Дело № 2-368/2020
91RS0024-01-2019-001772-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 10 июля 2020 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С. с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Государственному Совету Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Федеральному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы, генеральному директору Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы ФИО8, Совету министров Республики Крым о признании незаконными распоряжений, действий, признании права собственности на недвижимое имущество, признании недействительными записей о государственной регистрации права собственности, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
у с т а н о в и л :
ФИО5, ФИО6, ФИО7 с учетом уточнения требований обратились в суд с иском к Государственному Совету Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе о признании права собственности на недвижимое имущество: земельный участок №<номер> площадью 0,073 га, кадастровый №<номер> (в действительности адрес: <адрес>), земельный участок №<номер> площадью 0,0314 га, кадастровый №<номер> (в действительности адрес: <адрес>), земельный участок №<номер> площадью 0,155 га, кадастровый №<номер> (в действительности адрес: <адрес>), земельный участок №<номер> площадью 0,23 га, кадастровый №<номер> (в действительности адрес: <адрес>), земельный участок №<номер> площадью 0,1 га, кадастровый №<номер> (в действительности адрес: <адрес>), земельный участок №<номер> площадью 0,017 га, кадастровый №<номер> (в действительности адрес: <адрес>), земельный участок №<номер> площадью 0,0619 га, кадастровый №<номер>(в действительности адрес: <адрес>), земельный участок №<номер> площадью 0,1427 га, кадастровый №<номер> (в действительности адрес: <адрес> общей площадью 39 кв. м. (в действительности площадь 84 кв. м., адрес: <адрес> общей площадью 818 кв. м. (в действительности площадь 815 кв. м., адрес: <адрес> общей площадью 306,6 кв. м. (в действительности площадь 313,2 кв. м., адрес: <адрес>), корпус №<номер> общей площадью 498 кв. м. (в действительности площадь 581,1 кв. м., адрес: <адрес>), корпус №<номер> общей площадью 400,2 кв. м. (в действительности площадь 2698,4 кв. м., адрес: <адрес>), расположенные по адресу: <адрес> и корпус №<номер> - дворец общей площадью 913,4 кв. м. (в действительности площадь 857,6 кв. м., адрес: <адрес>), расположенный по адресу: <адрес> признании недействительными записей о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное недвижимое имущество.
Кроме того, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, генеральному директору Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий Днепр» Федеральной налоговой службы (далее - ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС) ФИО8 о признании незаконными распоряжения Совета министров Республики Крым от 21 августа 2019 г. № 1047-р «О предложении о безвозмездной передаче в федеральную собственность недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Крым», частично распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе от 17 октября 2019 г. № 296-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность»; признании незаконными действий генерального директора ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС, выразившихся в требовании от 17 декабря 2019 г. об освобождении объектов недвижимости в срок до 31 января 2020 г.
Определением судьи от 10 января 2020 г. административное исковое заявление было принято к производству, возбуждено административное дело, а определением суда от 27 января 2020 г. осуществлен переход к рассмотрению вышеуказанного административного иска по правилам гражданского судопроизводства, гражданские дела по вышеуказанным искам объединены одно производство.
Исковые требования мотивированы тем, что спорные объекты недвижимости были приобретены истцами в 2008-2009 г. г. по договорам купли-продажи, право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке, в соответствии с действующим законодательством сохраняется при принятии Республики Крым в состав Российской Федерации. Вместе с тем постановлением Государственного совета Республики Крым от 30 апреля 2014 г. спорное имущество, являющееся частной собственностью истцов, признано собственностью Республики Крым, впосоледующем на основании постановления Совета министров Республики Крым передано в безвозмездное пользование ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС. В дальнейшем 21 ноября 2019 г., 22 ноября 2019 г. и 25 ноября 2019 г. за Российской Федерацией произведена регистрация права собственности на спорное имущество, которое по состоянию на 18 марта 2014 г. не являлось государственной собственностью Украины. 17 декабря 2019 г. генеральным директором ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС истцам предъявлено требование об освобождении спорных объектов недвижимости.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС.
В судебном заседании представитель истцов ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчиков Государственного Совета Республики Крым ФИО2, Совета министров Республики Крым ФИО3, ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС и его генерального директора ФИО8 – ФИО4 в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что спорное имущество незаконно выбыло из государственной собственности, кроме того, истцами пропущен срок исковой давности, поскольку вступившим в законную силу решением суда установлено, что о нарушении права собственности истцы узнали в марте 2015 г.
Истцы ФИО5, ФИО6, ФИО7, ответчик генеральный директор ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС ФИО8, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Ответчики Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).
В соответствии с ч. 1 ст.12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
30 апреля 2014 г. Государственным Советом Республики Крым принято Постановление №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», которым в пункте 1 установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 1 января 2015 г., все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
3 сентября 2014 г. Государственный Совет Республики Крым принял постановление № 2474-6/14 о внесении изменений в вышеуказанное постановление, согласно которому, пункт 1 данного постановления после слов «на территории Республики Крым» дополнен словами: «а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению».
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 27 февраля 2015 г. №503-1/15 внесены изменения в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 г. №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», согласно которому Приложение к данному постановлению дополнено пунктом 241 следующего содержания «241. Имущество, находящееся на территории парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения «Харакс»: земельный участок №<номер> площадью 0,0730 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> площадью 0,3140 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок №<номер> площадью 0,1550 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок №<номер> площадью 0,2300 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок №<номер> площадью 0,1000 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок №<номер> площадью 0,0170 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок №<номер> площадью 0,0619 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок №<номер> площадью 0,1427 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок площадью 1,004 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок площадью 3,7267 га, кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок (пляжная зона) площадью 0,3797 га, расположенный по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>- дворец) общей площадью 913,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус № №<номер>) общей площадью 329,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 400,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 87,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 306,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 562,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 356 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 39 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 169 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 818 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> имущество (корпус №<номер>) общей площадью 498 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>
Таким образом, данные объекты недвижимого имущества отнесены к объектам, учитываемым как собственность Республики Крым.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК).
В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 Закона N 38-ЗРК право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 г. на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. N 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
5 апреля 2016 г. Советом министров Республики Крым принято распоряжение № 298-р о передаче в безвозмездное пользование ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС: имущество (корпус N 1 - дворец) общей площадью 913,4 кв. м., расположенное по адресу: г. Ялта, <...>; имущество (корпус № 22) общей площадью 400,2 кв. м., расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 13-Н; имущество (корпус № 4) общей площадью 306,6кв. м., расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 13-Б; имущество (корпус № 6) общей площадью 562,9 кв. м., расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 13-Г; имущество (корпус № 17) общей площадью 39 кв. м., расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 13-А; имущество (корпус № 18) общей площадью 818 кв. м., расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 13-Д; имущество (корпус № 21) общей площадью 498 кв. м., расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 13-Ж.
На основании данного распоряжения 5 мая 2016 г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (ссудодатель) и ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС (ссудополучатель) заключен договор №<номер> безвозмездного пользования государственным имуществом.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 августа 2019 г. № 1047-р Федеральному агентству по управлению государственным имуществом предложено принять решение о принятии в федеральную собственность недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, согласно приложению, в том числе: нежилое здание общей площадью 815 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>; нежилое здание литера А площадью 84 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №<номер>; нежилое здание площадью 856,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>; корпус №<номер> санатория «Днепр» площадью 562,9 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>; нежилое здание площадью 585,10 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №<номер>; нежилое здание площадью 313,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №<номер>.
Распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе от 17 октября 2019 г. № 296-р утвержден перечень объектов недвижимого имущества, передаваемого в федеральную собственность, находящихся в государственной собственности Республики Крым, согласно приложению к настоящему распоряжению., в котором в том числе указаны нежилые здания с кадастровыми номерами №<номер>
17 декабря 2019 г. генеральный директор ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС ФИО8 направила ФИО5, ФИО6, ФИО7 сообщение об освобождении объектов недвижимого имущества, находящихся в пользовании указанного учреждения, в том числе нежилых зданий: корпуса № 1, расположенного по адресу: <адрес> корпуса №<номер>, расположенного по адресу: <адрес> расположенного по адресу: <адрес>
Спорное недвижимое имущество приобретено в 2008-2009 г. истцами ФИО5, ФИО6, ФИО7 по договорам купли-продажи, копии которых содержатся в материалах дела.
Вместе с тем из материалов дела также следует, что в производстве Ялтинского городского суда Республики Крым находилось гражданское дело №2-95/2018 по иску ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Государственному Совету Республики Крым, ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС, Совету министров Республики Крым об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения, исключении из перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Решением суда от 13 февраля 2018 г. в удовлетворении иска отказано, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 мая 2018 г. данное решение суда оставлено без изменения.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
После вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения (ч. 2 ст. 209 ГПК РФ).
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не доказываются вновь и не подлежат оспариванию установленные судом при рассмотрении гражданского дела № 2-95/2018 обстоятельства неправомерного выбытия из государственной собственности Украины и пользования санатория «Днепр» спорных земельных участков с расположенными на них зданиями (корпусами) санатория.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что суд, рассматривая в конкретном деле вопрос о правомерности включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, обязан, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения нормы, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 7-П, от 13 июня 1996 г. № 14-П, от 28 октября 1999 г. № 14-П, от 22 ноября 2000 г. № 14-П, от 14 июля 2003 г. № 12-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П и др.), учитывая при этом имевшую место до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым структурную перестройку экономики Украины и преобразование отношений собственности, включая оценку оснований возникновения права собственности на спорное имущество, и представляя тем самым, исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях, что - в силу сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 марта 1998 г. № 8-П и в дальнейшем неоднократно им подтвержденной правовой позиции – вытекает из смысла ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 17 (ч. ч. 1 и 3) и 55 (ч. 3); при установлении судом на основе исследования всех материалов конкретного дела соответствующих обстоятельств нарушенные права физических и юридических лиц подлежат восстановлению, поскольку, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, правосудие по самой своей сути не может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (постановления от 2 февраля 1996 г. № 4-П, от 17 июля 2002 г. № 13-П, от 8 декабря 2003 г. № 18-П, от 2 июля 2013 г. № 16-П и др.).
С учетом изложенного, установленных вступившим в законную силу решением суда обстоятельств неправомерного выбытия спорного имущества из государственной собственности Украины и пользования санатория «Днепр», суд приходит к выводу о правомерности включения данного имущества в перечень имущества Республики Крым, соответственно в соответствии с п. 1 ст. 2-1 Закона № 38-ЗРК прекращении права собственности истцов на него.
В силу п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Поскольку право собственности истцов на спорное имущество прекращено в установленном законом порядке, не обоснованы и не подлежат удовлетворению исковые требования о признании права собственности на основании заключенных истцами в 2008-2009 г.г. договоров купли-продажи, а также производные и основанные на них требования о признании незаконными распоряжений о предложении и безвозмездной передаче недвижимого имущества в федеральную собственность, а также недействительными записей о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Права, предусмотренные ст. ст. 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст. 305 ГК РФ).
С учетом передачи спорного имущества в безвозмездное пользование ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС данное учреждение в лице его генерального директора вправе требовать освобождения истцами объектов недвижимости, право собственности на которые у них прекращено, в связи с чем исковые требования в данной части также не подлежат удовлетворению.
Кроме того, ответчиками заявлено о применении последствий пропуска истцами срока исковой давности.
В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Спорное имущество включено в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, 27 февраля 2015 г., постановление Государственного Совета Республики Крым №503-1/15 было опубликовано в газете «Крымские известия» 12 марта 2015 г., а иск подан в суд 25 апреля 2019 г., то есть после истечения трехлетнего срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права собственности. При этом ходатайство о восстановлении данного срока истцами не заявлено, доказательства наличия уважительных причин для его восстановления, а также приостановления, перерыва суду не предоставлены.
В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные истцами судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении исков ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Государственному Совету Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Федеральному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы, генеральному директору Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы ФИО8, Совету министров Республики Крым о признании незаконными распоряжений, действий, признании права собственности на недвижимое имущество, признании недействительными записей о государственной регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева