ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3392/20 от 09.02.2021 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2-395/2021

УИД 86RS0007-01-2020-006928-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2021 года г.Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе

председательствующий судья Заремба И.Н.

при секретаре Голубевой Н.И.

с участием

истца Рябоконь В.Н.

представителя истца Сенько В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рябоконь Виктора Николаевича к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» о перерасчете заработной платы, выплаты недополученной заработной платы и денежной компенсации за моральный ущерб,

УСТАНОВИЛ:

Рябоконь В.Н. обратился в суд с иском к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» (далее МП НРМУ «ТТП»), в котором просил обязать ответчика выплатить ему сумму недополученной заработной платы за период с 01 мая 2020 по 30 ноября 2020 года в размере 387 706,55 рублей, в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей, а также судебные расходы, связанные с подачей иска в суд.

Требования мотивированы тем, что он работает в МП НРМУ «ТТП» в соответствии с трудовым договором № с (дата) года по настоящее время в должности водителя 1 класса автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости. Апелляционным определением по делу № 33-5880/2020 судебной коллегией по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 октября 2020 года установлено, что МП НРМУ «ТТП» оплачивало его труд исходя из месячной тарифной ставки 13 330 рублей, не соответствующей требованиям Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020 - 2022 годы. Так же, применяемый работодателем при исчислении заработной платы истца межтарифный коэффициент не соответствует требованиям Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы.

В ходе судебного заседания истец увеличил требования и просил, в том числе обязать ответчика выплатить ему недополученную заработную плату за период с (дата) по (дата) года в размере 12 660,57 рублей, компенсацию за задержку заработной платы за период с (дата) по (дата) года в соответствии со ст.236 ТК РФ на момент выплаты (л.д.132).

В судебное заседание не явился представитель ответчика, о дне и месте слушания дела был надлежаще извещен, предоставил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении иска отказать в полном объёме по тем основаниям, что перерасчет заработной платы истцом произведен с ошибками: на премию за работу без кондуктора (размер которой зависит от выручки) не начисляется районный коэффициент и северная надбавка. Расчет ТО 2 производится из расчета среднего заработка. Ответчик произвел расчет заработной платы истца с января по ноябрь 2020 года на основании тарифной ставки, установленной Отраслевым соглашением по?автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту РФ на 2020-2022. Согласно расчету ответчика, недополученная заработная плата, рассчитанная на основании Отраслевого соглашения к выплате составляет 230 209,71 руб. Кроме того, истец ничем не подтверждает причинённый ему моральный ущерб.

Также до судебного заседания представитель ответчика направил пояснения по иску, из которых следует, что на предприятии принято Положение об оплате труда, по которому предусмотрены обязательные выплаты, применяемые к часовой тарифной ставке (п. 4.1, п. 5.1): 4% за вредные условия труда; 5% за уборку и мойку салонов автобусов; 30% за разрывной график работы; 25% за классность. Положение о премировании также увеличивает часовую тарифную ставку работника (п.2.2): 15% за выполнение планового количества рейсов, соблюдение графиков и расписания движения при работе без кондуктора; 20% за выполнение планового количества рейсов, соблюдение графиков и расписания движения при работе с кондуктором. Данные выплаты автоматически увеличивают часовую тарифную ставку работника и напрямую влияют на уровень оплаты труда.

Фактическая тарифная ставка 1 разряда в организации при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда высчитывается следующим образом: 8600 (тарифная ставка по Приказу от 27.12.2019 года+4% (доплата за вредность)+5% (уборка и мойка салонов автобусов)+30% (за разрывной график работы)+25% (за классность)+15% (за выполнение планового количества рейсов, соблюдение графиков и расписания движения) 5 394 р. при работе без кондуктора, что превышает МРОТ (12350 р.) на 24 %.

8600 (тарифная ставка по Приказу от 27.12.2019 года +4% (доплата за вредность) +5% (уборка и мойка салонов автобусов)+30% (за?разрывной график работы)+25% (за классность)+20% (за выполнение планового количества рейсов, соблюдение графиков и расписания движения)=15 824 р. при работе с кондуктором, что превышает МРОТ (12350 р.) на 28 %.

Для водителей, согласно разряду, который определяется длиной автобуса, также применяется повышающий коэффициент, согласно тарифной сетки. Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы регламентирует в п.3.2 установить тарифную ставку водителей не менее МРОТ локальные нормативные документы МП НРМУ «ТТП» гарантируют выплату работнику в сумме, превышающей МРОТ. Средняя заработная плата водителя 4-5 разряда за 6 месяцев 2020 г. в МП НРМУ «ТТП» составила 62 235,01. Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы устанавливает размер заработной платы работнику автомобильного транспорта в значительно меньшем размере: 12350 (МРОТ)*1,6(коэффициент работы водителя по 4 разряду согласно рекомендациям отраслевого соглашения)*2,2 (районный и северный коэффициент) -43 472 р.

В сопроводительном письме от 04.02.2021 года ответчик уведомил суд о согласии с перерасчётом истца за декабрь 2020 года по Отраслевому соглашению на 2020-2022 годы (л.д.64).

Суд, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает дело в отсутствие не явившегося ответчика.

В судебном заседании истец Рябоконь В.Н. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также в заявлении об увеличении требований, просил иск удовлетворить, ссылаясь на то, что ответчик, несмотря на апелляционное определение, продолжает выплачивать заработную плату не в полном размере.

Представитель истца Сенько В.Н. дополнительно пояснил, что ответчик продолжает занижать базовую тарифную ставку, не применяя межтарифный коэффициент, установленный Отраслевым соглашениям. Ответчик в возражениях указывает, на то, что районные и северные коэффициенты на премию не начисляются, тогда как работодатель сам в течении всего года начислял районные коэффициент и северную надбавку в соответствии с Постановлением Минтруда №49. Расчет премии зависит от тарифных ставок, работодатель своих расчетах это не учитывал, тогда, как в пояснениях ответчик указывает, что расчет премии напрямую зависит от тарифных ставок. В расчете ответчика допущена ошибка, указана сумма начисленной заработной платы - 315 355,47 руб., и с вычетом НДФЛ и профсоюзных взносов, - 230 209,71 руб., между тем исходя из этого расчёта, должна была получиться сумма 271 205,92 рублей, а ответчик указывает 230 000 руб. В возражениях ответчик не отрицает, что выплачивает истцу заработную плату не в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в настоящее время истец повторно обращается в суд с иском о взыскании недополученной заработной платы.

Ранее решением Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 07.07.2020 года Рябоконь В.Н. отказано в удовлетворении требований к МП НРМУ «ТТП» о нарушении трудовых прав.

Апелляционным определением судебной коллегии суда ХМАО-Югры от 20.10.2020 года, решение Нефтеюганского районного суда ХМАО – Югры от 07.07.2020 года отменено в части отказа в удовлетворении требований Рябоконь В.Н. о перерасчете и выплате заработной платы за период с 01.01.2020 по 01.05.2020 года, взыскании компенсации морального вреда. В данной части принято новое решение, которым на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет и выплатить истцу недоплаченную заработную плату за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 года в размере 112 942,28 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей; взыскать с ответчика в доход местного бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в размере 3 758,85 рублей. В остальной части решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2020 года оставлено без изменения.

Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации, в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях могут устанавливаться условия оплаты труда работникам конкретной отрасли, подлежащие применению работодателями, присоединившимися к соглашению или не направившими в 30-дневный срок мотивированного письменного отказа от присоединения к нему.

24.10.2013 года Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией «Российский автотранспортный союз» заключено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы, которое регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспортного, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.02.2014 года № 14-4/10/В-756, опубликованному в «Российской газете» № 43 от 24.02.2014 года, соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (от 29.11.2013 года № 234/14-16), опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда» (приложение № 3 к № 4 (13) 2013 год), газете «Солидарность» (приложение № 1, 2014 год) и размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru). В соответствии с частью 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему, что соответствует процедуре, предусмотренной Порядком опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 года № 260 (в редакции от 09.04.2012 года).

Действие Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 гг. продлено Дополнительным соглашением № 1, утвержденным Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 18.11.2016 года, на 2017-2019 годы.

В соответствии с пунктом 1.7 Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.

Согласно пункту 3.1 Федерального Отраслевого соглашение на 2014-2016 годы в редакции дополнительного соглашения №1 от 18 ноября 2016 года, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-ого разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2017 года в размере 7 500 рублей.

В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы.

Согласно пункту 3.5 Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы указанный в пункте 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре.

Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1 (пятому разряду оплаты соответствует тарифный коэффициент 2,2).

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.

Согласно совместного письма президента некоммерческой организации «Российский автотранспортный союз» и председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017-2019 (пункты 3.3, 3.4) размер минимальной (базовой) тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 01.01.2019 года составляет 8 112 рублей.

Согласно действующему в 2019 году отраслевому соглашению у работодателя было право самостоятельно устанавливать работникам условия оплаты труда.

19.11.2019 года Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утверждено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (далее Отраслевое соглашение на 2020-2022 годы).

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2020 г. № 14-4/10/В-807, опубликованному в «Российской газете» № 29, 12.02.2020 года, соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24.12.2019 года, регистрационный № 15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru). В соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему, что соответствует процедуре, предусмотренной Порядком опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2015 года. № 860н.

В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района.

Согласно пункта 3.2 Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы, в редакции дополнительного соглашения № 1 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы до 01.01.2021 года, среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трёхкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в размере двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 3.5 Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.

Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1 (пятому разряду оплаты соответствует тарифный коэффициент 2,2).

Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2020 года установлен в сумме 12 130 рублей в месяц (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2019 года) «О минимальном размере оплаты труда»).

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) других разрядов устанавливаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

В соответствии с пунктом 1.7 Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.

Решением Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 07.07.2020 года и апелляционным определением судебной коллегии Суда ХМАО-Югры от 20.10.2020 года было установлено следующее.

Основной вид деятельности МП НРМУ «ТТП» связан с деятельностью сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров.

МП НРМУ «ТТП» участником Отраслевого соглашения не являлось, но и мотивированный письменный отказ присоединиться к нему не направило. При этом как было установлено, на правоотношения между сторонами распространялось действие трудового законодательства, а также Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, срок действия которого продлен на 2017-2019 годы, и Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы. Соответственно положения Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы являлись обязательными для соблюдения на предприятии ответчика.

Условия труда работников определены разделом 5 коллективного договора МП НРМУ «ТТП» на 2017-2020 годы (с последующими приложениями), действовавшего до 26.04.2020 года.

Пунктом 5.3 коллективного договора предусмотрено, что тарифные ставки рабочим и должностные оклады руководителям, специалистам и служащим устанавливаются локальным нормативным актом предприятия самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников МП НРМУТТП

Минимальные тарифные ставки (оклады) рабочих установлены с сохранением действующих соотношений между разрядами и являются гарантиями минимальных размеров оплаты труда (пункт 5.4 коллективного договора).

Согласно разделу 2 Положения об оплате труда работников МП НРМУ «ТТП», утвержденного 27.04.2017 года, у ответчика установлена повременно-премиальная система оплаты труда с учетным периодом один календарный месяц: для работников с суммированным учетом рабочего времени - часовые тарифные ставки; для водителей автомобилей и трактористов спецтехники установлены часовые тарифные ставки исходя из разрядов: автобусы – по габаритным размерам (пункты 2.2, 2.3).

Размеры должностных окладов и часовых тарифных ставок устанавливаются в индивидуальном трудовом договоре с работником в соответствии со штатным расписанием МП НРМУ «ТТП»; часовыми тарифными ставками основных и вспомогательных рабочих МП НРМУ «ТТП», часовыми тарифными ставками водителей автомобилей всех типов грузоподъемности и вместимости и трактористов МП НРМУ «ТТП», утверждаемыми генеральным директором (пункт 2.4).

Часовые тарифные ставки рассчитываются исходя из месячных тарифных ставок (окладов) согласно среднемесячной норме рабочего времени; на каждый календарный год рассчитывается годовой фонд рабочего времени по предприятию при 5-ти дневной рабочей неделе и 6-ти дневной рабочей неделе, а также при 40-часовой и 36-часовой неделе (пункт 2.6).

Работникам МП НРМУ «ТТП» осуществляются выплаты районного коэффициента равного 1,7 предусмотренного районным регулированием оплаты труда, а также процентные надбавки за стаж работы районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях (пункт 2.9).

В соответствии с пунктом 2.2 Положения об оплате труда работников МП НРМУ «ТТП» на предприятии установлена повременно-премиальная система оплату труда с учетным периодов один календарный месяц: для работников с суммированным учетом рабочего времени – часовые тарифные ставки.

Согласно пункту 2.3 Положения об оплате труда работников МП НРМУ «ТТП», для водителей автомобилей и трактористов спецтехники часовые тарифные ставки установлены исходя из разрядов: грузовые автомобили – по грузоподъемности, автобусы – по габаритным размерам, тракторная самоходная техника – по объемам двигателей.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 Положения об оплате труда работников МП НРМУ «ТТП», заработная плата водителям всех типов грузоподъемности и вместимости начисляется по утвержденным часовым тарифным ставкам согласно марки автомобиля: - за время отработанное на линии (маршрут, заказ, резерв или служебные); - за подготовительно-заключительное время (0,5 часа на маршрутных перевозках и 0,38 часа на заказных и служебных); - за время нахождения в ремонте (во время нахождения в ремонте водитель работает по режиму 6-ти дневной рабочей недели с одним выходным днем – воскресенье); - за время прохождения стажировки. При привлечении водителя к длительному ремонту по восстановлению автомобиля, оплата производится из расчета среднего заработка, но не более 1 месяца.

Разделом 5 Положения об оплате труда работников МП НРМУ «ТТП» предусмотрено, что работникам могут устанавливаться стимулирующие доплаты и надбавки к часовой тарифной ставке, не требующие приказа по предприятию: - за уборку и мойку салонов водителям автобусов – 5% от ЧТС; - за классность водителям автомобилей в размере: за 1 класс – 25% от ЧТС, за 2 класс – 10% от ЧТС.

Приказом МП НРМУ «ТТП» № 575 от 21.12.2018 года установлена месячная тарифная ставка на оплату труда с 1 января 2019 года в размере 8 190 рублей в месяц для руководителей, специалистов и служащих согласно приложению № 1, для рабочего первого разряда согласно приложению № 2, для основных и вспомогательных рабочих согласно приложению № 3 и для водителей автомобилей всех типов грузоподъемности и вместимости и трактористов согласно приложению № 4.

Приложениями № 2 и № 4 к вышеуказанному приказу с 01.12.2019 года по 4 - 5 разряду при 40-часовой неделе, месячная тарифная ставка (оклад) составляет 11 832 рублей, часовая тарифная ставка установлена в размере 72,07 рубля; по 5 разряду – 12 697 рублей, часовая тарифная ставка – 77,34 рублей.

Приказом МП НРМУ «ТТП» № 552 от 07.11.2018 года на предприятии утверждена средняя норма рабочего времени согласно производственного календаря на 2019 год для шестидневной рабочей недели при 40 часах - 164,17.

Приказом МП НРМУ «ТТП» № 596 от 27.12.2019 года установлена месячная тарифная ставка на оплату труда с 01.01.2020 года в размере 8 600 рублей в месяц.

Приложениями № 2 и № 4 к вышеуказанному приказу с 01.01.2020 года по 4-5 разряду при 40-часовой неделе месячная тарифная ставка (оклад) составляет 12 427 рублей, часовая тарифная ставка установлена в размере 75 рублей 35 копеек; по 5 разряду - 13 330 рублей, 80,83 рублей соответственно.

Согласно приложению № 7 к приказу МП НРМУ «ТТП» от 26 ноября 2019 года № 525 среднемесячная норма рабочего времени согласно производственному календарю на 2020 год для 5-ти и 6-ти дневной рабочей недели при 40 часах составляет 164,92.

С 11.05.2018 года Рябоконь В.Н. работает в автоколонне № 1 МП НРМУ «ТТП» по трудовому договору № от (дата) года водителем 1 класса автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости, согласно открытых категорий, при 40-часовой рабочей недели, согласно утвержденным графикам, с суммированным учетом рабочего времени; с часовой тарифной ставкой 73 рубля 36 копеек (пункты 1.1, 4.1.1, 4.2); процентная надбавка за работу в МКС 50%; районный коэффициент к заработной плате - 70% в месяц; - доплата за вредные условия труда в размере 4% от часовой тарифной ставки.

Трудовым договором предусмотрено, что Рябоконь В.Н. могут выплачиваться - другие надбавки и выплаты согласно Положению об оплате труда, Положению о текущем премировании работников, других Положений о поощрении, премировании и стимулировании работников.

Из дополнительного соглашения к трудовому договору от (дата) года следует, что с 01.01.2020 года Рябоконь В.Н. за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, установлены часовые тарифные ставки в следующих размерах: на автобусах до 7 метров – 69,88 рублей, на автобусах до 10 метров – 75,35 рублей, на автобусах свыше 10 метров – 80,83 рублей.

Среднемесячная заработная плата Рябоконь В.Н. за период с мая 2019 года по апрель 2020 года составляла 51 340,62 рублей.

На основании Приложения №1 к приказу МП НРМУ «ТТП» № 531 от 12 ноября 2018 года за Рябоконь В.Н. было закреплено транспортное средство автобус Маз-

Согласно сведениям о классификационных признаках транспортных средств, которыми управлял Рябоконь В.Н., длина транспортных средств, которыми управлял истец с 01.05.2019 по 01.05.2020 года составляла более 11 метров, что соответствует тарифной ставка 5 разряда.

Из путевых листов автобуса за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 года следует, что Рябоконь В.Н. постоянно работал на автобусах длинной более 11 метров, то есть водителем по 5 разряду.

Соответственно, минимальный гарантированный указанным Отраслевым соглашением размер месячной тарифной ставки рабочего 5 разряда (с учетом межтарифного коэффициента 0,2) не мог быть менее 21 834 рубля (12 130 * 1,8).

Между тем, в период с 01.01.2020 по 30.04.2020 года заработная плата начислялась и выплачивалась истцу в нарушение условий Соглашения исходя из минимальной (базовой) тарифной ставки в размере 8 600 рублей с учетом межтарифного коэффициента водителя 5 разряда 1,55, а не 1,8.

Рассчитывая заработную плату по условиям Отраслевого соглашения на 2020 – 2021 годы, ответчик не учёл причитающиеся истцу надбавки, в частности, за классность, за разрывной график работы и т. д.

Расчет, недоплаченной заработной платы представленный Рябоконь В.Н. был принят судом апелляционной инстанции, поскольку соответствовал положениям Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы. Согласно расчета задолженность ответчика по заработной плате перед истцом за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 года составила 142 621,45 рубль. Данная задолженность представляла собой разницу между фактически начисленной Рябоконь В.Н. заработной платой и заработной платой, подлежащей начислению с учетом положений Отраслевого соглашения на 2020 – 2021 годы и Положения об оплате труда, за вычетом НДФЛ.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Соответственно, учитывая, что решением суда первой инстанции и определением суда апелляционной инстанции были установлены обстоятельства трудовых отношений между истцом и ответчиком, действие положений Отраслевого соглашения на трудовые отношения и заработную плату в МП НРМУ «ТТП», обязанность ответчика по соблюдению положения Отраслевого соглашения, а также обстоятельства нарушения ответчиком трудовых прав истца, следовательно, данные обстоятельства не подлежат новому доказыванию.

В настоящее время истец, при этих же обстоятельствах обращается с требованиями о взыскании недополученной заработной платы, заявляя при этом последующий период с 01.05.2020 по 31.12.2020 года, и ссылаясь на то что, несмотря на апелляционное определение, ответчик продолжает выплачивать ему заработную плату не в полном объеме.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что ответчик действительно продолжает выплачивать истцу заработную плату в неполном размере.

При этом, несмотря на то, что в письме от 04.02.2021 года ответчик уведомил о согласии с перерасчётом истца за декабрь 2020 года, тем не менее, в неоспариваемой части выплату заработной платы в полном объеме не произвел.

Проверив расчет, представленный Рябоконь В.Н., суд находит его верным, соответствующим положениям Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы, в связи с чем, считает возможным принять его. Согласно расчета задолженность ответчика по заработной плате перед истцом за период с 01.05.2020 по 31.12.2020 года составляет 400 367,74 рублей.

Данная задолженность представляет собой разницу между фактически начисленной Рябоконь В.Н. заработной платой и заработной платой, подлежащей начислению с учетом положений Отраслевого соглашения на 2020 – 2021 годы и Положения об оплате труда, за вычетом НДФЛ.

Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из разъяснений, данных в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Учитывая характер допущенного ответчиком нарушения, степень нравственных страданий истца в результате невыплаты причитающихся сумм, требования разумности и справедливости, с работодателя подлежит взысканию в пользу Рябоконь В.Н. компенсация морального вреда в размере

5 000 рублей.

Согласно ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Этому праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм трудового законодательства следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки.

В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более начисленных и задержанных выплатой сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.

При данных обстоятельствах, учитывая нарушение трудовых прав истца, суд взыскивает с ответчика в счет компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 года в размере 49 351,92 рубль.

При этом взыскание денежной компенсации за задержку заработной платы за конкретный период до момента выплаты не возможна, поскольку после вступления решения суда в законную силу начисление процентов в порядке ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, утрачивает правовой режим заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, и приобретает правовой режим взысканных судом денежных сумм, в отношении которых судом по заявлению взыскателя может быть произведена индексация по правилам ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Суд взыскивает с ответчика сумму судебных расходов по оплате почтовых услуг за направление иска в суд в размере 379 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рябоконь Виктора Николаевича к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» о перерасчете заработной платы, выплаты недополученной заработной платы и денежной компенсации за моральный ущерб, удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное предприятие Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» обязанность выплатить Рябоконь Виктору Николаевичу сумму недополученной заработной платы за период с 01 мая 2020 по 31 декабря 2020 года в размере 400 367 рублей 12 копеек.

Взыскать с муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» в пользу Рябоконь Виктора Николаевича в счет компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с 01 января 2020 по 31 декабря 2020 года 49 351 рубль 92 копейки, в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей, а также судебные расходы по оплате почтовых услуг в размере 379 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Рябоконь Виктора Николаевича к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья: