК, в должности командира отделения и начальника караула ГУ «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сарпинского района», в должности начальника караула ПЧ-4 Центра Управления Силами ФПС по РК в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, проходила в противопожарной службе Республики Калмыкия, в связи с чем указанные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следовательно, спорные периоды работы, относящиеся к противопожарной службе Республики Калмыкия, не могут быть учтены при решении вопроса о назначении досрочной пенсии.
Ссылки истца на судебное решение по гражданскому делу, рассмотренному по аналогичным обстоятельствам, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, учитывая, что в силу ст. 11 ГК РФ суды разрешают гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, тогда как решение суда по конкретному делу (судебный прецедент) в Российской Федерации не является источником права и не может служить основанием для принятия судебных решений и определений.
При таких обстоятельствах суд находит требования ФИО2 о признании отказа в досрочном назначении пенсии по старости незаконным, возложении обязанности зачесть период работы в льготный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию, как и о производное требование о взыскании государственной пошлины, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании отказа в назначении пенсии по выслуге лет незаконным, возложении обязанности зачесть периоды работы в стаж государственной гражданской службы и назначить льготную пенсию по выслуге лет, взыскании государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.
В окончательной форме решение принято 12 августа 2022 года.
Председательствующий С.О. Пашнанов