<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Дудченко Ю.Л.
с участием помощника прокурора
Западного округа г.Краснодара ФИО2
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Филиалу ФГУП «Почта России» об обязании обеспечения условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Ейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать филиал ФГУП «Почта России» устранить в полном объёме допущенные нарушения на объектах, расположенных по адресу: <адрес>, Краснодарского края поместить перед лестницей на входе рельефную тактильную полосу шириной 0,3-0,5 м. за 0,8-0,9 м. перед маршем лестницы вверху и внизу, оборудовать поручни по обеим сторонам лестницы на входе, привести в соответствие с нормативными требованиями пандус, дублирующий лестницу на входе, оборудовать поручни по обеим сторонам пандуса на входе, нанести антискользящее покрытие на поверхности входной площадки, привести в соответствие с требованиями п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 ширину проема одной створки входной двери, поместить информацию о назначении помещения внутри здания, дублированием рельефными знаками.
В обоснование иска указывая, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктур. В результате проверки выявлено, что в филиале ФГУП «Почта России» Приазовский почтамт УФПС Краснодарского края по <адрес> в <адрес>, и по <адрес> в <адрес> доступ в помещения для инвалидов не соответствует требованиям законодательства о социальной защите инвалидов. Бездействие по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание почтамта является незаконным, нарушает права инвалидов и других маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, в связи с чем, предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании помощник прокурора Западного внутригородского округа г.Краснодара ФИО2 на исковых требованиях настаивала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь, что предоставление услуг инвалидам осуществляется непосредственно по месту жительства или в дистанционном режиме, а требования, установленные ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применимы только к вводимым в эксплуатацию или реконструированным зданиям. Просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения в <адрес> в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры на территории <адрес> и <адрес>.
В результате проверки выявлено, что объекты филиала ФГУАП «Почта России» (Приазовский почтампт УФПС Краснодарского края, расположенные по адресу <адрес>; <адрес>) не соответствуют предъявляемым требованиям для обеспечения доступа в указанные социальные объекты инфраструктуры маломобильным группам граждан и инвалидам, а именно отсутствуют рельефные тактильные полосы за 0,8-0,9м перед маршем лестницы вверху и внизу шириной 0,3-0,5м, отсутствует нескользкое покрытие; речевые информаторы; поручни пандуса по обеим сторонам лестницы на высоте 90см; отсутствуют поручни пандуса вдоль обеих сторон на высоте 0,7м; информация о назначении помещения внутри здания, дублированием рельефными знаками, ширина проемов дверей не соответствует предусмотренным требованиям.
В соответствии со ст.15 Федерального закона № 191-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ст. 3,4 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относят объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты),общественного питания, торговли.
Инвалиды обладают равными со здоровыми гражданами правами и возможностями. В соответствии с п.п. 25,26 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, принцип равенства предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в обществе и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый индивидуум имел равные возможности для участия в жизни общества.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурноспортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Однако, согласно части 3 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Как следует из Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», модернизация здания - это комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функционально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к условиям проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов. Сущность модернизации жилищного фонда заключается в улучшении его потребительских качеств путем повышения уровня благоустройства, а также в приведении зданий в соответствие с функциональными требованиями путем применения современных строительных конструкций, материалов.
Модернизация - частный случай реконструкции, предусматривающий изменение и обновление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания (сооружения) старой постройки и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике условий проживания и эксплуатационным параметрам производственных зданий». (Приказ РАО "ЕЭС России" от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и вводе в действие стандарта организации ОАО РАО "ЕЭС России" "Здания и сооружения объектов энергетики. Методика оценки технического состояния»).
Таким образом, выполнить такие требования, как привести в соответствие с нормативными требованиями пандус, дублирующий лестницу на входе, оборудовать поручни по обеим сторонам пандуса на входе, привести в соответствии с требованиями п.5.1.4 СП 59.12220.2012 ширину проема одной створки входной двери, возможно только в результате модернизации здания.
Однако в данном случае на объектах ответчика модернизация не проводилась. Истцом также не представлено доказательств проведения в данных помещениях модернизации, соответственно требования в этой части не подлежат удовлетворению.
В остальной части требования подлежат удовлетворения, поскольку помещение рельефной тактильной полосы перед маршем лестницы; оборудование поручней по обеим сторонам лестницы на входе, нанесение антискользящего покрытия на поверхности входной площадки, помещение информации о назначении помещения внутри здания, дублированной рельефными знаками – не требуют реконструкции или модернизации здания. Кроме того, ответчиком не представлено подтверждение того, что требования закона в данной части выполнить невозможно.
Доводы ответчика о том, что ими обеспечено предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида, следовательно, нет необходимости обеспечивать доступ инвалидов к отделениям почтовой связи, судом не могут быть приняты, поскольку согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме, в случае, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов.
Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд считает обоснованным исковые требования Ейского межрайонного прокурора удовлетворить в части.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Филиалу ФГУП «Почта России» об обязании обеспечения условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры- удовлетворить в части
Обязать филиал ФГУП «Почта России» (приазовский почтамт УФПС Краснодарского края) по адресу: <адрес> устранить нарушения и обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов путем выполнения: перед лестницей на входе поместить рельефную тактильную полосу шириной 0,3-0,5м. за 0,8-0,9м перед маршем лестницы вверху и внизу; оборудовать поручни по обеим сторонам лестницы на входе, нанести антискользящее покрытие на поверхности входной площадки, поместить информацию о назначении помещения внутри здания, дублированием рельефными знаками.
Обязать филиал ФГУП «Почта России» (приазовский почтамт УФПС Краснодарского края) по адресу: <адрес> устранить нарушения и обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов путем выполнения: перед лестницей на входе поместить рельефную тактильную полосу шириной 0,3-0,5м. за 0,8-0,9м перед маршем лестницы вверху и внизу; нанести антискользящее покрытие на поверхности входной площадки, поместить информацию о назначении помещения внутри здания, дублированием рельефными знаками.
В остальной части иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через ленинский районный суд г. Краснодара
Председательствующий: