Дело № 2-338/2022
УИД55RS0№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Омская область р.п. Москаленки 21 июня 2022 года
Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Барабанова А.Н.,
при секретаре Руденко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «им. Димитрова» и Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «им. Димитрова» (далее по тексту СПК «им. Димитрова») и Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, в котором просили (с учётом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ), признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу:
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по письменному договору купли продажи, заключенному с СПК «им. Димитрова» в простой письменной форме, купил жилое помещение, расположенное по адресу: построенное продавцом хозяйственным способом в ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость недвижимого имущества составила 17500,00 рублей, которые покупатель полностью оплатил продавцу.
ФИО2 аналогичным способом ДД.ММ.ГГГГ купила у СПК «им. Димитрова» за 55000,00 рублей жилое помещение, расположенное по адресу: . Расчёт с продавцом покупателем произведён полностью и недвижимое имущество списано с баланса СПК.
С момента заключения указанных договоров купли-продажи, истцы проживают в жилых помещениях и пользуются ими как своими собственными.
Под каждым приобретённым жилым помещением, имеются самостоятельные выходы на отдельные земельные участки.
Так, под помещением, расположенным по адресу: , имеется самостоятельно сформированный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3000 кв.м., который принадлежит на праве собственности истцу ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство.
Второй земельный участок по адресу: , на момент рассмотрения дела не поставлен на кадастровый учёт. Просили удовлетворить исковые требования.
Истцы ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании участия не принимали, в заявлениях просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, уточнённые исковые требования поддерживают в полном объёме.
Ответчики СПК «им. Димитрова» и Администрация Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, в письменных заявлениях просили суд рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, исковые требования признают.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управления Росреестра по Омской области) ФИО3 в письменном отзыве на иск от ДД.ММ.ГГГГ, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие и указала следующее, что согласно исковому заявлению и приложенным к нему документам, усматривается, что приобретённые истцами жилые помещения, относятся к домам блокированной застройки в соответствии с пунктом 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые находятся в одном ряду общей боковой стеной (боковыми стенами), без проемов и имеющих отдельные выходы на земельные участки. В этой связи, суду следует признавать за истцами права на дома блокированной застройки. В соответствии с Законом № 218-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Все регистрационные действия осуществляются с момента обращения лица в регистрирующий орган с заявлением и иным необходимым документом. Основанием для осуществления государственного кадастрового учёта является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Изучив исковое заявление, письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 35, 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 153, п. 1 ст. 158, п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Сделки юридических лиц между собой и с гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки, должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по письменному договору купли продажи, заключенному с СПК «им. Димитрова» в простой письменной форме, купил жилое помещение, расположенное по адресу: . Стоимость недвижимого имущества составила 17500,00 рублей, которые покупатель полностью оплатил продавцу.
ФИО2 аналогичным способом ДД.ММ.ГГГГ приобрела за 55000,00 рублей у СПК «им. Димитрова» жилое помещение, расположенное по адресу: . Расчёт покупателя с продавцом произведён полностью, а недвижимое имущество списано с баланса СПК, что подтверждается письменными договорами купли-продажи, заявлением (отзывом) ответчика СПК, инвентарными карточками недвижимого имущества и квитанцией к приходно-кассовому ордеру. Проданное СПК «им. Димитрова» истцам недвижимое имущество по указанным выше адресам, было построено в ДД.ММ.ГГГГ году хозяйственным способом. С момента заключения договора купли-продажи, истцы проживают в указанных жилых помещениях и пользуются ими как своими собственными (л.д. 22, 26, 27, 81, 84, 87-90).
Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на приобретённые истцами жилые помещения, по указанным выше адресам, не зарегистрированы, а сведения об объекте недвижимости отсутствуют (л.д. 64-68).
Согласно справке администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71) спорные объекты недвижимости в реестре муниципального имущества сельского поселения не значится.
Согласно информации Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91), сообщения Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93), сведения об объекте недвижимости, расположенного по адресу: , в реестре федерального и муниципального имущества по Омской области, не значится.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре № (наследственное дело №) и выданного нотариусом Москаленского нотариального округа ФИО5, истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: по адресу:
Второй земельный участок по адресу: не поставлен на кадастровый учёт (л.д. 67).
Согласно техническому плану и по сведениям вышеперечисленных доказательств, под каждым приобретённым истцами одноэтажным жилым помещением, по указанным выше адресам, имеются самостоятельные отдельные земельные участки с отдельными выходами на них. Помещения расположены в одном ряду с общей боковой стеной, без проемов (л.д. 28-55).
В соответствии с п. 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
В соответствии со статьёй 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.
Замена ранее выданных документов или внесение в них изменений, внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении блока, указанного в части 1 настоящей статьи, не требуются и осуществляются по желанию правообладателей объектов недвижимости. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право на указанный в части 1 настоящей статьи блок, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления (ч.2).
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), с заявлением об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости указанных сведений (ч.3).
При изменении в соответствии с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости орган регистрации прав одновременно с изменением в отношении всех блоков вида объекта недвижимости на "здание", назначения объекта недвижимости на "жилой дом", вида разрешенного использования на "дом блокированной застройки" и исключением наименований объектов недвижимости, не соответствующих данному виду разрешенного использования, снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены указанные в части 3 настоящей статьи блоки (ч.4).
В случае, если созданный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона жилой дом блокированной застройки, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), расположен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, решение, указанное в части 3 настоящей статьи, может содержать указание на решение таких собственников о разделе данного земельного участка с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки. В этом случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в настоящей части раздела земельного участка (ч.5).
Внесение изменений в выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона разрешения на строительство жилых домов блокированной застройки, разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов блокированной застройки и иные документы, в которых содержатся указания на создаваемые или созданные жилые дома блокированной застройки (в значении, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), не требуется (ч.6).
В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома; дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Из Письма Росреестра от 28.03.2022 N 14-2287-ТГ/22 (статья 16 Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 476-ФЗ), вступившего в силу 01.03.2022) следует, что согласно указанной статье:
блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ, далее - ГрК), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК, со дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании (часть 1);
в случае, если до дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных Законом N 476-ФЗ. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в ЕГРН указанных сведений (часть 3);
при изменении в соответствии с указанным заявлением вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости орган регистрации прав одновременно с изменением в отношении всех блоков вида объекта недвижимости на "здание", назначения объекта недвижимости на "жилой дом", вида разрешенного использования на "дом блокированной застройки" и исключением наименований объектов недвижимости, не соответствующих данному виду разрешенного использования, снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены указанные в части 3 статьи 16 Закона N 476-ФЗ блоки (часть 4);
решение, указанное в части 3 статьи 16 Закона N 476-ФЗ, может содержать указание на решение таких собственников о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки. В этом случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 статьи 16 Закона N 476-ФЗ, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в настоящей части раздела земельного участка (часть 5).
С учетом изложенного, в силу положений Закона N 476-ФЗ здание, помещение может быть признано жилым домом в случае соответствия признакам, предусмотренным пунктом 40 статьи 1 ГрК. Подготовка каких-либо заключений в данном случае Законом N 476-ФЗ не предусмотрена.
При этом до завершения соответствующей доработки федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН) при поступлении таких заявлений рекомендуется:
осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на образуемые земельные участки (если решение собственников содержит указание о разделе земельного участка и представлено соответствующее заявление с межевым планом) и в отношении "помещений" (блоков) - государственный кадастровый учет изменений:
- вида объекта путем указания в поле "Наименование помещения" вкладки "Характеристики помещения", а также во вкладке "Дополнительные сведения" ФГИС ЕГРН слов "Объект недвижимости признан самостоятельным зданием с назначением "жилой дом" в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Отметка);
- вида разрешенного использования объекта на "дом блокированной застройки";
сведения о наименовании помещения, содержавшиеся в ЕГРН до внесения Отметки, исключить в соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 476-ФЗ;
связь земельного участка с "помещением", а также "помещения" с земельным участком указывать во вкладке "Дополнительные сведения" ФГИС ЕГРН;
вести реестр (перечень) объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесена Отметка, а также соответствующих земельных участков.
После доработки ФГИС ЕГРН в отношении всех объектов недвижимости, в сведения о которых была внесена Отметка, органу регистрации прав в течение пяти рабочих дней надлежит:
изменить вид объекта с "помещение" на "здание";
указать назначение здания "жилой дом";
указать связь с земельным участком (и земельного участка с объектом);
исключить Отметку из поля "Наименование помещения" вкладки "Характеристики помещения", вкладки "Дополнительные сведения" ФГИС ЕГРН.
Также органу регистрации прав в силу части 4 статьи 16 Закона N 476-ФЗ одновременно с указанными изменениями необходимо снять с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены объекты недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесена Отметка.
Оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам положений статей 59, 60, 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с вышеуказанными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что приобретённые жилые помещения истцами, по договорам купли-продажи в простой письменной форме, по которым сторонами (продавцом и покупателями) выполнены все условия сделок и обязательства сторон, фактически относятся к домам блокированной застройки в соответствии с пунктом 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку они находятся в одном ряду с общей боковой стеной и имеют отдельные выходы на земельные участки, на которых расположены. Истцы приобрели на них право собственности, на основании заключенных вышеуказанных письменных договоров купли-продажи с СПК «им. Димитрова» в соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иное нарушало бы конституционное право истцов на жилище, предусмотренное статьями 35, 40 Конституции Российской Федерации.
Притязания на данные объекты недвижимого имущества со стороны третьих лиц отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Требований о взыскании с ответчиков государственной пошлины, истцы не заявляют и не желают.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «им. Димитрова» и Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: .
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: .
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
ВЕРНО
Судья А.Н. Барабанов