Дело № 2-461/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2022 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В., при помощнике судьи Лемешко О.В., в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску заместителя Южного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», третье лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, – Министерство транспорта Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация города Ялты Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, ФГБУН "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад-Национальный научный центр РАН", Муниципальное унитарное предприятие Туринформцентр ЮБК» Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
28.07.2021 года заместитель Южного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Для осуществления уставной деятельности ГУП РК «Крымские морские порты» на территории муниципального образования городской округ Ялта используются земельные участки с кадастровыми номерами: №<номер> по адресу: <адрес>, набережная им. В.И. Ленина; №<номер> по адресу: <адрес>; №<номер> по адресу: <адрес>; №<номер> по адресу: <адрес>; №<номер> по адресу: <адрес>; №<номер> по адресу: <адрес>, №<номер> по адресу: <адрес>. В границах земельных участков расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе ГУП РК «Крымские морские порты». Указанные объекты принадлежат на праве собственности Республике Крым и закреплены за ГУП РК «Крымские морские порты» на праве хозяйственного ведения. Право собственности и право хозяйственного ведения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены - здания, сооружения, предоставляются лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения, на основании договоров аренды земельных участков, заключенных без проведения торгов. Согласно п. 4.47 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым. Проверкой установлено, что срок действия договоров аренды на вышеуказанные земельные участки, заключенных с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», истек 31.12.2020. Срок действия не продлевался. Таким образом, с 01.01.2021 по настоящее время ГУП РК «Крымские морские порты» используются земельные участки в отсутствие правоустанавливающих документов, предусмотренных земельным законодательством. Также в ходе проверки исполнения требований законодательства, регламентирующих порядок установления границ морских портов, установлены факты непринятия надлежащих мер со стороны ГУП РК «Крымские морские порты». Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях. Согласно п. 6 Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1775, инициатор установления границ территории морского порта представляет капитану морского порта в электронном виде или на бумажном носителе заявление о включении земельного участка (земельных участков), участка (участков) акватории в границы территории морского порта, планируемые к установлению, с приложением материалов. Установлено, что землепользователем всех земельных участков, планируемых к включению в границы территории морского порта Ялта, является ГУП РК «Крымские морские порты». 02.09.2019 инициатором установления границ - ГУП РК «Крымские морские порты» в адрес капитана морского порта Ялта направлялись документы о включении 20 земельных участков в границы территории морского порта Ялта. Представленные документы не согласованы и возвращены с замечаниями на доработку. Несмотря на определение 06.08.2015 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1514-р «Об установлении границ морского порта Ялта (Республика Крым) в части акватории» акватории порта, до настоящего времени замечания по определению сухопутных границ территории порта ГУП РК «Крымские морские порты» не устранены и документы, предусмотренные п. 6 Правил, капитану морского порта Ялта не представлены. Южной транспортной прокуратурой 19.06.2020 в адрес генерального директора ГУП РК «Крымские морские порты» вносилось представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Отсутствие оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации правоустанавливающих документов в отношении фактически используемых ГУП РК «Крымские морские порты» земельных участков государственной собственности препятствует проведению капитаном морского порта Ялта работ по формированию границы территории морского порта и определению пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Приведение земельных и имущественных правоотношений в соответствие с требованиями федерального законодательства на объектах водного транспорта влияет не только на надлежащее функционирование портовой инфраструктуры, обеспечение надлежащего учета и сохранности государственного имущества, но и на обеспечение режима в морских пунктах пропуска через государственную границу, а также на обеспечение транспортной безопасности. Данные обстоятельства влекут нарушение интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: заключить в соответствии с требованиями земельного законодательства с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым договоры аренды на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, набережная им. В.И. Ленина с кадастровым номером №<номер>; <адрес> с кадастровым номером №<номер>; по адресу: <адрес> с кадастровым номером №<номер>; по адресу: <адрес> с кадастровым номером №<номер>; по адресу: <адрес> с кадастровым номером №<номер>; по адресу: <адрес> с кадастровым номером №<номер>; <адрес> с кадастровым номером №<номер>; представить капитану морского порта Ялта в электронном виде или на бумажном носителе заявление о включении земельных участков в границы территории морского порта, планируемые к установлению, с приложением материалов, определенных пунктом 6 Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1775.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУП РК «Крымские морские порты» в судебном заседании иск признал в полном объеме.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
ГУП РК «Крымские морские порты» создано в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 № 1865-6/14 «О государственном предприятии «Крымские морские порты» с изменениями, внесенными постановлениями Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 № 2154-6/14 «О внесении изменений в некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым», от 04.06.2014 № 2218-6/14 «О внесении изменений в некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым».
Единственным учредителем (собственником имущества) ГУП РК "Крымские морские порты» является Республика Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 07.02.2017 № 130-р за ГУП РК «Крымские морские порты» закреплено имущество на праве хозяйственного ведения.
Унитарное предприятие находится в ведении, включая полномочия собственника имущества, Министерства транспорта Республики Крым в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 870-р «Об отнесении к ведению Министерства транспорта Республики Крым предприятий, учреждений, находящихся в ведении Республиканского комитета Республики Крым по транспорту и связи».
На основании приказа ФСТ России от 23.01.2015 № 73-т под регистрационным номером 91/3/1 ГУП РК «Крымские морские порты» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Унитарное предприятие имеет филиал «Ялтинский торговый порт», который специализируется на пассажирских перевозках, переработке каботажных грузов. В пользовании указанного филиала находится пассажирский и грузопассажирский комплексы, а также портовые пункты и причалы.
Согласно пунктам 7.1, 7.2 Устава ГУП РК «Крымские морские порты», утвержденного Министерством транспорта Республики Крым от 19.02.2018, филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются предприятием имуществом и действуют в соответствии с положениями о них. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их деятельность.
Для осуществления уставной деятельности ГУП РК «Крымские морские порты» на территории муниципального образования городской округ Ялта используются земельные участки с кадастровыми номерами: №<номер> по адресу: <адрес>, набережная им. В.И. Ленина; №<номер> по адресу: <адрес>; №<номер> по адресу: <адрес>; №<номер> по адресу: <адрес>; №<номер> по адресу: <адрес>; №<номер> по адресу: <адрес>, №<номер> по адресу: <адрес>. В границах земельных участков расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе ГУП РК «Крымские морские порты». Указанные объекты принадлежат на праве собственности Республике Крым и закреплены за ГУП РК «Крымские морские порты» на праве хозяйственного ведения. Право собственности и право хозяйственного ведения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ -О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены - здания, сооружения, предоставляются лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения, на основании договоров аренды земельных участков, заключенных без проведения торгов.
Согласно п. 4.47 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым.
Проверкой прокуратуры установлено, что срок действия договоров аренды на вышеуказанные земельные участки, заключенные с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», истек 31.12.2020. Срок действия не продлевался.
Таким образом, с 01.01.2021 по настоящее время ГУП РК «Крымские морские порты» используются земельные участки в отсутствие правоустанавливающих документов, предусмотренных земельным законодательством.
Также в ходе проверки исполнения требований законодательства, регламентирующих порядок установления границ морских портов, установлены факты непринятия надлежащих мер со стороны ГУП РК «Крымские морские порты».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.
Согласно п. 6 Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1775 (далее - Правила), инициатор установления границ территории морского порта представляет капитану морского порта в электронном виде или на бумажном носителе заявление о включении земельного участка (земельных участков), участка (участков) акватории в границы территории морского порта, планируемые к установлению, с приложением материалов.
Установлено, что землепользователем всех земельных участков, планируемых к включению в границы территории морского порта Ялта, является ГУП РК «Крымские морские порты».
02.09.2019 инициатором установления границ - ГУП РК «Крымские морские порты» в адрес капитана морского порта Ялта направлялись документы о включении 20 земельных участков в границы территории морского порта Ялта. Представленные документы не согласованы и возвращены с замечаниями на доработку.
Несмотря на определение 06.08.2015 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1514-р «Об установлении границ морского порта Ялта (Республика Крым) в части акватории» акватории порта, до настоящего времени замечания по определению сухопутных границ территории порта ГУП РК «Крымские морские порты» не устранены и документы, предусмотренные п. 6 Правил, капитану морского порта Ялта не представлены.
Южной транспортной прокуратурой 19.06.2020 в адрес генерального директора ГУП РК «Крымские морские порты» вносилось представление об устранении нарушений требований земельного законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Отсутствие оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации правоустанавливающих документов в отношении фактически используемых ГУП РК «Крымские морские порты» земельных участков государственной собственности препятствует проведению капитаном морского порта Ялта работ по формированию границы территории морского порта и определению пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - _ НК РФ) в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если злого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо з силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и тешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд : заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Исковое заявление заместителя Южного транспортного прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, каковыми являются лица граждане, пользующиеся услугами морского транспорта, а также в интересах Российской Федерации.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.
В силу пункта 1 статьи 1, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из смысла данных норм следует, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Между тем, избранный истцом способ защиты нарушенного права не приведет к реальной защите законного интереса. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 38 – 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" Требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 421 ГК РФ добровольно принятое стороной обязательство заключить договор или заранее заключенное соглашение сторон о передаче на рассмотрение суда возникших при заключении договора разногласий должны быть явно выраженными. Если при предъявлении истцом требования о понуждении ответчика заключить договор или об определении условий договора в отсутствие у последнего такой обязанности или в отсутствие такого соглашения ответчик выразил согласие на рассмотрение спора, считается, что стороны согласовали передачу на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор или отсутствия соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда в принятии искового заявления о понуждении заключить договор (об урегулировании разногласий) не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске, если в ходе процесса стороны не выразили согласия на передачу разногласий на рассмотрение суда.
Если при рассмотрении искового заявления о понуждении заключить договор или об урегулировании разногласий по условиям договора суд установит, что стороны не сослались на необходимость согласования какого-либо существенного условия и соглашение сторон по нему отсутствует, вопрос о таком условии выносится судом на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). Равным образом в случае, когда между сторонами отсутствует спор по части условий, суд может вынести на обсуждение сторон вопрос о соотношении таких условий со спорными условиями. По итогам обсуждения суд, учитывая, в частности, мнения сторон по названным вопросам, обычную договорную практику, особенности конкретного договора и иные обстоятельства дела, принимает решение о редакции условий договора, в том числе отличной от предложенных сторонами (пункт 4 статьи 445, пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
При наличии возражений стороны относительно определения условия договора диспозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы, указав мотивы принятия такого решения, в частности особые обстоятельства рассматриваемого спора (абзац второй пункта 4 статьи 421 ГК РФ).
В случае пропуска управомоченной стороной тридцатидневного срока, установленного статьей 445 ГК РФ для передачи протокола разногласий на рассмотрение суда, суд отказывает в удовлетворении такого требования лишь при наличии соответствующего заявления другой стороны.
По смыслу пункта 2 статьи 446 ГК РФ, если разногласия возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, суд отказывает в удовлетворении требования об их урегулировании, если только ответчик по такому иску прямо не выразит согласия на рассмотрение спора судом.
Если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 ГК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
При принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 613 ГК РФ передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.
Как следует из материалов дела, ГУП «Крымские морские порты» обращались в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в отношении спорных земельных участков о заключении договоров аренды, однако МИЗО РК было отказано в их заключении, в том числе в связи с нахождением в границах земельных участков недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам.
Так, между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ГУП РК «Крымские морские порты», ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» был заключен договор аренды земельного участка от 25.04.2017 № 111н/25 с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, набережная им. В. И. Ленина на основании ст. 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» сроком до 31.12.2020.
12.01.2021 в адрес МИЗО Республики Крым предприятием был направлен новый пакет документов с целью заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
08.02.2021 года МИЗО РК отказано в заключении договора аренды Основанием для отказа в заключении договора аренды земельного участка послужило то, что согласно информации, предоставленной Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, испрашиваемый земельный участок пересекает р. Дерекойка, а также то, что согласно ст.102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Кроме того, в отказе сказано, что не осуществляется образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, иными словами на землях водного фонда. В границах территории, где формировался земельный участок, отсутствовали земельные участки с категорией земель – земли водного фонда. Как следствие, при формировании испрашиваемого земельного участка нормы статьи 102 Земельного кодекса РФ нарушены не были.
При этом сам земельный участок с кадастровым номером №<номер> был сформирован и поставлен на кадастровый учёт 05.04.2017 на основании приказа Минимущества от 06.03.2017 № 305 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Между МИЗО РК и ГУП РК «Крымские морские порты» был заключен договор аренды земельного участка от 27.01.2017 № 222 с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес> на основании ст. 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» сроком до 31.12.2020.
До истечения срока договора аренды земельного участка в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым 21.12.2020 предприятием был направлен новый пакет документов с целью заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
11.03.2021 в адрес ГУП РК «Крымские морские порты» поступил отказ МИЗО РК в заключении договора аренды в связи с нахождением в границах земельного участка объекта с кадастровым номером №<номер>, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения.
Предприятием повторно был направлен откорректированный пакет документов в адрес МИЗО РК 29.03.2021 года, однако 02 августа 2021 года в адрес ГУП РК «Крымские морские порты» поступил отказ МИЗО РК в заключении договора аренды в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на объект недвижимого имущества с кадастровым номером №<номер>.
21.02.2017 за № 232 между МИЗО РК и ГУП РК «Крымские морские порты» был заключен договор аренды земельного участка от с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, на основании ст. 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» сроком до 31.12.2020.
12.01.2021 в адрес МИЗО РК ГУП РК «Крымские морские порты» был направлен новый пакет документов с целью заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
24.02.2021 в адрес ГУП РК «Крымские морские порты» поступил отказ МИЗО РК в заключении договора аренды в связи с нахождением в границах земельного участка объектов, правоустанавливающие документы на которые предприятием не предоставлены.
Согласно сведениям ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером №<номер> расположены объекты №<номер>, №<номер>, №<номер>, правообладатель которых не установлен. Ввиду того, что в границах земельного участка находится имущество третьих лиц, то в отношении данного земельного участка предприятию необходимо провести процедуру раздела в соответствии со ст.11.4 Земельного кодекса РФ. При этом кадастровому инженеру необходимо будет учесть предельные размеры образуемых в результате раздела земельных участков в границах территориальной зоны.
13.08.2020 предприятием в адрес МИЗО РК было направлено заявление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, Алупкинский городской совет, участок №1 (ранее учтенный).
22.09.2020 в адрес ГУП РК «Крымские морские порты» поступил отказ МИЗО РК в заключении договора аренды в связи с нахождением в границах участка берегоукрепительного сооружения с кадастровым номером №<номер>, находящегося в муниципальной собственности.
В связи с чем, ГУП РК «Крымские морские порты» и Администрацией города Ялты необходимо осуществить раздел земельного участка, исключив территорию, занятую имуществом третьих лиц, либо получить заключение кадастрового инженера о неделимости земельного участка и заключить впоследствии договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
27.01.2017 между МИЗО РК и ГУП РК «Крымские морские порты» был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>. На основании ст. 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» сроком до 31.12.2020.
До истечения срока договора аренды земельного участка в адрес МИЗО Республики Крым 21.12.2020 предприятием был направлен новый пакет документов с целью заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
01.02.2021 в адрес ГУП РК «Крымские морские порты» поступил отказ Минимущества в заключении договора аренды, поскольку согласно данным Публичной кадастровой карты объект недвижимого имущества с кадастровым номером №<номер> большей частью расположен за границами испрашиваемого земельного участка. Кроме того, указанный земельный участок расположен в зоне пляжей Т3-17-12, в связи с чем, не допускается предоставление в пользование конкретному лицу территорий общего пользования.
ГУП РК «Крымские морские порты», не согласившись с содержанием отказа, направило письмо в адрес Минимущества с указанием своей позиции по данному вопросу.
Рассмотрев письмо ГУП РК «Крымские морские порты», Минимущество приняло информацию к сведению и указало на необходимость повторной подачи пакета документов для заключения договора аренды (письмо от 19.02.2021 №70210/01-09/2/1/1).
29.03.2021 заявление и иные необходимы документы для заключения договора аренды были направлены в адрес Минимущества.
28.07.2021 в адрес предприятия поступил отказ в заключении договора аренды, в соответствии с которым предприятие было проинформировано, что форма заявления, поданная при обращении, не соответствует форме, предусмотренной Административным регламентом «Заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов», утвержденным приказом Минимущества от 07.03.2018 № 447 и размещенным на официальном сайте Минимущества.
ГУП РК «Крымские морские порты» вновь обратилось в МИЗО РК с заявлением. По настоящее время ответ из МИЗО РК не поступил.
22.03.2017 между МИЗО РК и ГУП РК «Крымские морские порты» был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, на основании ст. 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» сроком до 31.12.2020.
До истечения срока договора аренды земельного участка в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым 21.12.2020 ГУП РК «Крымские морские порты» был направлен новый пакет документов с целью заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
08.02.2021 в адрес ГУП РК «Крымские морские порты» поступил отказ МИЗО РК в заключении договора аренды, поскольку в границах земельного участка расположены объекты с кадастровыми номерами №<номер>, №<номер>, права на которые не подтверждены за ГУП РК «Крымские морские порты».
Указанные объекты с кадастровыми номерами №<номер> и №<номер> находятся в федеральной собственности.
Земельный участок сформирован для эксплуатации причала с КН №<номер>.
Для заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка предприятию необходимо: получить заключение кадастрового инженера о неделимости участка и обратиться в МИЗО РК с заявлением о заключении договора со множественностью лиц на стороне арендатора. При этом заявление необходимо подавать совместное с соарендатором; либо с кадастровым инженером проработать вопрос о возможности перераспределения земельного участка с целью исключения нахождения в границах земельного участка имущества третьих лиц (с учётом предельных размеров земельных участков и вероятного нахождения в различных территориальных зонах).
28.04.2017 между МИЗО РК и ГУП РК «Крымские морские порты» был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, на основании ст. 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» сроком до 31.12.2020.
В границах земельного участка расположен кассовый павильон с кадастровым номером №<номер>. Также в границах земельного участка расположены помимо имущества предприятия следующие объекты недвижимости: бетонная площадка с подпорными стенами с КН №<номер>, адрес: <адрес>; берегоукрепительные сооружения государственного Никитского ботанического сада на участке от мыса Монтодор до мыса Мартьян с КН №<номер>, адрес: <адрес>.
Оба объекта, которые находятся в федеральной собственности и переданы в оперативное управление, на 100 % занимают площадь земельного участка. На данных объектах размещен кассовый павильон предприятия
12.01.2021 в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым предприятием был направлен новый пакет документов с целью заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2 ст. 39.6, п.3 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть по основаниям, предусмотренным для заключения договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
01.02.2020 в адрес предприятия поступил отказ МИЗО РК в заключении договора аренды. Основанием для отказа явилось то, что в границах заявленного земельного участка расположены объекты с кадастровыми номерами №<номер>, №<номер>, №<номер>, права на которые не подтверждены за предприятием.
В заявлении и информационной справке предприятие указывало на наличие имущества третьих лиц, однако при получении устных консультаций представителями МИЗО РК было указано на необходимость подачи совместного заявления соарендаторами земельного участка с приложением заключения кадастрового инженера о неделимости участка.
Таким образом, решение суда о понуждении заключить договора аренды земельных участков нарушит права третьих лиц, чье недвижимое имущество расположено в границах указанных земельных участков.
В свою очередь, в производстве судов имеются гражданские дела, возбужденные по спорам в отношении договоров аренды, заключенным между ГУП «Крымские морские порты» и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Так, в производстве Арбитражного суда Республики Крым на рассмотрении находится гражданское дело по иску ФГБУН "Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад-Национальный научный центр РАН" к ГУП «Крымские морские порты» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами №<номер>; №<номер> недействительными.
Тогда как иск заместителя Южного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры содержит требование об обязании ГУП «Крымские морские порты» и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым заключить договора аренды в отношении указанных земельных участков.
С учетом всех обстоятельств по делу суд приходит к выводу о том, что способ защиты истцом выбран неправильный.
В судебном заседании, состоявшемся 06.04.2022 года, представителю истца предложено изменить выбранный способ защиты, в том числе путем заявления требований о признании бездействия ГУП «Крымские морские порты», МИЗО РК незаконными и возложения на них обязанности совершить определенные действия, необходимые для заключения договоров.
Однако избранный способ защиты законного интереса изменен не был, истец поддержал первоначально заявленные требования.
Суд отказывает в удовлетворения иска в полном объеме, поскольку все требования иска взаимосвязаны между собой.
На основании изложенного, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска заместителя Южного транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российсской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, третье лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, – Министерство транспорта Республики Крым, Администрация города Ялты Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, о возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Решение суда в окончательной форме составлено 06.06.2022 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья Двирнык Н.В.