ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3390 от 28.09.2010 Серпуховского городского суда (Московская область)

                                                                                    Серпуховский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Серпуховский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-3390/2010 .

.

.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Серпуховского городского суда

Московской области

город Серпухов

28 сентября 2010 года

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре Новиковой А.А.,

с участием:

помощника прокурора города Серпухова Кобозевой О.А.,

представителя заявителя ФИО1 - ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3 - ФИО4,

представителей Территориальной избирательной комиссии г.Серпухова - ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» ФИО3,

установил:

27 сентября 2010 года в Серпуховский городской суд поступило заявление от ФИО1, зарегистрированного кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» об отмене регистрации другого кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» - ФИО3.

Заявитель ФИО1 обращаясь в суд, указывает, что в период своей избирательной кампании кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» ФИО3 были допущены нарушения избирательного законодательства РФ и в соответствии с п.7 ст.76 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» ФИО3 подлежит отмене по следующим основаниям: в соответствии с ч.1 ст.47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. Согласно ч.2 ст.47 закона все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет. В соответствии с п.4 ч.3 ст.47 Закона избирательные фонды кандидатов создаются (среди прочего) за счет добровольных пожертвований юридических лиц. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата согласно ч.5 ст.47 Закона не может превышать двадцати тысяч рублей. Предельный размер расходования средств избирательного фонда при выборах главы муниципального образования не может превышать одного миллиона рублей. В соответствии с ч.8 ст.47 Закона при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 статьи 47 Закона. В случае не указания юридическим лицом вышеуказанных сведений согласно п.13 ч.6 ст.47 Закона данное пожертвование признается анонимным. В соответствии с ч.9 ст.47 Закона пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход местного бюджета в течение десяти дней со дня его поступления на счет. В период с момента открытия специального избирательного счета, а именно с  в избирательный фонд кандидата ФИО3 аккумулируемого на специальном избирательном счете  поступили многочисленные добровольные пожертвования юридических лиц. При этом часть пожертвований юридических лиц поступили с нарушением избирательного законодательства. Так, в ряде добровольных пожертвований юридических лиц неверно указана дата регистрации юридического лица. По сведениям, размещенным на интернет ресурсе Федеральной налоговой службы РФ, юридические лица имеют иную дату регистрации, нежели указанная в платежных поручениях:  Сумма добровольных пожертвований юридических лиц указавших дату регистрации несоответствующей действительности вследствие чего поступивших с нарушением ч.8 ст.47 Закона и не перечисленного в доход местного бюджета составляет  рублей. Дополнительно к указанным незаконно перечисленным пожертвованиям следует добавить пожертвования следующих юридических лиц: . Данные добровольные пожертвования являются анонимными так как предприятия имеют иные наименования, отличные от наименований указанных на интернет ресурсе ФНС РФ. С учетом того, что три юридических лица уже указаны в первом перечне, к сумме  рублей прибавляется  рублей (добровольное пожертвование ») соответственно сумма средств поступивших с нарушением составляет  рублей. По состоянию на  в избирательный фонд кандидата ФИО3 поступило  рублей. Возвращено добровольных пожертвований на сумму  рублей. Соответственно средств оставшихся на избирательном счете составляет  рублей. Израсходовано для целей избирательной кампании  рублей. Остаток на избирательном счете  рублей. В соответствии с ч.5 ст.49 Закона кандидаты вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном настоящим Законом порядке. Использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного Законом МО N 101/2006-ОЗ ( рублей) в соответствии с п.п. «б» п.7 ст.76 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены регистрации кандидата на соответствующих выборах. Средства, поступившие с нарушением, подлежат перечислению в доход местного бюджета и использование этих средств является ничем иным как использованием средств помимо избирательного фонда. Совокупность добровольных пожертвований, поступивших с нарушением избирательного законодательства РФ составляет  рублей, а остаток на счете  рублей. Следовательно не менее чем  рублей, что составляет более % средств от размера избирательного фонда, израсходованы кандидатом ФИО3 помимо избирательного фонда. В соответствии с п.1 ст.39 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Использование денежных средств поступивших с нарушением избирательного законодательства РФ кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» ФИО3 ставит его в неравные положения по отношению к остальным кандидатам. На основании ст.75, 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» просит суд отменить регистрацию зарегистрированному кандидату на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» ФИО3.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3 заявленные требования не признала и пояснила, что нарушений избирательного законодательства ФИО3 не допускал. Представитель заинтересованного лица ФИО3 с требованием об отмене его регистрации не согласилась, указав, что первым основанием к отмене регистрации ФИО1 указывает, что 23 юридических лица, осуществившие добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата ФИО3 неверно указали дату регистрации юридического лица, в связи с чем перечисленные данными юридическими лицами денежные средства в общей сумме  рублей считает поступившими с нарушением требований ч.8 ст.47 закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» и поэтому они должны быть перечислены в местный бюджет. Согласно ч.8 ст.47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» - при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Если обратиться к платежным поручениям юридических лиц, то будет видно, что все необходимые данные, указанные в ч.8 ст.47 вышеуказанного закона имеют место быть. Таким образом, денежные средства, поступившие в фонд кандидата ФИО3 от юридических лиц, поступили законно и в соответствии с ч.9 ст.47 закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» анонимными пожертвованиями не являются, а в силу закона, только анонимное пожертвование подлежит перечислению в местный бюджет. Кроме того, в силу допущенной технической ошибки в платежных документах в части указания даты регистрации, юридическими лицами в адрес Управляющей Сберегательным банком России  были написаны соответствующие письма с указанием даты регистрации юридического лица. В соответствии с ч.9 ст.47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» - кандидат, избирательное объединение не несут ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частями 7 и 8 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований. Аналогичная норма содержится и в ч. 9 ст. 58 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Согласно пункта 3.15 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденная решением Избирательной комиссии Московской области от 12.05.2008г. № 515 (в редакции от 07.04.2009г. № 748) - кандидат, избирательное объединение, их уполномоченные представители по финансовым вопросам не несут ответственности за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частями 7,8 статьи 58 Федерального закона, оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение, их уполномоченные представители по финансовым вопросам своевременное не получили информацию о неправомерности этих пожертвований. Таким образом, доводы, изложенные заявителем являются надуманными и необоснованными. Вторым основанием к отмене регистрации ФИО3 указано, что добровольные пожертвования, поступившие от 4-х юридических лиц, являются анонимными в силу того, что имеют другие наименования от наименований, указанных на Интернет ресурсе ФНС РФ. Согласно ч.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ - в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся на ряду с другими сведения о полном, в случае, если имеется, сокращенном наименовании юридического лица. В данном случае, 4 юридических лица, приведенные в таблице , в платежных документах, указали свое сокращенное наименование, что не противоречит требованиям действующего законодательства, а также ими был указан ИНН -идентификационный номер налогоплательщика, который присваивается юридическому лицу при регистрации и при осуществлении операции по перечислению денежных средств с расчетного счета юридического лица у банка, осуществлявшего операцию по снятию денежных средств не возникло никаких сомнений в наименовании организации. В силу ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ - государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Представители Территориальной избирательной комиссии города Серпухова поддержали заявление ФИО1 об отмене регистрации кандидата ФИО3, согласившись с доводами заявления, поступившего в суд от ФИО1.

Проверив письменные материалы дела, выслушав представителя ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО3, представителей территориальной избирательной комиссии г.Серпухова, заслушав прокурора Кобозеву О.А., суд считает, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

Материалами дела установлено, что решением от 16 июля 2010 года №579/90 Совета депутатов города Серпухова Московской области на 10 октября 2010 года назначены выборы Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области».

Решением Территориальной избирательной комиссии города Серпухов от 29.08.2010 года №135 кандидатом на пост Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» зарегистрирован ФИО1 (л.д.14).

Решением Территориальной избирательной комиссии города Серпухов от 11.09.2010 года №377 кандидатом на пост Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» зарегистрирован ФИО3 (л.д.13).

В соответствии с частью 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

В силу ч.6 ст.259 ГПК РФ заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

Следовательно, ФИО1 вправе обращаться в суд с указанными требованиями, и данные требования подсудны Серпуховскому городскому суду.

В соответствии с п.«б» ч.7 ст.76 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее федеральный закон №67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Суд отмечает, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к лицам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах. Отмена регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе в реализации этим лицам пассивного избирательного права.

В силу подпункта "н" пункта 6 ст.58 Федерального закона N67-ФЗ запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения; либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения.

В соответствии с подп.13 ч.6 ст.47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединенийанонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения; либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения.

Из приведенных норм закона следует, что избирательное законодательство требует идентификации пожертвования в избирательный фонд с личностью жертвователя, идентификацией юридического лица. Как видно из представленных платёжных поручений эти требования закона жертвователями были соблюдены, поскольку во всех из них в отношении юридического лица указаны: 1) идентификационный номер налогоплательщика; 2) название; 3) банковские реквизиты. Сведений о том, что какое-либо из этих сведений является недостоверным, не имеется. Является необоснованной ссылка заявителя на то, что пожертвования являются анонимными из-за того, что жертвователями указаны недостоверные сведения в части указания неправильной даты регистрации юридического лица. Суд считает, что из толкования нормы закона, на которую ссылается заявитель, следует, что анонимным жертвователем может быть только юридическое лицо, которое либо не указало какое-либо из трёх указанных позиций (идентификационный номер налогоплательщика; название; банковские реквизиты), либо указало недостоверные сведения (т.е. не соответствующие действительности), но применительно к этим трём позициям, а не к какой-либо иной информации, какая должна указываться в платёжном поручении.

Указанные положения избирательного законодательства служат именно для осуществления контроля как со стороны кандидата, так и со стороны избирательных комиссий за правомерностью формирования соответствующего избирательного фонда.

Законодательство о выборах устанавливает четкий порядок действий кандидата при поступлении пожертвований от юридических и физических лиц: кандидат обязан знакомиться с банковскими документами о поступлении пожертвований на его специальный избирательный счет; убедиться, прежде чем начать расходование поступивших средств, в том, что среди жертвователей нет лиц, которым запрещено вносить пожертвование, а также в том, что платежные документы жертвователей оформлены надлежащим образом (с указанием всех необходимых реквизитов).

Указанной обязанности кандидата соответствует обязанность отделения Сберегательного банка Российской Федерации, в соответствии с которым кредитная организация, где открыт специальный избирательный счет, по требованию соответствующей избирательной комиссии, кандидата обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, по представлению соответствующей избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.

Следовательно, в случае выявления кандидатом пожертвования, внесенного с нарушением закона, такое пожертвование подлежит либо возврату жертвователю, либо перечислению в доход бюджета (если пожертвование анонимное). Такие неправомерные пожертвования не могут быть использованы для целей избирательной кампании кандидата, в том числе для внесения избирательного залога.

Статья 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не предусматривает возможности какого-либо уточнения платежных документов жертвователей после перечисления пожертвований. В случае, если в платежном документе не указаны установленные законодательством сведения, пожертвование подлежит возврату, и оно может быть перечислено вновь с уже полными обязательными сведениями.

В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, кандидат, избирательное объединение не несут ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пп.7, 8 статьи 58 закона и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.

Судом установлено, что действительно, на счет избирательного фонда кандидата ФИО3 поступили денежные средства, перечисленные юридическими лицами и в платежных поручениях указаны неправильные даты регистрации юридических лиц, действительными датами регистрации указанных юридических лиц являются иные даты. Данное обстоятельство было также проверено и подтверждено представителями территориальной избирательной комиссии, на которую прежде всего возлагается обязанность предпринимать активные действия по своевременному предоставлению информации о возможном указании жертвователями недостоверной информации с освобождением кандидата от ответственности до получения подтверждающих сведений.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку ФИО3 не обладал информацией о недостоверности сведений относительно даты регистрации юридических лиц, являющихся жертвователями, он вправе был использовать поступившие денежные средства для финансирования своей избирательной кампании, и не может нести публично-правовую ответственность в виде отмены регистрации кандидата.

Также не является основанием к отмене регистрации кандидата ФИО3 и довод заявителя о том, что в платежных поручениях неправомерно сокращены наименования юридических лиц. В соответствии со ст.1473 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что какие-либо ограничения или запреты, предусмотренные избирательным законодательством для перечисления указанными юридическими лицами пожертвований в избирательный фонд кандидата, отсутствуют, следовательно, кандидат ФИО3 вправе был использовать поступившие указанные денежные средства для финансирования своей избирательной кампании.

С учетом изложенного, оснований для отмены регистрации кандидата ФИО3 не имеется.

Поскольку нарушений избирательного законодательства, влекущих отмену регистрации кандидата допущено не было, в удовлетворении заявленных ФИО1 требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Серпухов Московской области» ФИО3, ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Кассационная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий Коляда В.А.