Дело №2-3394/18 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием представителя ответчика - Атауллиной Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Наугольных Ольги Сергеевны к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании пункта договора противоречащим законодательству,
установил:
Наугольных О.С. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим положения, содержащиеся в п. 2.2.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения об исключении близких родственников из числа лиц, продающих жилые помещения. Требования обосновала тем, что являлась участником программы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» в рамках участия Пермского края в реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В рамках программы между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ истец с несовершеннолетним сыном приобрели двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <Адрес> за счет личных средств и средств социальной выплаты. В рамках проведения контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Пермского края было установлено, что жилое помещение приобретено у близких родственников, в связи с чем Управлением жилищных отношений направлено уведомление с предложением возвратить денежные средства. При этом согласно п. 2.2.5 договора было предусмотрено, что жилые помещения запрещено приобретать у близких родственников, какие-либо санкции за нарушение данного пункта договором не установлены. Кроме того, действующим на тот период времени законодательством не было предусмотрено ограничение на приобретение жилого помещения у близких родственников, а носило рекомендательный характер. После получения уведомления обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление жилищных отношений с заявлением о внесении изменений в Договор, но ответ не предоставлен.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д. 148), о причинах неявки суду не сообщила, заявлений и ходатайств не направила. Ранее в предварительном судебном заседании иск поддерживала, просила его удовлетворить, пояснила, что на поступившее уведомление о необходимости возврата денежных средств, денежные средства не возвращала, со стороны ответчика каких-либо требований, в том числе в судебном порядке, о взыскании денежных средств к ней не предъявлялось.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку договор был заключен по обоюдной воле сторон, оснований для исключения указанного пункта не имеется. То обстоятельство, что запрет на приобретение жилья у близких родственников на момент заключения договора носил рекомендательный характер, не свидетельствует о незаконности его включения в условия договора.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
В судебном заседании установлено, что в рамках участия в программе 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» в рамках участия Пермского края в реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы между Наугольных О.С. и Управлением жилищных отношений администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № на оказание государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья – предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 5).
Пунктом 2.2.5 договора предусмотрено, что Участник программы самостоятельно подбирает вариант приобретения (строительства) жилья, расположенного на территории Пермского края. Распорядитель счета (участник программы) имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц, за исключением близких родственников, отдельного жилого помещения (квартиры, жилого дома) как на первичном (если дом введен в эксплуатацию), так и на вторичном рынке жилья или строительства индивидуального жилого дома, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строиться) жилое помещение.
Наугольных О.С., ФИО1 выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71).
На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом, заключенного между ФИО2, ФИО3 (Продавцы) и Наугольных О.С., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетнего сына ФИО1, Наугольных О.С. и ФИО1 приобрели квартиру, общей площадью 47,5 кв.м, расположенную по адресу: <Адрес> (л.д. 7-9), право собственности на квартиру зарегистрировано за ними Управлением Росреестра по Пермскому краю (л.д. 10).
Согласно материалам учетного дела молодой семьи, Наугольных О.С. является дочерью ФИО3, ФИО2, а также была совместно с ФИО1 зарегистрирована по месту жительства с ФИО3, ФИО2 по адресу: <Адрес> (л.д. 59-146).
Контрольно-счетной палатой Пермского края проведены контрольные мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию мероприятия по обеспечению молодых семей первичной финансовой поддержкой в приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья», которые оформлены Актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-36), в котором также отражено, что Наугольных О.С. нарушены условия договора о предоставлении социальной выплаты в части запрета на приобретение жилого помещения у близких родственников. Отмечено также, что условиями договора не предусмотрены последствия нарушения такого запрета, в связи с чем не представлялось возможности отказать семье в перечислении социальной выплаты при неправильном использовании ею социальной выплаты в нарушение условий о запрете на приобретение жилого помещения у близких родственников.
ДД.ММ.ГГГГ за №СЭД№ Управлением жилищных отношений администрации г. Перми в адрес Наугольных О.С. направлено требование о возврате денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., с указанием, что социальная выплата предоставлена неправомерно, поскольку жилое помещение приобретено у близких родственников (л.д. 11).
Обстоятельства того, что жилое помещение было приобретено истцом у близких родственников, истцом не оспаривались.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, включающая в себя Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050, в настоящее время утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
В соответствии с п.38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы) распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого
Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п утвержден порядок реализация мероприятий Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы на территории Пермского края (далее – Порядок).
Согласно п. 2.1. Порядка реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям:
2.1.1. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов;
2.1.2. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
В соответствии с п. 2.7 Порядка социальная выплата, указанная в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, предоставляется органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в Подпрограмме, за счет средств местного бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, субсидий из бюджета Пермского края и средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Порядком.
Пунктом 2.8 Порядка предусмотрено, что социальные выплаты, предоставляемые в соответствии с пунктами 2.1.1-2.1.2 настоящего Порядка, предоставляются на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилья как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1.3.6 настоящего Порядка.
Приобретаемое жилое помещение (строящийся индивидуальный жилой дом) должно находиться на территории Пермского края.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося индивидуального жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.
Согласно п. 1.3.6 порядка жилье - жилое помещение (квартира, жилой дом), отвечающее требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №609 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Правила предоставления молодым семьям социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 17.12.2010 №1050, были внесены изменения, а именно указано, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер) (п. 2(1) Правил).
Постановлением Правительства Пермского края от 27.04.2018 №224-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 г. №215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1322-п, в п. 2.8 Порядке были внесены изменения, а именно, указано, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Таким образом, на момент предоставления социальной выплаты и заключения договора купли-продажи квартиры в действовавшем на тот период времени законодательстве отсутствовал запрет на приобретение жилого помещения у близких родственников, в связи с чем предоставление социальной выплаты молодой семье Наугольных О.С. было законным.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу того, что договор между сторонами заключен добровольно, стороны самостоятельно и добровольно предусмотрели его условия, что соответствует положениям ст.ст. 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое положение п. 2.2.5 Договора не противоречило действовавшему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и могло быть включено в договор, о чем стороны договорились, заключив его на указанных условиях. Кроме того, как установлено в судебном заседании, нарушение данного условия договора, не предусматривает каких-либо последствий для сторон как в силу действовавшего на тот период времени законодательства, так и заключенного договора.
Таким образом, оснований для признания пункта договора недействительным в силу его противоречия закону суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Наугольных Ольги Сергеевны к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим положения, содержащиеся в п. 2.2.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения об исключении близких родственников из числа лиц, продающих жилые помещения – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 16.11.2018