Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3392/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.
при секретаре Иевлевой Г.Б.
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 мая 2011 года гражданское дело по иску ФИО2 к ФКУ «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Министерству финансов Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными, обязанности предоставить свидания со священнослужителем, взыскании компенсации морального вреда, обязанности предоставлять необходимые документы, запрашиваемые судами и их должностными лицами,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми) о признании действий (бездействия) незаконными, обязанности предоставить свидания со священнослужителем, взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб., обязанности предоставлять документы, запрашиваемые судами и их должностными лицами.
В обоснование заявленных требований указал, что с февраля 2009 года находится под стражей в ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН по Республике Коми. В сентябре 2009 года ему вынесен обвинительный приговор.
Осуждение и лишение свободы стало для него психологическим шоком. Узнав, что у изолятора есть духовный окормитель - иерей А.Н., он подал заявление о предоставлении встречи с батюшкой РПЦ, его родные получили необходимое разрешение от судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми. Однако встреча с батюшкой предоставлена не была.
25 января 2010 года в отношении него было начато новое судебное разбирательство в Зеленецком судебном участке Сыктывдинского района Республики Коми. Он обратился к мировому судье с заявлением о предоставлении встречи с батюшкой РПЦ при ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН по Республике Коми. Письмом мировой судья разъяснила, что для получения разрешения необходимо представить копии документов, подтверждающих соблюдение установленного порядка регистрации религиозного объединения, к которому принадлежит батюшка РПЦ, а также его фамилию, имя, отчество и паспортные данные.
Он неоднократно подавал в воспитательную часть заявления о предоставлении указанных документов, но его обращения были проигнорированы. Сам отец А сообщил его родным, что для встречи необходимо разрешение воспитательной части изолятора.
Позже мировой судья разъяснила его родным, что он находится в изоляторе на основании вступившего в законную силу приговора суда, в связи с чем разрешение на встречу с батюшкой должен выдавать начальник изолятора. Однако ему вновь было разъяснено, что для этого необходимо разрешение судьи.
Судом на основании ст. 40 ГПК РФ в связи с характером спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми.
Министерством финансов Российской Федерации представлен письменный отзыв, в котором указано, что в исковом заявлении не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что указанные ФИО2 действия (бездействие) должностных лиц ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми могли повлечь причинение ему морального вреда, а также устанавливающих причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и причинённым вредом. Также в исковом заявлении не содержится доказательств перенесённых нравственных или физических страданий.
ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми в письменном отзыве на исковое заявление просит отказать в удовлетворении требований ФИО2 в полном объёме.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми ФИО2 отказано в удовлетворении исковых требований к ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными, обязанности предоставлять свидания со священнослужителем, взыскании компенсации морального вреда.
На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании истец, представитель ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по РК, надлежаще извещённые о времени и месте судебного рассмотрения дела, участия не принимали. С учётом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель соответчика Министерства финансов РФ ФИО1 иск не признал, поддержав доводы письменного возражения.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО2 был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. ... ст. ..., п. «в» ч. ... ст. ... УК РФ, после чего был заключен под стражу в ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми.
Приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми ФИО2 был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. ... ст. ..., п. «...» ч. ... ст. ... ч. ... ст. ... УК РФ, с назначением наказания на основании ч. ... ст. ..., ч. ... ст. ... УК РФ виде лишения свободы в исправительной колонии строго режима.
На основании кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Коми приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми был изменён: действия ФИО2 переквалифицированы с ... на .... На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ..., окончательно ФИО2 было назначено ... лет ... дней лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми вступил в законную силу .
14 сентября 2009 года в период нахождения ФИО2 в ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми в качестве подсудимого по уголовному делу, рассматриваемому Сыктывкарским городским судом Республики Коми, его сестрой И.В. было получено разрешение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми на посещение ФИО2 иереем А..
По утверждению истца, свидания с иереем А. на основании указанного разрешения ему должностными лицами ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми не предоставлялись.
Как провозглашено в ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с данной Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьёй 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантированы свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 6 названного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ст. 17 Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 Федерального закона, а также право отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых.
Согласно ст. 18 Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
Пунктом 103 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189, предусмотрено, что для оказания духовной помощи подозреваемым и обвиняемым по их просьбе и с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, допускается приглашение в СИЗО священнослужителей зарегистрированных в Российской Федерации религиозных объединений. Услуги служителей религиозных культов оплачиваются из средств подозреваемых или обвиняемых, находящихся на их лицевых счетах.
Из анализа вышеприведённого пункта следует, что приглашение священнослужителя в следственный изолятор осуществляется администрацией следственного изолятора при наличии двух условий: - просьбы подозреваемого и обвиняемого о таком приглашении; - наличии разрешения на свидание со священнослужителем.
между УФСИН России по Республике Коми и Сыктывкарской и Воркутинской епархией Русской Православной Церкви было заключено соглашение о проведении совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию спецконтингента.
Как следует из содержания п. 2.1 данного соглашения, УФСИН обязуется: - оказывать всемерную поддержку и содействие деятельности епархии в учреждениях УФСИН по духовному окормлению осужденных; - обеспечивать закрепленным священнослужителям епархии аудитории с целью осуществления духовной миссии как среди сотрудников, так и осужденных; - обеспечить наличие помещений (при отсутствии храма и молитвенной комнаты) для проведения православных треб; - оказывать епархии содействие в проведении лекториев и культурно-просветительских вечеров с привлечением коллективов духовной музыки и пения и иных творческих коллективов для сотрудников и осужденных; - участвовать в работе круглых столов; - информировать епархию о результатах взаимодействия между учреждениями УФСИН и местными приходами.
Епархия, в свою очередь, согласно п. 2.2 соглашения, обязуется: - использовать имеющийся православный потенциал для эффективной проповеднической и духовно-просветительской деятельности в учреждениях УФСИН, направленной на возрождение духовно-нравственного воспитания сотрудников и осужденных, а также духовное исцеление осужденных, содержащихся в учреждениях УФСИН; - проводить духовно-просветительскую деятельность среди сотрудников уголовно-исполнительной системы и осужденных, содержащихся в учреждениях УФСИН; - оказывать практическую и консультативную помощь УФСИН в оборудовании и оформлении молитвенных комнат и храмов Русской Православной Церкви, имеющихся и строящихся на территории исправительных учреждений УФСИН; - оказывать помощь учреждениям УФСИН в организации и проведении культурно-просветительских вечеров с приглашением церковных хоров, представителей творческой интеллигенции; - организовывать для осужденных воскресные школы, проведение занятий по основам православного вероучения, христианской нравственности и православной культуры; - осуществлять на постоянной основе методическое руководство заочным обучением осужденных, занимающихся в православной гимназии г. Сыктывкара; - обеспечить закрепление священнослужителей за каждым учреждением УФСИН для обеспечения духовного окормления сотрудников и осужденных, а также вести учёт их посещений; - организовывать благотворительные акции в помощь осужденным; - оказывать содействие в проведении мероприятий, направленных на социализацию и реабилитацию осужденных, а также лиц, освобождаемых из исправительных учреждений УФСИН.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, за ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми для обеспечения духовного окормления сотрудников и осужденных закреплён иерей А., разрешение на свидания с которым было выдано обвиняемому по уголовному делу, рассматриваемому Сыктывкарским городским судом Республики Коми, ФИО2 судьёй указанного суда.
Учитывая, что приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми вступил в законную силу , выданное ФИО2 разрешение действовало в период с 14 сентября 2009 года по 15 января 2010 года.
Таким образом, в указанный период при наличии просьбы ФИО2 во встрече со священнослужителем ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми надлежало пригласить иерея А. в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания истца.
Согласно п. 91 – 93 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 (в редакции на момент спорных правоотношений), представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации СИЗО, регистрируются в журнале и докладываются начальнику СИЗО, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток.
В материалах дела имеется письменное заявление ФИО2, адресованное в воспитательную часть ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми, о предоставлении свидания с батюшкой РПЦ. Указанное заявление зарегистрировано 24 сентября 2009 года под номером 221 в журнале № 122 приёма подозреваемых, обвиняемых и осужденных по личным вопросам ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми. Тогда же, 24 сентября 2009 года, ФИО2 разъяснен порядок свидания со священнослужителем.
Согласно журналу учёта посещений представителей религиозных конфессий, общественных и иных организаций, после подачи ФИО2 24 сентября 2009 года заявления о предоставлении свидания со священнослужителем и по 15 января 2010 года (дата, по которую действовало разрешение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми на свидание со священнослужителем) иерей А. посетил ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми только однажды, 11 декабря 2009 года. Последний провёл беседу с сотрудниками ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми, а также с осужденными х/о.
Доказательств, свидетельствующих о том, что со стороны администрации ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми имели место действия, направленные на организацию встречи ФИО2 и священнослужителя 11 декабря 2009 года, не предоставлено.
Ссылки ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по РК на извещение сотрудником воспитательного отдела отца А. по телефону о желании ФИО2 встретиться с ним, не подтверждены соответствующими доказательствами. При этом суд учитывает, что такими доказательствами могли являться соответствующие уведомления в адрес Сыктывкарской и Воркутинской епархии Русской Православной Церкви в рамках исполнения соглашения о проведении совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию спецконтингента, а также уведомления в адрес ФИО2 о принятых мерах по реализации его права на вероисповедание.
Соответственно, суд считает обоснованными доводы ФИО2 о наличии бездействия сотрудников ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по РК, нарушающего его права и законные интересы.
Постановлением мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми ФИО2 был оставлен в ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми до рассмотрения уголовного дела в отношении него по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «...» ч. ... ст. ... УК РФ. Мера пресечения обвиняемому ФИО2 в виде подписки и невыезде была оставлена без изменения.
ФИО2 подготовил на имя мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми заявление, в котором просил разрешить ему на протяжении судебного процесса встречи с батюшкой РПЦ на территории ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми.
Письмом мировой судья разъяснил ФИО2 о необходимости для получения разрешения представления копий документов, подтверждающих соблюдение установленного порядка регистрации религиозного объединения, к которому принадлежит батюшка РПЦ, а также его данные: фамилия, имя, отчество, паспортные данные.
Довод ФИО2 о том, что ему не были предоставлены указанные данные администрацией ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми, суд считает несостоятельным, поскольку сведений об обращениях ФИО2 о предоставлении ему данных о иерее А. материалы дела не содержат.
В силу ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ).
Часть 1 ст. 14 УИК РФ гарантирует осужденным свободу совести и свободу вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
На основании ч. 4 ст. 14 УИК РФ к осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
Учитывая, что ФИО2 был оставлен в ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми на основании постановления мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми , рассматривающего в отношении него уголовное дело, по которому была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, что он отбывал уголовное наказание в следственном изоляторе на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда, его право на свидание со священнослужителем должно было быть реализовано администрацией ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми в порядке, предусмотренном положениями ст. 14 УИК РФ, при этом разрешения мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми не требовалось.
Как следует из содержания журнала учёта посещений представителей религиозных конфессий, общественных и иных организаций, иерей А. 24 марта 2010 года посетил ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми; в ходе этого посещения у него состоялась беседа с ФИО2.
С заявлением о предоставлении свидания со священнослужителем ФИО2 обратился повторно 18 мая 2010 года, что зафиксировано в журнале учёта приёма по личным вопросам Р.И. . Согласно отметке в названном журнале, ФИО2 был разъяснен порядок встречи со священнослужителем.
По письменному заявлению ФИО2 администрацией ФБУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми не было организовано ему свидание со священнослужителем, несмотря на то, что последний посещал учреждение в июне (дважды), в августе (дважды), сентябре и октября 2010 года.
Посещение иереем А. осужденного ФИО2 состоялось только 15 февраля 2011 года, когда настоящее исковое заявление уже было рассмотрено Сыктывкарским городским судом Республики Коми.
Таким образом, в период содержания ФИО2 в качестве осужденного в ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИМН России по РК незаконный отказ сотрудников ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по РК обеспечить реализацию права на вероисповедание повлёк нарушение неимущественных прав истца.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый личности гражданина подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего следующие элементы: - причинение вреда; - противоправность поведения причинителя вреда; - причинная связь между его противоправным поведением и наступившим вредом; - вина причинителя вреда.
В силу статей 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на государство только в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В таких случаях государство принимает на себя ответственность за действия третьих лиц, выступая тем самым гарантом возмещения ущерба пострадавшим, поскольку они во многих случаях не имели бы практической возможности реализовать свое право на возмещение ущерба, либо такое возмещение не соответствовало бы характеру чрезвычайности, будучи отсроченным. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах, преследующий цели поддержания социальных связей, сохранения социума. Организуя систему компенсаций, государство выступает не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
В соответствии с п. п. 1, 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. Одной из основных задач ФСИН России является исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний. Согласно п. 13 Положения, финансирование расходов на содержание предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. В соответствии со ст. 74 УИК РФ, к видам исправительных учреждений относятся исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по РК учреждено Правительством РФ в лице Федеральной службы исполнения наказаний России. В соответствии с п. 1.2, 1.3 Устава ФКУ «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» учредителем учреждения является Российская Федерация, учреждение находится в ведении ФСИН России.
Таким образом, поскольку ущерб личным неимущественным правам ФИО2 причинен действиями сотрудников государственного органа, в силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В силу ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 данного Кодекса. Моральный вред, причинённый действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер причинённых истцу нравственных страданий, обусловленных нарушением его конституционного права на вероисповедание, и считает необходимым взыскать в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере ... руб.
Требования ФИО2 об обязанности ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по Республике Коми предоставлять ему свидания со священнослужителями, предоставлять необходимые документы, запрашиваемые судами и их должностными лицами, удовлетворению не подлежат, так как данное требование не направлено на защиту нарушенного права ввиду того, что в настоящее время ФИО2 не содержится в данном учреждении, 01 апреля 2011 года ФИО2 была направлен в ФКУ ИЗ-11/2 ГУФСИН России по Республике Коми.
Требование об обязанности предоставления свиданий со священнослужителем не основано на законе, поскольку на администрацию исправительного учреждения возложены только обязанности по содействию реализации права содержащегося в исправительном учреждении лица на свидания со священнослужителем.
Кроме того, указанные требования основаны на предположении истца о возможном нарушении ответчиком в будущем его прав, ввиду чего не основаны на законе.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ФКУ ИЗ-11/1 ГУФСИН России по РК подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере ... руб. Министерство финансов РФ, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие ФКУ «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» по необеспечению права ФИО2 на свидание со священнослужителем.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда на сумму ... руб.
Отказать ФИО2 в удовлетворении иска к ФКУ «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Министерству финансов Российской Федерации об обязанности предоставить свидания со священнослужителем, предоставлять необходимые документы, запрашиваемые судами и их должностными лицами.
Взыскать с ФКУ «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» государственную пошлину в доход бюджета в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения .
Председательствующий И.В. Смолева