Дело №2-3394/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Пчёлкиной Н.Ю.,
при секретаре: Бин Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести денежные выплаты для подготовки к школе
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести денежные выплаты для подготовки к школе. В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоен статус «многодетная семья». ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» с заявлением о получении единовременной выплаты для подготовке к школе первоклассника и учащихся 2-11 классов из многодетной семьи в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае». Спустя почти полтора года, ДД.ММ.ГГГГ истцом получено уведомление об отказе в удовлетворении заявления поскольку дети находятся на полном государственном обеспечении. С данными доводами истец не согласна, поскольку на полном государственном обеспечении дети могут находиться во время пребывания в государственной или муниципальной организации, в семье опекуна, попечителей, приемных родителей. Дети истца на полном государственном обеспечении не находятся, истец сама им покупает лекарства, еду, несет коммунальные расходы без каких-либо скидок и социальной поддержки. Требование закона о том, что в семье должно воспитываться трое и более детей до 18 лет, соблюдено. Кроме того, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете в управлении социальной защиты населения по .... как многодетная семья, но мерами социальной поддержки не пользуется. Таким образом, действиями ответчика нарушены права истца как многодетной матери и как матери, воспитывающей и содержащей ребенка инвалида.
На основании изложенного, просит признать решения Министерства социальной защиты Алтайского края от 08.11.2019 об отказе в предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе недействительным. Признать право в предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе с ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО8, ФИО6, обязать министерство социальной защиты .... произвести денежные выплаты для подготовки к школе детей: ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО8, ФИО6.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель ФИО5 на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Дополнительно истец пояснила, что она воспитывает семерых детей, семье присвоен статус многодетной. Когда дети поступали в семью, ей выплачивалось единовременное пособие. Более никаких выплат не производится. На полном государственном обеспечении дети не находятся. На каждого ребенка в месяц она получает 11 700 руб. от комитета по образованию.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» ФИО11 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва. Пояснила, что согласно п. 1.5 Положения меры социальной поддержки не предоставляются опекунам (попечителям), получающим в установленном законом Алтайского края денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно сведениям отдела по охране прав детства .... на ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 назначено пособие на содержание ребенка в семье опекуна. Таким образом, назначить единовременную выплату для подготовки к школе у управления правовых оснований нет. Исковые требования должны быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства, срок исковой давности по административному иску пропущен.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и следует из представленных документов, что ФИО1 является опекуном ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Несовершеннолетняя ФИО7 является ребенком – инвалидом, что подтверждается удостоверением №, справкой МСЭ-2009 №.
Согласно справке КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлен статус «многодетная семья».
Из материалов дела следует, что истец и несовершеннолетние дети проживают по адресу: ...., зарегистрированы по месту жительства по данному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу с заявлением о назначении единовременной выплаты для подготовки к школе первоклассников ФИО9, ФИО10 и с заявлением о предоставлении ежегодной денежной выплаты для подготовки к школе учащихся 2-11 классов ФИО8, ФИО7.
ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» вынесено решение № об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении ежегодной денежной выплаты для подготовки к школе учащихся 2-11 классов, поскольку на детей назначено денежное пособие на содержание в семье опекуна.
ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» вынесено распоряжение № об отказе в назначении мер социальной поддержки в виде ежегодных/единовременных выплат на подготовку к школе детей ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО7.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлены уведомления об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку дети находятся на содержании в семье опекуна.
Не согласившись с решениями, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Доводы ответчика о том, что заявленные исковые требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, пропуске срока исковой давности, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ, суд во внимание не принимает в силу следующего.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Таким образом, заявленные исковые требования вытекают из гражданско-правовых отношений, следовательно, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
В силу 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Решение об отказе в предоставлении выплат вынесено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, о нарушении срока исковой давности истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты подлежит исчислению срок исковой давности.
С настоящим иском истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока исковой давности.
Между тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семья для подготовки детей к школе установлен Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки семьям при рождении детей, утвержденным Постановлением Правительства Алтайского края от 19.04.2017 №125 "О предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае" (далее – Положение), Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 22.03.2018 №94 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе».
Согласно пункту 1.1 настоящее Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе (далее - "меры социальной поддержки"):
единовременной денежной выплаты для подготовки к школе первоклассника из многодетной семьи (на приобретение школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды, спортивной формы, а также иных товаров, необходимых для посещения школьных занятий) (далее - "единовременная денежная выплата");
ежегодной денежной выплаты для подготовки к школе учащихся 2 - 11 классов, а также учащихся, принятых повторно на обучение в 1 класс общеобразовательной организации по программе начального общего образования, из многодетных семей (на приобретение школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды, спортивной формы, а также иных товаров, необходимых для посещения школьных занятий.
Настоящее Положение распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации) по состоянию на начало учебного года, на подготовку к которому предполагается получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Положением.
Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда (пункт 1.2).
В соответствии с пунктами 1.3 Положения для определения права на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Положением, многодетной семьей определена семья, имеющая и воспитывающая троих и более детей в возрасте до 18 лет по состоянию на начало учебного года, в том числе детей, принятых под опеку (попечительство).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Положения единовременная денежная выплата и ежегодная денежная выплата предоставляются одному из родителей либо опекуну (попечителю) из числа лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения (далее - "заявитель"), на каждого совместно проживающего с ним ребенка из многодетной семьи, приступившего с начала учебного года к обучению в общеобразовательной организации Алтайского края.
Ежегодная денежная выплата предоставляется 1 раз за 1 учебный год, начиная с года, следующего за годом приема ребенка на обучение в общеобразовательную организацию по программе начального общего образования, на основании ежегодного обращения заявителя в порядке и с документами, установленными настоящим Положением.
Единовременная денежная выплата и ежегодная денежная выплата предоставляются в размерах, установленных законодательством Алтайского края.
Предоставление единовременной денежной выплаты и ежегодной денежной выплаты осуществляется краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства или по месту пребывания заявителя (пункт 3.1).
Таким образом, КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» является надлежащим ответчиком по делу.
Пунктами 1.4 и 1.5 Положения предусмотрено, что при отнесении семьи к категории многодетных семей не учитываются:
дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
дети, переданные под опеку (попечительство);
дети, в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах;
дети, которые приобрели в возрасте до 18 лет дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, установленные настоящим Положением, не предоставляются гражданам:
на детей, которые находятся на полном государственном обеспечении;
на детей, достигших на начало учебного года возраста 18 лет;
лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах;
опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Алтайского края порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктами 3.12 и 3.13 Положения решение о предоставлении единовременной денежной выплаты или ежегодной денежной выплаты либо об отказе в их предоставлении принимается начальником управления социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня обращения с заявлением и документами в управление социальной защиты населения или со дня передачи полного пакета документов в управление социальной защиты населения в случае обращения в многофункциональный центр, или со дня поступления последнего документа (сведений), запрошенного в соответствии с пунктом 3.11 настоящего Положения.
Уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты или ежегодной денежной выплаты направляется заявителю в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
В случае отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты или ежегодной денежной выплаты в уведомлении указывается причина отказа и порядок его обжалования. Одновременно заявителю возвращаются представленные им документы (копии документов).
Таким образом, законодателем установлено, что меры социальной поддержки многодетным семья для подготовки детей к школе не предоставляются опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Алтайского края порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Такое правовое регулирование обусловлено предоставлением опекунам иной меры поддержки - пособия по содержанию ребенка по линии органа опеки и попечительства, которое должно быть направлено опекуном на нужды и интересы ребенка.
В судебном заседании истец поясняла, что получает ежемесячное пособие от органа опеки и попечительства на содержание детей, переданных под опеку.
Поскольку истец является опекуном в отношении всех детей многодетной семьи, не имеется правовых оснований для признания незаконными решений ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении единовременных (ежегодных) выплат на подготовку детей к школе.
Указание в исковых требованиях даты вынесения решений об отказе «08.11.2019» является опиской. ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлены уведомления об отказе. Решения по результатам рассмотрения заявлений истца приняты ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о том, что уведомления об отказе направлены в ее адрес по истечении установленных законом сроков, являются обоснованными, стороной ответчика не опровергнуты.
Между тем, указанное обстоятельство не может являться основанием для отмены правильных по существу решений.
Исковые требования о признании права на получение выплат, возложении на ответчика обязанности произвести выплаты не подлежат удовлетворению как производные от первоначальных требований.
На основании изложенного, исковые требования ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» оставить без удовлетворения.
Pешение суда может быть обжаловано в Алтайский кpаевой суд чеpез Центральный районный суд г.Барнаула в течении одного месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья: Н.Ю. Пчёлкина
Копия верна:
Судья Н.Ю.Пчёлкина
Секретарь Э.С. Бин
22RS0068-01-2020-004140-79